Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 11:52

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » История

ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Информационная компетентность школьников в свете требований современного образования приобретает ключевое значение. Она включает в себя не только знаниевый компонент, но и способы работы с информацией.
Информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
Такое понимание информационной компетентности побуждает учителя искать надежные механизмы ее формирования. Изучение механизмов мы ведем в рамках существующей урочной системы. Практика работы в качестве учителя истории позволяет определить этапность такой работы.

1 этап – введение целенаправленной исследовательской работы с информацией в контексте урока. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих активизации знаний, построение гипотез. От учащихся требуется умение извлекать информацию по озвученной проблеме из исторического источника, статистического источника, отбирать информацию для решения поставленной задачи, излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи.
Лучшие возможности по нашему мнению для организации поисково-аналитической работы с информацией предоставляет курс истории Казахстана. Нами подготовлена серия заданий для учащихся 5-6 классов.
2 этап – расширение поля формирования информационной компетентности учащихся за счет внеклассной работы по предмету, включение учащихся 7-9х классов в обучающую работу по написанию рефератов. Этот этап требует от учащихся умения самостоятельно «добывать» информацию, используя в качестве источника книги (монографии, критическую литературу) и Интернет. Как показывает наше наблюдение, навык самостоятельного поиска информации сформирован у 20% семиклассников, 45% восьмиклассников и 70% девятиклассников. Актуальным в этом виде работы становится и навык отбора информации, структурирования ее согласно плана и гипотезы. Этим навыком обладают 5% семиклассников, 30% восьмиклассников и 55% девятиклассников.

В системе обучения учащихся написанию рефератов выглядит так:
5-6 класс - Подготовка устных и письменных сообщений по заданной теме. Подготовка творческих проектов.
7 класс - Написание реферата по заданной теме и заданному плану (учащимся предоставляется план реферата, сформулированная гипотеза и список литературы).
8 класс - Написание реферата на заданную тему (список литературы прилагается). Учащимся необходимо самостоятельно сформулировать гипотезу и составить план.
9 класс - Написание реферативного исследования, учащимся на выбор предлагается несколько тем. Составление плана, выдвижение гипотезы, подбор литературы и поиск источников информации учащиеся осуществляют самостоятельно.
Какие результаты может обеспечить такая система? Это, прежде всего:
­ - способность учащихся ориентироваться в развитии изучаемой науки;
­ - широкое использование информационных ресурсов;
­ - самостоятельность в приобретении и систематизация новых знаний;
­ - формирование навыков логического изложения найденной информации;
­ - формулирование самостоятельных выводов.
Данные заключения сделаны на основе наблюдений за учащимися 7-9 классов.
3 этап – научно-исследовательская деятельность, участие в школьной научно-практической конференции и городской конференции Малой академии наук. Необходимо отметить, что зачастую работы учащихся 9-х классов из учебных проектов, становятся научно-исследовательскими, преодолев «рубеж» реферативности при условии расширения исследовательской (практической) части. Исследовательская работа формирует у учащихся умение планировать информационный поиск в соответствии с поставленными целями и задачами, обосновывать выбор источников информации, систематизировать полученную информацию в рамках плана исследования, делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения.
Особое внимание на всех этапах формирования информационной компетентности учащихся придаем умению презентовать результаты исследования:
- Выступление на уроке или на внеклассном занятии.
- Собеседование, индивидуальная защита рефератов, турнир ораторов, участие в школьной конференции.
- Защита реферата на уроке, внеклассном занятии, участие в школьной конференции
- Участие в конференции НОУ.

Представленный нами механизм управления формированием информационной компетентности школьников имеет очевидные плюсы:
­ - работа ведется в контексте изучаемого предмета
­ - обеспечивается широкий охват школьников исследовательской работой
­ - использование современных средств связи позволяет осуществлять консультативно-организационную работу учителя с минимальными временными затратами.
Категория: История | Добавил: oksana9658 (22.10.2014) | Автор: Потапенко Оксана Алексеевна E
Просмотров: 322 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
2 Agubayeva   (29.12.2014 04:10)
Интереснобыло увидеть, как происходит процесс формирования информационной грамотности в Вашей
школе, спасибо за пример. Хочу только заметить, что термин реферат сейчас мало
употребляется даже в академической среде, теперь отчет о самостоятельном
исследовании студента называется эссе. Также важно обращать внимание при
формировании информационных навыков на правила академической честности,
политику ссылок и библиографии. Надо признать, что доступ к печатным источникам
научной информации для школьников старших классов ограничен, поэтому
большинство учащихся используют интернет. Хорошо, если школа купила электронный
абонемент на пользование научным фондом серьезной библиотеки, лучше всего
Ленинки. Но зачастую ученики школ просто получают информацию по запросам на
сайтах. Здесь важно научить их определять достоверность информации, перепроверить
ее, узнать что-то об авторе. Также часто наши ученики получают информацию из
документальных и научно-популярных фильмов в интернете. Вот тут они
сталкиваются с огромным количеством фальсифицированной информации. Поэтому
важно развивать навыки критического мышления.С уважениемАгубаева  Жибек.

3 OksanaO   (09.01.2015 11:17)
Статья достаточно интересна и полезна. Система обучения учащихся написанию рефератов. позволяет учителям, особенно начинающим иметь четкое представление от чего оттолкнуться и к чему прийти.

1 небо   (04.11.2014 08:36)
Информационная компетентность одна из ключевых компетентностей, формируемых педагогом у учащихся старших классов. Предлагаемый вами в статье механизм управления формированием информационной компетентности помогает и учителю начальных классов. Спасибо за предоставленный материал.  С уважением Болотских Н.В.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz