Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 14:35

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » История

История Казахстана XVIII-XIX вв в источниках личного происхождения
«История Казахстана XVIII – XIX вв в источниках личного происхождения»
Исабекова Айгерим Нурлановна
Школа-лицей № 27, 10 «Л»
Соавтор Астапцова Олеся Васильевна
учитель истории

Начало 1990-х гг. послужило мощным толчком для возникновения новых идей относительно истории Казахстана XVIII - XIXвв. Центрами подобных исследований являлись Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова (г. Алматы), Институт Востоковедения (г. Санкт–Петербург), Институт Российской истории, Институт Востоковедения, Институт Стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва), ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и ряд других научно-исследовательских институтов, впоследствии ставших центрами новых идей, методологических подходов в понимании и освещении событий на территории современного Казахстана в XVIII–XIX вв.
На протяжении довольно длительного времени она рассматривалась с позиции традиционного мышления, влияния идеологии государственной политики и европоцентриского подхода. Современная эпоха, переживаемая казахстанским обществом, требует выработки качественно новых подходов к разработке методов изучения истории нашего государства. К подобным методам относятся на сегодняшний день - источники личного происхождения (дневники, воспоминания, мемуары, записки, эссе, исповеди, заметки путешественников и т.д).
При всем субъективизме этой группы источников, а следовательно, при необходимости весьма критического подхода к ним дневники и воспоминания представляют исключительную ценность как содержащие материалы, не находящие отражения ни в официальных документах, ни в источниках других типов.
Без обращения к источникам личного происхождения буквально невозможно изучение целого ряда сторон исторического процесса и, в первую очередь, вопросов внутренней и внешней политики. Материалы официального делопроизводства (журналы заседаний, различного рода отчеты, ведомственная переписка, протоколы дипломатических переговоров, международные трактаты и т. д.) освещают лишь одну сторону вопроса, официальную. Дневники, а также воспоминания дают представление о другой - закулисной стороне изучаемого явления, позволяют уточнить приводимые в официальных материалах сведения. Можно без преувеличения сказать, что изучение Истории Казахстана было бы невозможно без дневников таких видных деятелей, как генерал-майора Алексея Ивановича Тевкелева, М.Г. Черняева, воспоминаний В.А.Полторацкого и путевых записок лекаря Зибберштейна.
Документы личного происхождения представляют собой одну из важнейших групп исторических источников, являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия народа, несут в себе уникальную ретроспективную информацию, преломленную через призму личностного восприятия. Их значение особенно велико для изучения истории литературы, науки, искусства, то есть тех сторон человеческой деятельности и исторического процесса, где на первый план выступает индивидуальное творчество. С другой стороны особенностью документов личного происхождения является необыкновенное разнообразие и многоаспектность их содержания. Поэтому, исходя из важности изучения источников личного происхождения необходимо поставить цель - рассмотреть историю Казахстана XVIII – XIXвв. «снизу», глазами не только чиновников, государственных деятелей, офицеров генштаба, участников колонизации, но и обычных людей.
Например, рассмотрим путешествие Джона Кэстля из Оренбурга к Абулхаиру в 1736г, Замечания майора Бланкеннагеля вследствие поездки его в 1793-94годах, а также дневные записки путешественника капитана Николая Рычкова. Для того чтобы проанализировать путешествие ДЖ. Кэстля, мы приведем текст из дневника: « …Мы продолжали двигаться в том же направлении. Нас очень мучил голод, ведь в этих местах никакой дичи не водилось. Киргизы же в дорогу ничего съестного не берут, потому что полагаются на то, что Бог им пошлет. Два дня мы ничего не ели и, что бы утолить голод, решили заколоть лошадь нашего освобожденного пленника. Мои киргизы были очень расстроены и захотели повернуть обратно…Я пытался всячески их уговорить…и нужно было придумать какое-нибудь средство убеждения. Таким средством, способным поднять их настроение, могла быть щедрость. Но у меня ничего такого с собой не было, кроме денег, а деньги они не признают, потому что не знают, как ими пользоваться».
Если мы внимательно прочтем данный отрывок из дневника, можно увидеть то, что хотел сказать автор « ..а деньги они не признают..», это не говорит вовсе о примитивности, не цивилизованности населения степи, а наоборот, это «бренд» цивилизации кочевников, основанная не на меркантильности. Мировоззрение казахов было основано на других качествах, гостеприимстве, доброжелательности, отзывчивости и т.д, и если в период начало колонизации чиновники планировали с помощью подкупа осуществлять свои замыслы, то я думаю это трудно было сделать.
«…продолжив наше путешествие, вскоре лошади настолько ослабли, что не могли больше нести нас, пришлось идти пешком. Тут я обнаружил, что мои люди не способны долго идти пешком; он попросту к этому не привыкли… далее показался город Сакмара. Расположенный на небольшой возвышенности, он служил пограничной крепостью против башкирских татар. В нем одна церковь и около 150 домов, в которых живут русские казахи». Очень интересная запись, она рассказывает нам о совместном проживании двух народов в дружбе и согласии задолго до переселения народов со всех окраин Российской империи в казахскую степь в 60-е годы XIXв, и распространении христианской веры уже в XVIIIв. О строительстве церквей указываются в источниках, историографии, историками, но крайне редко. Чаще всего это событие применяют после разработке Устава о Оренбургских киргизах 1822года, где один из пунктов о «особых положениях» гласил, что по мере возможности обращать население в христианство и строить церкви, ведь по причине противоречия в религиозном воззрении возникала проблема углубленной колонизации.
«..сами могилы были очень глубоки и выложены камнем, или в них находятся гробы. Рядом с каждым телом, от которого остались только кости. Помещена любимая лошадь умершего с полной сбруей, поэтому здесь часто находят много красивейших золотых и серебряных вещей». Исходя из выше сказанного, я подчеркну только одно, что кочевники не были варварами как утверждал П.Н.Пиршец (хотя он и показал положительную сторону такого образа жизни), они почитали духовный мир, они верили в жизнь после смерти, и старались обеспечить умершего всем необходим, для дальнейшего существования, что в принципе не присуще «дикарям». На этом я заканчиваю анализ дневника Дж. Кэстля, и перехожу к рассмотрению записок майора Бланкеннагеля вследствие поездки его в 1793-94годах.
« Поездка наша началась в 1793году 5 октября…Киргизская Меньшая Орда, между Оренбургом и Аральским озером находящаяся, народ кочевой; сила у них все решает…батыры – самые сильные, Бии – самые умные и уважительные». И действительно, статус батыра и бия можно было получить только после того как проявляли свои качества, а именно силу чтоб стать батыром и защищать свою семью, род и т.д, и быть справедливым для того чтобы народ выбрал в качестве судьи. И ни за какие деньги, подарки и прочее не возможно было купить вышеуказанные положения, и это еще раз говорит о своеобразной системе устройства вертикальной власти в казахской степи. Далее автор очень много и долго описывает взаимоотношения Киргизцев с Хивинцам. Мы привыкли эти взаимоотношения чаще всего рассматривать с негативной стороны, через призму набегов, разрушений, угона скота и пленных. Все это на самом деле было. И никто не собирается отрицать сей факт, но, отношения на этом не заканчиваются. А как же налаживание торговых отношений Хивы с Российской империей? Если бы не дружески е взаимосвязи с киргизцами, прохождению караванов через степь не мыслимо. Соответственно, что параллельно с борьбой за присырдарьинские города происходило и налаживание культурно-политических и экономических связей между казахами и хивинцами.
Ещё во второй половине XVIII века накануне Пугачевского восстания состояние медеплавильного производства в наших краях описал Рычков Николай Петрович – русский исследователь-путешественник, один из руководителей экспедиции Санкт-Петербургской Академии наук по изучению Закамья и Оренбуржья. Маршрут его отряда проходил в основном по Старой Закамской оборонительной черте, начиная от реки Волги. Результаты своих исследований он обобщил в работе «Журнал, или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства», 1769 и 1770 г.г.
В форме дневника подробно описаны рельеф местности, климатические условия, растительный и животный мир, реки и озера, города и деревни, заводы и рудники, население, его занятие и обычаи. Он много времени уделял обследованию древних городищ Булгарии. С большим интересом слушал рассказы и предания местных аксакалов о древнем государстве. В татарской деревне Шешме он присутствует на празднике Курбан Байрам и подробно его описывает.
Недалеко от селения Акташ (около с.Зай-Чишма) экспедиция обследовала большой медный рудник, принадлежащий симбирскому купцу Ларионову. В своем “Дневнике” Н.Рычков записывает: “От ста пуд сей переплавленной руды получают два пуда, а иногда и с половиной самой чистой меди”. Казалось бы, странно слышать об этом, но это факт, который документально подтвержден.
Далее отряд капитана Рычкова по старинному Бетькинскому тракту через селение Бусеряк (тогда Новоспасска ещё не было) и Александровскую Слободу прибыл в пригород Заинск. О нем подробно написано в книге «Очерки по истории Заинска». Много восторженных (даже преувеличенных) строк в “Дневнике” он посвятил Лысой горе, что на речке Багряжке, на которой за два года до его приезда добывали медную руду. Автору этих строк подробных сведений об этом руднике обнаружить не удалось. Зато больше уделим внимания истории медных рудников: Зайчишминскому и Шильнинскому, а также Александровскому медеплавильному производству. Последнее было расположено в окрестностях села Поручиково (ныне Заинский район).
Теперь нам известно, что в середине XVIII века в бассейне реки Зай было обнаружено 12 месторождений медных руд. Принадлежали они разным владельцам по принципу: чья земля – тому и принадлежали медные рудники.
Понятно, что многие вопросы в истории Казахстана спорны и иными не могут быть по определению. Помнится, еще Олжас Сулейменов говорил о том, что он знает историю многих соседних стран, но не знает прошлого своей Родины. Вследствие ряда объективных причин пресловутые "белые пятна" в истории казахов устранены быть просто не могут. Главная проблема как мы уже говорили, это проблема присоединения Казахстана к России. Было ли это завоевание, или же это все таки добровольное вхождение?! В учебной программе мы изучаем лишь одну версию, это процесс колонизации, процесс завоевания, насильственный захват и т.д. А версию о том что, вхождение же Казахстана в состав России действительно по большей части происходило в мирной форме отчасти не рассматриваем. И хан Абулхаир может быть виноват лишь в том, что сумел опередить всех остальных казахских владык того времени, поскольку прошения о приеме в подданство летели в Петербург десятками со всей степи. Он был необходим в ту эпоху, был востребован историей, сумел подняться над узкокастовыми интересами в отличие от других представителей степной аристократии.
Так же наши историки любят упрекнуть колонизаторов в захвате казахских земель под строительство крепостей. И такие факты действительно имели место в истории, но ведь были и совсем другие эпизоды. В 1801 году император Павел I своим указом пожаловал казахам междуречье Урала и Волги, где была образована Букеевская Орда. Благодаря этой территории, географически относящейся к Европе, казахстанские футбольные команды нынче играют в зоне УЕФА, а Казахстан имеет теоретические шансы на вступление в Евросоюз.
Проанализировав три источника, мы можем сделать вывод, что история повседневности хоть и очень малочисленна, но все есть. Наша задача состоит в том, что бы ее сохранить, ведь это так важно для истории Казахстана, которая пробивалась через оковы идеологии Российской империи и на протяжении долгого времени рассматривалась искаженной.
Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в XIXвеке ознаменовано такими событиями как завершение присоединения к Российской империи, массовое переселение русских крестьян на территорию степи, социальные заказы администрации власти в связи реконструированием истории казахов, языка, культуры и т.д. Для того чтобы править и управлять необходимо искусственно создать условия, такие которые бы отвечали интересам власти. Подобная ситуация произошла не только с казахами, но и со всеми бывшими народами союзных республик. Я попытаюсь в своей научно-исследовательской работе, в частности при работе с источниками XIXвеке, найти крупицы повседневной истории, ту историю которую писали люди видя, а не слыша
Что касательно истории XIX века считала необходимостью рассмотреть дневник М.С. Черняева написанный в результате поездки в Среднюю Азию. Но после прочтения убедилась, что написан он по социальному заказу, так как эта была экспедиция, организованная представителя власти империи.
Далее попытаемся проанализировать текст записок И.Г. Андреева. Вот какой определение он дает казахам: «Кайсаки или казаки, которые жили в степях, шатающиеся и заблудшие люди, о которых происшествии вообще писатель татарской истории Абулгазий-Баядур-хан 3 во второй части родословной своей Истории, в 9-й главе, сказует, что границы их были от реки Икар или Икрак-Муран; а потом в третьей части, в главе 8-й объявляет, что Чингис-хан посылал к ним двух послов. У киргизцев же главной тогда был Сурус Инал, который, видя, что Чингис-хану противиться не может, поддался, и посылал к нему от себя из первых своих вельмож с подарками о своей верности. И как Чингисхан был во всей Великой Татарии повелитель, то не токмо оные киргизы древние, но напоследок и происшедшие от них, были под владением его наследников. И так, по сказанию Абулгазову, границы их были недалеко от реки Икар или Икрак-Муран, (ныне Амур называется), в которую восемь рек впадают, и не в дальнем расстоянии река Селенга». Итак, во – первых, автор употребляя прилагательное «шатающиеся», тем самым дает волю фантазии о том, что народ – кочевой (казахи) это есть бессмысленный образ жизни, и причем не дополняя свои высказывания, наверное в силу отсутствия основы. Во-вторых, сказано было о том, что якобы без всякой борьбы казахи подчинились Чингиз хану, но мы та знаем, что это не так. Народные батыры противостояли нашествию и давлению, и только после потери сил и средств монгольские войска заняли территорию степи. Следовательно, я не получила из данного источника ничего полезного для нашей темы, а именно истории повседневности.
В начале XVIII века, администрация царской России разработала «Указ об Оренбургских киргизах» и «Указ о Сибирских киргизах», которые предстали как положения по управлению Младшим и Средним жузами. Что характерно при изучении данного материала, почти все историки указывают важное событие этих документов – это ликвидация ханской власти. Казалось бы, Российская империя так колонизировала казахские степи, что без проблем меняет систему власти, традиционную систему ханской власти?! Отчасти так оно и было, но….. необходимо указать на тот факт, что в письменном виде это положение не было предоставлено! Никто не осмелился так кардинально и радикально вмешиваться в судьбу казахов, просто в документе вышеуказанном, о ханах, полномочиях и привилегиях ханов ничего не было сказано. И в результате этого, авторитет их среди простого населения постепенно пал. По этому поводу Ч.Ч. Валиханов писал в своем дневнике, во время своих путешествий он видел эту трансформацию, и вообще процесс восприятия коренным населением новшеств. Я думаю, что такие моменты истории нашего государства необходимо указывать в учебной программе, так как мы являемся строителями страны, и нам нужны герои, на которых можно ориентироваться и гордиться. И проблема стоит перед нами сложная, разобраться кто прав, и мы в данном случае можем опираться на правдивую историю повседневности.
Переосмысление опыта работы с источниками, отход от общих оценок и политической парадигмы, представляется важным в плане формирования новых взглядов у нового поколения казахстанцев на «белые пятна» истории. Таким образом, обращение к малоизученным страницам истории, а именно продукты повседневной истории, являются одной из актуальных и общественно значимых проблем современной социальной и политической истории Казахстана.
Моя работа над данной темой, показала, что процесс развития социально-экономического и политического направления проходил порой под влиянием объективных факторов, и не только естественно-природных, но и искусственно-созданных. В силу географического положения территория Северного, Восточного и Центрального Казахстана оказались в сфере интересов Российской империи. Она всячески стремилась подчинить данный регион, и проводила не только колонизацию в прямом смысле, но и «духовную» колонизацию. Это означает, что наша историю была, (подчеркиваю что была) реконструирована кем то, что впоследствии утвердилось в стереотипы и клеше.
На этом я свое исследование не останавливаю, я хочу и смогу найти сокровище истории моего народа. Истинную, правдивую и неискаженную народами якобы доминировавшими в культурном отношении, и получившие право на превосходство. Наша культура это «бренд» сегодняшнего времени, и должны гордится тем, что живем в таком прекрасном государстве и имеем такую насыщенную, добрую и красивую историю.

Список используемой литературы

1. Джон Кестль. Дневник путешествия в году 1736-м из Оренбурга к Абулхаиру, хану киргиз-кайсацкой орды: Пер. с нем. Вольфгана Штаркенберга. – Алматы, «Жибек Жолы», 1998. – 152стр.
2. Андреев И.Г. Описание реки Аму-Дарьи от укрепления Петро-Александровского до переправы у города Чарджуя, - СМА, Т. XV. 1885. – с.164-182.
3. Алфераки С. Н. Кульджа и Тянь-Шань. Путевые заметки. Спб., тип. Акад. наук, 1891. 192 с.
4. Броневский Г.М. Записки о киргиз-кайсаков Средней Орды // Отечественные записки. 1830. 4. 41, №119. – с. 400-420.
5. Венюков М. И. Очерки Заилийского края и причуйской страны.- ЗРГО, 1861, кн. 4, с. 79-130. Прил.: Маршруты некоторых путей.
6. Грен А.Н. Заметки об укреплениях в Оренбургском крае вообще и Сыр- Дарьинской линии в особенности // Инженерный журнал. 1861. № 1–2. – с.
567
Категория: История | Добавил: Олеся8636 (26.01.2015) | Автор: Астапцова Олеся Васильевна E
Просмотров: 614 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 sveta   (27.02.2015 21:45)
учащимся нашим очень полезно знать побольше об истории своего края.

1 SVT   (27.01.2015 11:54)
Спасибо за статью. Всегда интересно узнать что-нибудь новое для себя.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz