Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 12:48

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » История

«Воспитание сирот – дело общественное».

Сегодня общество, вернее, самые прогрессивные его члены задумаются над проблемой детей-сирот. Необходимы  ли детские дома и школы-интернаты? Нужно ли раздавать детей «по домам»? Как сделать так, чтобы ребята, покидающие детский дом, были приспособлены к жизни?

Вопросов много, но новое, как известно, хорошо забытое старое. Вот  почему я отправилась в Национальную библиотеку и решила почитать газету «Туркестанские ведомости», которая выпускалась в … позапрошлом веке.

Интересно, встречались ли  люди в то далекое время с подобными проблемами и, главное, как их решали?

С трепетом (а прикосновение к такой глубокой старине всегда вызывает трепет) открываю газету за 1879 год. Именно с этого времени хранится в нашей библиотеке газета.

Оказывается, сразу через семь лет после образования  Семиреченской области (в этом году мы при желании можем отметить 140 лет со дня ее основания) при Семиреченском Православном братстве утвердили братскую школу и приют (1874 г.) Совет Братства  поставил следующие задачи: призрение бесприютных сирот, их обучение различным ремеслам, духовно-нравственное просвещение детей, дача им полезных знаний.

Сразу же воспитанниками приюта стали девять человек. Обучали их чтению, православию, арифметике.

Когда пришла пора выпустить питомцев из приюта, руководство братства постаралось пристроить их в разные места для получения профессий. Несколько воспитанников были  определены в Верненский военный госпиталь для изучения фельдшерского искусства, в Верненский городской сад для изучения садоводства, троих стали обучать типографскому делу в областной типографии и двое, вероятно, наиболее способных учеников, начали учиться в прогимназии.

Устроив таким образом судьбу сирот, Братство не исключало их, как пишет газета, из окончательного своего видения. Ребята получали пропитание и одежду,  Братство следило  за их успехами.

Так «две малолетние девицы Фекла Андреева  и Анна Шухан были отданы госпоже Серебренниковой для обучения, за условную плату, швейному мастерству. Двух братьев Анны взяли на воспитание члены Совета Братства.

Сам Герасим Алексеевич Колпаковский, военный губернатор Семиреченской области, под чьим покровительством находилось Братство, постоянно оказывал ему внимание, удовлетворял  нужды Братства по первому его  заявлению.

Уже в то время, узнала я,  существовало явление, которое мы сегодня называем патронатом. Так как некоторые  отцы приютских детей находись в тюремном замке города Верного, члены Братства изыскивали возможности «исторгнуть детей из среды, в которой они воспитывались», отдавали ребят на воспитание в семьи офицеров и чиновников.

Зачастую в Туркестане устраивались массовые мероприятия в пользу сирот. В июле 1881 года Попечительский совет Туркестанских детских приютов  опубликовал сообщение об организации народных гуляний  в пользу Ташкентского приюта. Для тех, кто не знает – центр Туркестанского края находился в Ташкенте, а рассказываю я о мероприятии в пользу Ташкентского приюта, так как именно оно подробно описано в газете. Вероятно, подобные мероприятия неоднократно проводились и в Верном.

Прежде всего, в «Туркестанских ведомостях»  имеется подробный список фамилий пожертвователей денег на данное мероприятие  под девизом «Воспитание сирот – дело общественное».

В газете перечислены все организаторы мероприятия – в том числе те, кто «декорировал и иллюминировал» гулянья, продавал входные билеты.

Военные предоставили для гуляний свои оркестры. Во время праздника были организованы базар, буфет, поставлен спектакль, дан фейерверк.

Были здесь и единоличные энтузиасты. Так Н.Ф.Ульянов «устроил на собственные средства два воздушных шара, которые он собственноручно спустил с полным успехом».

О финансовой стороне гуляний в газете был дан подробный отчет. (Подробные отчеты о сборах и расходах средств на благотворительные цели, кстати, печатаются в газете из номера в номер. Даже небольшие пожертвования в 3-5 рублей публикуются.  И меценатам приятно, и контроль за средствами, однако. Такую бы гласность нам сегодня!)  Так мы сегодня, спустя столько лет после проведения благотворительного мероприятия, можем узнать, что денежный сбор в результате гуляний в пользу сирот составил 3882 рубля. Из этой суммы 867 рублей составили «неизбежные расходы»,  а оставшиеся 3014 рублей были переданы казначею Совета для расходов на содержание Ташкентского приюта.

Хочу отметить, что в Семиреческой области, да и во всей России  в то время были очень богатые «благотворительные традиции». Много делала в этом направлении супруга губернатора Семиречья Мелания  Фоминична Колпаковская, которая являлась попечительницей Верненской женской гимназии. В Верном  тогда существовало «Общество вспомоществования учащимся в Верненских русских учебных заведениях», из подробных отчетов которого мы можем также узнать о его делах в далеком  1880 году.

Общество, например,  вносило плату «за право учения в гимназии недостаточных учеников и учениц». Выдавало гимназистом стипендии, а также единовременные пособия на лечение, платье, обувь, учебники. Ученицам Поповой  и  Андреевой каждый месяц выдавалось по 5 и 6 рублей на оплату ученических квартир при гимназии.

Источники финансирования в Семиречье также были различными. Саркандское женское приходское училище, в частности,  содержалось за счет почетного  гражданина Кузнецова.

Порою сбор средств объявлялся по всей Руси. Так сам царь Александр II открыл подписку для сбора добровольных пожертвований на учреждение училища им. Н.В.Гоголя на его родине в Миргородском уезде, а генерал-лейтенант Колпаковский собственнолично запрашивал сведения о ее ходе в Семиречье. Вот такая была солидарность. Хотя собственно, какое дело благотворителям далекой южной окраины до училища на Украине?

Ну и в конце я хочу процитировать выдержку из газеты «Туркестанские ведомости» за 1881 год, которая, как мне кажется, не потеряла актуальности и сегодня.

«Если хотите, чтобы народное образование приносило заметную пользу стране, то должно обеспечить его существование постоянным содержанием, не скупясь на средства, потому что народ, имеющий самые лучшие школы, есть самый первый народ. И если он не первый сегодня, то будет первым завтра. Старая народная истина «дешево да гнило» имеет тем большее значение в деле народного образования, что здесь от гнилости происходить не просто бесплодность затраченных денежных средств, но и существенный вред, который часто бывает трудно устраним и долго чувствуется  на последующей судьбе столь важного дела».

С искренним почтением, Людмила Мананникова. 

 

Категория: История | Добавил: teacher-almaty (30.07.2007) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 1578 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 айгуль4799   (19.02.2015 17:27)
всё таки в позапрошлом веке не было к счастью таких проблем. люди были справедливыми и правильными.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz