Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 01:25

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » История

конспект урока на тему:«Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева»
Тема: «Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева»
цель: изучить крестьянскую войну 1773-1775 гг., познакомить учащихся с личностью Пугачева, проанализировать причины участия казахов в этой войне.
Задачи:
• Образовательная – создать условия для формирования устойчивых знаний по теме. Сформировать представление о крестьянской войне 1773-1775 гг, её причинах, особенностях и последствиях. Познакомить с личностью Е.И.Пугачева, узнать о причинах участия казахов в этой войне
• Развивающая – продолжить формирование умений работы с информационными источниками: историческим текстом, текстом учебника, картой, презентацией, интерактивной доской, Интернетом. Развивать критическое мышление, через установление причинно-следственных связей. Развивать навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся. Активизировать развитие познавательного интереса, через использование ярких видео - образов, позволяющих погружение в эпоху.
• Воспитательная – способствовать формированию культуры межличностного общения через умение слушать друг друга, анализировать ответы, задавать вопросы, работать в паре, группе. Способствовать формированию позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников, формировать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории.
Тип урока: комбинированный
Метод: словесный ,групповой
Приёмы: фишбоун
Ход урока
I Организационный момент.
II Постановка цели урока
Учитель: Сегодня мы изучаем новую тему: участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачёва. Историки по-разному называют это событие. Одни называют «восстание», другие – «бунт», третьи – «крестьянская война». Мы будем придерживаться понятия «крестьянская война». Какие цели и задачи мы определим на урок?
-Учащиеся предлагают свои варианты…
III Изучение нового материала.
Учащиеся заранее сели по группам.
Учитель. Емельян Пугачев жил в эпоху так называемого золотого XVIII века Екатерины. Это был век блестящих побед русской армии, век расцвета культуры и укрепления абсолютизма, век государственных переворотов. Но это еще и время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из печальных страниц в истории России является выступление крестьян под руководством Емельяна Пугачева. Историки именуют события 1773–1775 гг. пугачевщиной.
Оценки Крестьянской войны неоднозначны. Какие существуют точки зрения об этом событии?
А) в дореволюционной России Е. Пугачев – разбойник, злодей. Единственный человек, по-новому взглянувший на человека – А. С. Пушкин.
Б) В революционной России и СССР Е. Пугачев – народный заступник, герой.
В) В перестроечный период Емельян Пугачев – разбойник. Крестьянская война – разбойное предприятие, особенно подчеркивалась жестокость восставших.
Г) В настоящее время более лояльная точка зрения: - Крестьянская война 1773-1775 годов – народное движение мы попробуем определить: кто он народный герой, заступник крестьян или разбойник, злодей. Ставится проблема.
Просмотр видеоролика «Начало восстания»
Учитель: кто же такой Емельян Пугачев. Краткая биография
Сообщение ученика:
Пугачев Емельян Иванович (1740/или 1742/ – 1775), донской казак, хорунжий, предводитель восстания 1773–1775, ранее участник Семилетней (1756–1763) и русско-турецкой (1768–1774) войн. Емельян Иванович Пугачёв родился в начале 40-х годов на на Дону. В годы Семилетней войны и русско – турецкой войн он храбро сражался и за успехи в службе получил чин хорунжего. В 1771 году Пугачёв дезертировал из армии, несколько раз был пойман, бежал. В августе 1773 года он направился на Яик и объявил себя «Чудесно спасшимся» императором : Дед – Михаил по прозвищу «Пугач» /филин/, позднее Емельян стал Пугачёвым. Мать – Анна Михайловна, брат – Дементий, сестра – Ульяна, Феодосья. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с сединой, от золотухи на левом виску был шрам. Человек не грамотный, но очень смелый и живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко, убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в юности, военная служба в армии в годы 7-летней и русско-турецкой войн, лишение и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный опыт.
Характеристики Е.И.Пугачева.
"Сам наперед, нимало не опасался стрельбы из пушек, ни из ружей”, всегда подавал пример храбрости. По свидетельству очевидцев, он был очень сведущ в военном деле: он лучше всех знал, как "в порядке артиллерию содержать” и как "правильно палить из пушек”. Он был живым и общительным человеком, любил шутку, песню. Он хорошо говорил: ярко, убедительно, пересыпая речь поговорками, пословицами. Был удивительно находчив. Его соратники склоняли голову перед его отвагой, поражались его смелости и проворству. В нем сильно представлен беспокойный, бродяжий, пылкий дух и, сверх того, артистический дар, склонность к игре, авантюре.
Его называли "извергом, кровопийцей, разбойником”. В церквях и монастырях попы проклинали его, грозили муками в аду, благословляли жестокую расправу с ним и его соратниками. "Его армия все, что на пути своем ни встречала, убивала, грабила и расхищала, подобно саранче; селения по тракту нашему были пусты, и в оных мы находили ничего более, кроме престарелых людей”.
Учитель. Почему народ ему поверил? Народ, встретив с радостью императора Петра III, присягает ему на верность. Пугачев обращается к своим поданным с Указом. Текст этого документа у вас на столах.
Создается ситуация погружения в историю.
МАНИФЕСТ Е.И. ПУГАЧЕВА ЯИЦКОМУ ВОЙСКУ
О ПОЖАЛОВАНИИ ЕГО РЕКОЮ, ЗЕМЛЕЮ, ДЕНЕЖНЫМ
ЖАЛОВАНЬЕМ И ХЛЕБНЫМ ПРОВИАНТОМ,
Самодержавного императора, нашего великого государя Петра Федоровича всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая.
Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вошы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей вашых. Будите мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и татары. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу, винъныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с веръшын и до усья, и землею, и травами, и денижъным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтьтам.
Я, великий государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь.
Учащиеся читают обращение Е. Пугачева народу, так называемые «прелестные письма.»
Учитель: Почему эти письма называются «прелестными». Какова цель этих писем? Под влиянием этих писем крестьяне поднимают восстание. Вспомним, с чего мы начинаем разбирать восстание.
Рассмотрим причины: учащиеся рассматривают в группах причины цели и движущие силы восстания, заполняют таблицу
Причины 1. Усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьян
2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах
3. Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья, Казахстана.
Цели 1. Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов
2. Объявление всех участников восстания свободными казаками
3. Равенство народов и вер
4. Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III»
5. (Е. Пугачева)
Движущие силы 1. Казаки
2. Крестьяне
3. Работные люди
Учитель: восстание проходило в 3 этапа.
1этап.17.09.73-апрель1774 г. 5октября Пугачев подошел к Оренбургу и осадил его вскоре к нему подошли башкиры во главе с С. Юлаевым. Вскоре повстанцы разбили отряд генерала Кара. В марте 1774 г. к Оренбургу подошел ген.А.Бибиков. После 6-часового сражения восставшие были разбиты и Пугачев с небольшим отрядом бежал на Урал.
2 этап. Апрель-июль 1774 г. На Урале армия Пугачева пополнилась за счет местных рабочих. Они привезли с собой пушки. Пугачев двинулся в Поволжье, где к нему начали примыкать отряды местных народов. В июле восставшие овладели посадом Казани и осадили ее Кремль. Екатерина II направила под Казань армию ген. Михельсона. Он разбил пугачевцев и остатки их отрядов переправились через Волгу.
3 этап. Июль-сентябрь 1774 г. 31 июля Пугачев в своем указе объявил об освобождении крестьян и уничтожении дворян и чиновников. К нему примкнули тысячи крестьян. Восставшие подошли к Царицину, но взять город не смогли и вскоре у Черного Яра они потерпели сокрушительное поражение. Пугачев попытался скрыться на Яике, но 12 сентября был арестован старшиной и выдан властям. Но восстание продолжалось еще в течение почти целого года.
Работа со схемой, ход восстания.
Задания для групп: Работа с учебником читаем и находим причины участия казахов в восстании Е.Пугачева
Ответы:
1. Нехватка пастбищных угодий.
2. Протест против строительства военных укрепленных линий.
3. Грабеж казахских аулов.
4. Постоянные приграничные конфликты.
Учитель :основываясь на текст учебника определите положительные и отрицательные стороны данного восстания.
Ответы учащихся.обсуждение
IV.закрепление
Приём фишбоун.
Д.з прочитать параграф ,выучить даты
1. Годы восстания Е.Пугачева:
A) 1772-1775 гг.
В) 1773-1775 гг.
C) 1773-1776 г.
D) 1774-1776 гг.
E) 1775-1778 гг.
2. Казахи каких жузов принимали участие в восстании Пугачева?
A) Старший и Средний жузы.
В) Старший и Младший жузы.
C) Младший и Средний жузы.
D) Весь Казахстан.
E) Нет правильного ответа.
3. Найдите ошибку в перечне причин участия казахов в восстании Пугачева?
A) Обострение земельного вопроса.
В) Нападение и насильственный грабеж Яицких казаков казахских аулов.
C) Строительство казачьих крепостей.
D) Введение новых военных налогов.*
E) Изъятие плодородных кочевий казахов
4. Где находилась ставка Е.Пугачева?
A) На берегу р. Урал.
В) На берегу р. Эмба.
C) На берегу Каспийского моря.
D) На берегу р. Усиха.*
E) Нигде на встречался.
5. Кто был ханом Младшего жуза в годы восстания Пугачева?
A) Абылай.
В) Нуралы.*
C) Ералы.
D) Досалы.
E) Есим
6. Когда было распространен Манифест Пугачева по казахским аулам, с обращением утолить «земельный голод»?
A) 1773 году 18 ноября.*
В) 1772 году 15 октября.
C) 1773 году 20 сентября.
D) 1773 году 17 ноября.
E) 1773 году 10 октября.
7. Сколько казахских джигитов приняло участие в осаде Оренбурга?
A) 1000.
В) 2000.*
C) 3000.
D) 500.
E) 10000.
8. При взятии какой крепости казахские отряды были основной ударной силой Пугачева?
A) Пресногорьковской.
В) Троицкой.
C) Гагарьевской.
D) Кулагинской.*
E) Оренбургской.
Категория: История | Добавил: Аскерова (01.02.2014) | Автор: Аскерова Людмила Геннадьевна E
Просмотров: 3373 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Dina277   (22.12.2015 23:52)
Разработка урока интересная, но вот  метод"фишбоун" сильно заинтриговал. Было бы хорошо, если действительно схематически его представить. А сам урок очень хороший.

1 Ирина0250   (13.03.2015 18:25)
Так как я являюсь учителем истории, данный материал  полностью раскрывает тему , я его  могу использовать на своём уроке. Спасибо большое.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz