Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 19:16

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » История

Великие географические открытия
Автор: Девятко Г.К.
Тема: «Великие географические открытия»

Методическая цель: использование нестандартных форм обучения на уроках истории.
Цели урока:
1. Показать, что в результате экспе¬диций в неизвестные доселе европей¬цам страны в XV в. был открыт Амери¬канский континент, началась европей¬ская колонизация Нового Света.
2. Углубить полученные в курсе гео¬графии знания о путешествиях средне-вековых мореплавателей.
3. Помочь учащимся понять, что Ве¬ликие географические открытия яви¬лись крупным вкладом в науку, имели значительные последствия для разви¬тия европейской и мировой экономики, социальных отношений, культуры, по¬
вседневной жизни людей.
Эпиграф урока: «Они шли с крестом в руках и ненасытной жаждой золота в сердце».

Форма урока : интегрированный
Оборудование урока : учебник «Новая история», карта «Великие географические открытия », иллюстрации.

План урока:
1 .Оргмомент
2. Опрос
- Индивидуальные задания по карточкам
-Что такое эпоха Возрождения?
-Кого называют титанами?
-Творчество кого из мастеров – гуманистов привлекло ваше внимание?
- Расскажите о произведении живописи, архитектуры?
3.Новая тема
1.Исторические условия и причины Великих географических открытий.
2.Новые миры – морской путь в Индию, открытие нового света, первое кругосветное путешествие.
3. Крушение средневековых представлений о географической картине мира.
4.Конкистадоры. От открытий к завоеваниям.
1.
Учитель : объявление темы урока , постановка целей урока
В начале урока учащимся предлага¬ется познавательное задание:

Каков смысл эпиграфа урока? О ком идет речь? Почему они шли с крестом в ру¬ках? Почему с жаждой золота? Что го¬ворят эти слова о причинах Великих ге¬ографических открытий? Что о тех, кто их совершал?

Организуется словарная работа с понятием «колония». По определению С.И.Ожегова, колония -— это: 1) поселе¬ние, состоящее из выходцев из другой страны, области; 2) страна, лишенная самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства.
Учитель: Приведите известные примеры колоний в первом значении этого слова (учащие¬ся вспоминают о колониях, возникших в результате великой греческой колони¬зации).
В наши дни слово «колония» во вто¬ром значении чаще всего употребляется с прилагательным «бывшая». В XX в. практически все страны стали по-литически и эко¬номически неза¬висимыми. Кру¬шение колониаль¬ной системы нача¬лось в XIX в. с Бразилии, Арген¬тины, Мексики, Венесуэлы, за-кончилось в XX в. в Африке. По¬следней африкан¬ской страной, по¬лучившей незави¬симость, была На¬мибия.
Обратимся к истории Вели¬ких географичес¬ких открытий, одним из результатов которых стало фор¬мирование первых колониальных импе¬рий — испанской и португальской

В процессе беседы с учащимися вы¬ясняются основные причины Великих географических открытий.
Учащиеся делают соответствующие записи:
1.0 увеличением производства това¬ров, расширением торговли возникла нехватка драгоценных металлов. Мес¬торождения в Европе не могли удовле¬творить эту потребность. В XV в. для по¬исков золота были организованы пер¬вые экспедиции в неизведанные страны.
2. Торговые пути с Индией и страна¬ми Азии находились в руках арабов, которые перепродавали европейцам товары в несколько раз дороже, чем платили сами. Начались поиски новых торговых путей в Индию, которые не шли бы через Средиземное море и арабские территории.
Ученик выступает с коротким сооб¬щением о путешествии Афанасия Ники¬тина.
Школьникам предлагается поду¬мать, какие причины, кроме названных выше, могли лежать в основе деятельно¬сти отважных путешественников.
Афанасий Никитин жил в Индии в 1466-1472 гг. Он был тверским купцом, его караван на Волге был разграблен, возвращаться на¬зад означало по-пасть в долговую кабалу, в тюрьму. Никитин приобрел в долг товары, ку-пил лошадь и от¬правился через Каспий, Иран, Ор¬музский пролив в Индию, где эти то¬вары дорого стои¬ли. В 1469 г. он прибыл в город Камбей. Тут выяс¬нилось, что он был не только пред¬приимчивым куп¬цом, но и умным, заинтересованным наблюдателем. Он сдружился с мест¬ными жителями,
выучил язык хинди. Увиденное поразило его, он захотел, что¬бы об удивительной стране узнали как мож¬но больше людей.
Никитин стал первым европейцем, оста¬вившим правдивое описание Индии. Он по-казал ее реалистично, деловито, без при¬крас. Назвал он свое описание «Хождением за три моря». Состоялось оно за тридцать лет до путешествия Васко да Гамы.
3.Стремление больше узнать о дале¬ких землях, описать обычаи и нравы их жителей.
2.
Продолжая беседу, учитель пред¬лагает школьникам предположить, ка¬кие части света отсутствовали бы на географической карте, составленной в XV в. (Австралия, Америка, Антарк¬тида). Справедливости ради надо ска¬зать, что моряки из
Скандинавии, от¬крыв Гренландию, добрались до Се¬верной Америки. Но это открытие ос¬талось неизвестным. А вот Африку ев¬ропейские мореплаватели и купцы знали неплохо.
Португалия — страна отважных моряков, главными занятиями кото¬рых были морская торговля и рыбо¬ловство. Вдоль берегов Португалии проходил важный путь из Средизем¬ного моря в Балтийское и Северное. С XV в., не отдаляясь от берега, порт гальские корабли стали совершать экспедиции вдоль западного берега Африки.

Земли, известные португальцам, на¬зывались так: Невольничий рынок, Бе¬рег Слоновой Кости, Золотой Берег. О чем говорят эти названия?
Португальцы верили, что, обойдя Африку с запада, можно попасть в Ин¬дию, о богатствах которой ходили ле¬генды.
Ученик, играющий роль Бартоломео Диаша, рассказывает:
Ваше величество, этот отчет я пишу вам в печали и тоске, Прошу простить меня, что экспедиция не удалась. Путь в Индию не открыт.
Мои матросы подняли бунт. Слишком много испытаний пришлось нам выдер¬жать. Долгое время мы шли у самых бере¬гов Африки. Вам известно, что это самое жаркое место на свете. У нас осталось сов¬сем мало продуктов. Самое страшное - это нехватка воды. Она ценится в здешних ме¬стах дороже золота. Жажда, сжигающая все жажда. Жестокая лихорадка унесла жизни многих моих матросов. Сильные ве¬тры порвали паруса.
Но мы все-таки обогнули южную оконеч¬ность Африки. Мыс Доброй Надежды —. так назвали мы самую южную точку Африки. Я нанес на карту очертания африканских бе¬регов. В Африке много рабов и земли. Я по¬нимаю всю ничтожность моих объяснений, но уповаю на Ваше милосердие.
То, что не удалось Диашу, сумел осу¬ществить Баско да Гама.
Ученик читает «письмо» отважного путешественника:
«Ваше Величество, через четыре с поло¬виной месяца после отплытия мы обогнули Африку и вышли к ее восточному побере¬жью. Нога европейского путешественника здесь еще не ступала.
Сильные бури и встречные течения за¬трудняли плавание. Матросы страдали от жары, умирали от болезней. Но мне удалось найти опытного лоцмана, который провел корабли через Индийский океан-
С радостью в сердце сообщаю Вам, что в мае 1498 г. португальские корабли бросили якорь у индийского города Каликут. Меня принял раджа.
Я приказал матросам закупить на берегу пряности. Но арабские купцы, боясь нас, уго¬ворили раджу арестовать моих людей. В от¬вет я арестовал несколько знатных индий¬цев, которые осматривали мой корабль. Тог¬да раджа выпустил матросов и прислал за индийцами лодки. Но я приказал открыть огонь из пушек и отказался вернуть пленни¬ков. Вскоре они будут доставлены к вам во дворец.
Наша экспедиция длилась два года, в пу¬ти погибло много матросов, но путь в Индию открыт. Пряности, которые мы привезли, в 60 раз дороже суммы, затраченной на орга¬низацию путешествия.»
Об истории открытия Америки Хри¬стофором Колумбом и кругосветном пу¬тешествии Ф.Магеллана учитель рас¬сказывает сам.
Христофор Колумб ( 1451 – 1506)
Морской путь на запад, через Атлантику , в поисках Индии прожил генуэзский мореплаватель Христофор Колумб. Как истинный католик , он верил в свое божественное предназначение - нести веру Христову народам, не ведающим христианства . В 1486 г. он обратился к королю Испании Фердинанду и королеве Изабелле с предложением об организации экспедиции через Атлантику.
Правители Испании видели , что соседняя Португалия становилась все более могущественным государством, что своим процветанием она обязана морским экспедициям. Кроме того, после окончания войны с арабами оказались не у дел тысячи рыцарей. Их энергию следовало направлять в нужное русло .
8 сентября 1492 г. три каравеллы - «Санта – Мария», «Нинья», и «Пинта» - взяли курс на запад , в открытый океан . Тридцать три дня моряки не видели ничего кроме неба и воды. И вот 12 октября в 2 часа ночи с палубы «Пинты раздались крики : «Земля ! Земля! » Это оказался один из островов Багамского архипелага. Колумб открыл еще несколько островов. Их жителей объявили подданными Испанской короны и назвал индейцами. НА счету Колумба было 4 экспедиции , но ни из одной он не привез сокровищ.
В Европе о путешествиях Колумба и открытых им землях узнали из рассказов флорентийца А. Веспуччи. Он дважды плавал через океан с испанцами и португальцами. Экспедиции обследовали острова Вест- Индии и побережье Ю. Америки. Веспуччи предложил именовать эти земли Новым светом и усомнился в том , что Колумб открыл именно Индию. В 1507 г. На географической карте появилась Америка .
Работа с картой . Учитель показывает маршруты путешественников.
Учащимся предлагают¬ся вопросы:
1. Каковы цели путешествий Б.Диаша, Васко да Гамы, Х.Колумба?
2. Каким было отношение европей¬ских моряков к местному населению? Чем оно объяснялось?
3. Согласны ли вы с тем, что Великие географические открытия можно на-звать подвигом мореплавателей? Поче¬му?
Рассказ учителя
Фернан Магеллан ( 1480 – 1521) На родине воинские заслуги обедневшего португальского дворянина не были оценены по заслугам и он пошел служить к испанскому королю, который помог ему снарядить 5 каравелл. Магеллан, опытный мореплаватель, человек железной воли и незаурядных способностей, возглавил экспедицию из 265 – ти человек.В сентябре 1519 г. флотилия вышла в океан . Более года потребовалось Магеллану , чтобы достиячь пролива, соединяющего Атлантический и Тихий океаны, позднее названного Магеллановым . В ноябре 1950 г. корабли вышли в Тихий океан. Им предстояло пройти 17 тыс. км. До ближайшего острова Вос. Азии.
В марте 1521 г. мореплаватели увидели землю. Это были Марианские острова. Продолжив плавание, корабли достигли Филиппинских островов. Здесь в стычке с туземцами Магеллан был убит. После его гибели флотилию из трех оставшихся каравелл и 115 – ти человек экипажа возглавил Себастьян Элькано.
6 сентября 1522г. каравелла «Виктория» с 18 –тью членами экипажа достигла Испании. Император наградил Элькано фамильным гербом с изображением земного шара , обвитого надписью : Ты первый совершил плавание вокруг меня.
Работа с картой .Учитель показывает маршруты путешественников
3.
Учитель:- В 1520 – 1540 гг. были уничтожены крупнейшие государства Нового Света – ацтеков и инков, разрушены самобытные цивилизации и культуры индейцев, погибли от голода и болезней десятки миллионов людей.
- В Европу хлынул огромный поток золота и серебра.
- ЗА короткое время представления европейцев о мире сильно изменились. Оказалось , что географические сведения , содержащиеся в Библии , далеко не полны. Люди , со страхом ждавшие конца света в 1492г. конца света , открыли Новый Свет
-Началось морское , колониальное и торговое соперничество Португалии с Испанией . В 1494 г. между ними был заключен Тордесильясский мир – о разделе сфер колониальных захватов в западном полушарии.
Географические открытия ознаменовали начало эры господства Европы в мире, расширившей свое влияние благодаря океанским путям далеко за пределами собственных границ.
Вопрос: Назовите последствия географических открытий ?
4.
Учитель:В конце 15 – 16 в. тысячи испанских солдат переправлялись в Новый Свет , добывая золото и завоевывая все новые и новые земли для испанской короны. Они считали войну едва ли не единственным занятием, достойным дворянина. Их стали называть Конкистадорами- завоевателями.Эрнан Кортесв феврале 1519 г. его отряд из 400 испанцев и 200 индейцев – носильщиков высадились на берегу залива .Первое сражение он выиграл. Индейцы в панике разбежались. В июле 1521 г. Кортес разгромил г. Теночтилан. Он стал наместником Новой Испании. Франсиско Писарро продолжил кровавую летопись конкистадоров. Его имя связано с крушением державы инков .В 1431 г. он завербовав 130 солдат отправился на поиске загадочной страны Эльдорадо. Демонстрируя добрые намерения ,Писарро попросил о встрече с правителем инков, но при этом готовил провокацию. Плененный правитель заплатил выкуп за себя – 6 т. золота. Писарро затеял неправый суд над правителем инков и приговорил его к смерти. Могущественное государство инков прекратило свое существование.
Вопрос : Кого называли конкистадорами? Почему государства Нового Света стали легкой добычей конкистадоров?
Закрепление
Учащимся предлагают¬ся вопросы:
1.Каковы цели путешествий Б.Диаша, Васко да Гамы, Х.Колумба?
2.Каким было отношение европей¬ских моряков к местному населению? Чем оно объяснялось?
3.Согласны ли вы с тем, что Великие географические открытия можно на-звать подвигом мореплавателей? Поче¬му?
4. Какое значение имели плавания Колумба и Магеллана?
В заключение урока с опорой на учеб¬ник рассматривается вопрос о том, кто участвовал в экспедициях и последовав¬ших за ними колониальных захватах.
5. Показать на карте маршруты путешествий Б.Диаша, Васко да Гамы, Х.Колумба и Ф.Магеллана,

6. Как изменилось представление людей о мире после географических открытий?

7. Какие государства уничтожили конкистадоры? Показать их на карте.
Домашнее задание : параграф 3 , вопросы на стр. 53.Оценки.
Категория: История | Добавил: Айя (25.10.2012) | Автор: Девятко Г.К.
Просмотров: 2076 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 sljusartat   (26.01.2014 20:15)
Спасибо за интересную разработку. Урок выстроен очень грамотно. Разнообразные задания вырабатывают умение составлять логические смысловые цепочки, устанавливать причинно-следственные связи. Театрализация, подготовка  сообщений позволяют раскрыться  ученикам и по иному оценить нелегкий труд учителя.

1 5soldo   (17.12.2012 17:09)
Действительно, урок содержит включение элементов драматизации, что очень его оживляет, а также делает процесс обучения более интересным. На уроке осваивается и закрепляется большой объём учебного материала. Хочется отметить очень грамотное, профессиональное планирование урока. Как преподаватель истории искусств считаю, что если Вы спрашиваете о достижениях в области культуры, то надо говорить о живописи и скульптуре, т.к.это основополагающие направления эпохи, а архитектуру не трогайте - там новшеств особо значимых не было. И раз Вы уже начали с эпохи Возрождения, то в конце урока кроме расширения кругозора нужно обязательно выйти на ломку мировоззренческих понятий. И если хотя бы вскользь задеть вопрос о научных открытиях того времени, то межпредметные связи можно было бы считать полностью реализованными.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz