Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 12:48

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » История

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
Т.А. Кучерова
учитель истории СШ №2
Акмолинская область, г.Акколь,
«Учитель я! Моя задача - решить вопрос и дать ответ,
И детям посулить удачу, познания раскрыть секрет».
Пути повышения эффективности образования ищут во всех странах мира, что делает проблему результативности, качества образования одной из актуальных и приоритетных в системе современного отечественного образования. Одним из важных направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий, приёмов и подходов, направленных на развитие личности и индивидуальности каждого ученика.
История и обществознание являются одними из тех наук, которые составляют базовую основу гуманитарного знания. Тенденции мирового общественного прогресса, заключающиеся в ускорении темпов демократизации жизни общества, динамичном развитии экономики, структурных изменениях в сфере занятости, росте социальной мобильности предъявляют новые требования и к области «История».
Как сформировать у растущей личности умение жить, стремление достичь жизненного успеха в сложном, быстро меняющемся современном социуме? Дать ответ на эти вопросы и реализовать модель обучения, которая обеспечит достижение результата, соответствующего цели гуманизации, и позволит повысить качество образования, призван компетентностный подход, провозглашённый в материалах модернизации отечественного образования, как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования.
Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности личности. Цель компетентностного подхода - обеспечение качества образования. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые конструкты: компетентности и компетенции.
Впервые «компетентностная» тема стала разрабатываться в Англии в 50-60-е годы прошлого века. Если образование, начиная с Я.А.Коменского, оперировало такими единицами, как знания, умения и навыки, то современная профессиональная сфера оперирует компетенциями. Таким образом, вопрос заключается в том, как «трансформировать» знания, умения и навыки в компетенции.
В современном «Толковом словаре иноязычных слов» "компетенция" трактуется как "осведомленность в каком-нибудь круге вопросов, какой-нибудь области знания", а "компетентный" - как "знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области", т.е. «обладающий компетенцией».
Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере, что проявляется в реализации на практике своей компетентности.
Ядром компетенции являются деятельностные способности, т.е. совокупность способов действий. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных отдельных действий, способов и приемов решения задач, вопросов, проблем.
Применительно к образовательной среде, ярко проявляется необходимость задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.
Приведу примеры формулировок данных компетенций:
Ценностно-смысловые. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурные. Включают в себя познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические критерии семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека.
Учебно-познавательные. По отношению к изучаемым объектам в сфере самостоятельной познавательной деятельности происходит овладевание креативными навыками: добывания знаний непосредственно из окружающей действительности, владения приемами решения учебно-познавательных проблем, действия в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные. Вырабатываются навыки: деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владения современными средствами информации и информационными технологиями; поиска, анализа и отбора необходимой информации, способов ее преобразования, сохранения и передачи.
Коммуникативные. Приоритетным в этой области является знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые. Это выполнение роли гражданина, избирателя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи; знание прав и обязанностей в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Этот перечень ключевых компетенций не является исчерпывающим. Он приведен для того, чтобы обогатить понятие «компетенция». Базовые компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию (например: выбора), но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае следует говорить об образовательной компетенции.
Образовательная компетенция - требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности. Компетенции для ученика - это образ его будущего. Но в период обучения у него только формируются те или иные составляющие «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения, что создаёт возможность для перехода на качественно новый уровень - обладание компетентностью.
Компетентность - владение учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к предмету деятельности; уже состоявшееся качество личности ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Данных качеств может и ложно быть множество - от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни).
Обобщив вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, что компетентностный подход следует рассматривать как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. В современных условиях знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны, чтобы быть успешным в современном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Из опыта своей работы хочу поделиться одним из способов формирования и развития ключевых компетенций в системе компетентностного подхода на примере работы с письменными историческими источниками на уроках всемирной истории в 6-м классе.
Анализ письменного источника
(индивидуальная и групповая формы работы)
Текст документа:
"Законы вавилонского царя Хаммураппи"
…Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола. ...Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф. Если человек ударит по щеке высшего, должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи. …Если раб человека ударит кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо. …Если воин, которому приказано выступить в царский поход, не пойдёт, то его должно убить. …Если человек полениться укрепить плотину своего поля и в его плотине произойдёт прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек должен возместить хлеб, который он погубил. …Если человек нанимает какого-либо ремесленника (портного, кузнеца, строителя, плотника, камнереза), то плату 0,05г серебра в день должен давать…
1. Работа с документом.
Индивидуальная форма работы:
1) Прочитайте текст документа.
2) Выделите информацию, дающую сведения о жизни древних вавилонян.
В ходе индивидуального ознакомления с текстом, учащиеся выделяют информацию, несущую смысловой акцент:
"Законы вавилонского царя Хаммураппи"
…Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола. ...Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф. Если человек ударит по щеке высшего, должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи. …Если раб человека ударит кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо. …Если воин, которому приказано выступить в царский поход, не пойдёт, то его должно убить. …Если человек полениться укрепить плотину своего поля и в его плотине произойдёт прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек должен возместить хлеб, который он погубил. …Если человек нанимает какого-либо ремесленника (портного, кузнеца, плотника, камнереза), то плату 0,05г серебра в день должен давать…
Групповая форма работы:
3) Обсудите результаты индивидуальной работы в группе.
4) Составьте кластер, проранжировав выделенную информацию.
Объединившись в группу, каждый ученик делится промежуточным результатом работы, поясняя смысловую нагрузку выделенного слова. На следующем этапе группа учащихся составляет кластер, объединив в единый компонент мнение каждого ученика.
Вариант кластера:
равного, высшего - социальное неравенство
царь, воин, человек, раб - социальные группы населения
община - организация общества
вол, возделанная земля, ремесленник - занятия вавилонян: скотоводство, земледелие, ремесла (соответственно)
вол, хлеб - вид выращиваемого скота и возделываемой культуры
серебро - добыча металла
плата 0,05г серебра - денежная форма обращения (плата, штраф)
плотина, серебро - особенности местности: река, горы (соответственно)
2. Защита кластера и самооценка полученных результатов.
Итогом работы происходит защита составленного кластера каждой группой и самооценка учебной деятельности в результате сравнительной оценки собственных работ и варианта, предлагаемого учителем.
Таким образом, проведя анализ письменного источника, учащиеся самостоятельно определяют: природные условия Вавилона, социальное устройство общества, основные занятия населения, показав достигнутый уровень образовательной компетентности в обладании следующими ключевыми компетенциями:
Ценностно-смысловые - в процессе индивидуальной работы проявляется навык ориентации в развитии исторического процесса, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, способность принимать решение;
Коммуникативные - групповая работа показывает развитие навыков работы в коллективе, умение вести диалог и отстаивать выбранную позицию, помимо этого, происходит воспитание культуры сотрудничества и толерантного общения.
Учебно-познавательные - учащиеся демонстрируют способность организации анализа, рефлексии, самооценки.
Социально-трудовые - при подведении итогов работы необходимо подвести учащихся к определению гражданской позиции в отношении социального неравенства, существовавшего в Вавилоне и отражённого в законах в форме несправедливого наказания.
Информационные - в продолжение работы над темой "Древний Вавилон", в качестве домашнего задания предлагается расширить знания о царе Хаммураппи, уровне развития Вавилонского царства, поставив перед учащимися вопрос, требующий обращения к дополнительным информационным источникам (энциклопедии, Интернет): Хаммураппи создал единые законы для своего государства, а какую пользу принесли своей деятельностью другие цари Древнего Вавилона?
Применение такой формы работы, как анализ исторического документа, позволяет решить проблемы самостоятельной работы учащихся на уроке и домашних заданий, облегчить оценивание в преподавании общественных дисциплин и истории, дать учащимся необходимый для жизни практический навык (через подобный метод школьники учатся анализировать любые печатные материалы, формировать жизненные ценности).
Подводя итог, можно констатировать, что включение компетентностного подхода в образовательный процесс способствует:
сокращению временных затрат на уроке, и как следствие снижение нагрузки на учащихся;
повышению познавательного интереса к изучаемому предмету;
обобщению знаний учащихся о природе, человеке, обществе, усиливая их восприятие;
формированию ключевых компетенций в соответствии с социальным заказом современного общества;
что в конечном итоге, приводит к формированию качественно нового образовательного продукта, обладающего комплексом всех ключевых компетенций востребованных в современном обществе и необходимых человеку информационной цивилизации.

Используемая литература:
1. Васильева Т.В. Интегративный и компетентностный подходы в современных уроках истории и обществознания.
2. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект)
3. Качкина Т.Б. Компетентностный подход в историческом и обществоведческом образовании.
4. Сарсекеев Б.С. Компетентностный подход в образовании / Курс лекций по методике преподавания истории на кафедре педагогики ЕАГИ
5. Селевко Г. Педагогические компетенции и компетентность: Их классификация
6. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования
Категория: История | Добавил: давыдова (05.02.2014) | Автор: Кучерова Татьяна Александровна E
Просмотров: 995 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz