Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 10:11

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [29]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [7]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [49]
Информатика [60]
История [57]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [187]
Математика [86]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [43]
Музыка [104]
Начальная школа [406]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [135]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [21]
Технология [21]
Физика [21]
Химия [31]
Экологическое воспитание [14]
Самопознание [36]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1591
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » История

Восстание 1916 года: причины и особенности распространения в разных частях Азиатской России.
Восстание 1916 года: причины и особенности распространения в разных частях Азиатской России.
Даньшина Е.В.
Учитель истории
КГУ «Урожайная СШ»
danshina_5861@mail.ru

Пою я про грозный шестнадцатый год,
И сразу припомнилось: в синих туманах
Пожар бушевал над родным Казахстаном,
И сразу я вспомнил, как смелый народ
Пошел на царя и на баев в поход,
Под знамя того, кто не трусил беды, —
Чапая казахского — Амангельды.

Джамбул Джабаев

Восстание 1916 года в Казахстане и Средней Азии — одна из самых интересных и не до конца изученных тем истории. Это важнейшее историческое событие на пути к независимости нашей страны. Через 100 лет оно не потеряло своей актуальности и значимости. Ученые спорят до сих пор о том, как именовать трагические события начала ХХ века — «Среднеазиатским восстанием», «Восстанием в Туркестане», «Бунтом в Семиречье», «Среднеазиатским мятежом», «Восстанием в Азиатской России». Историки пытаются понять, что послужило причиной кровавых событий — неумелая административная политика в крае, колониальный гнет, революционная ситуация в России, есть даже предположения насчет подрывной деятельности иностранных держав, находится германский интерес, османский след, китайский фактор. Национально-освободительное восстание 1916 года – общее историческое событие для народов Центральной Азии, явившееся одним из ярких проявлений всеобщего кризиса в Российской империи в дореволюционный период. Его вызвал комплекс социально-политических и экономических причин: активная переселенческая политика царизма и массовое изъятие земель у коренного населения края, усиление колониального и социального гнета, непомерное увеличение налогового пресса и всевозможных поборов. Все это, в конечном счете, привело к резкому ухудшению положения масс и обострению национального вопроса. Царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации коренного населения Туркестанского края на тыловые работы в период первой мировой войны стал непосредственным поводом для массовых выступлений, катализатором обострившейся социально-экономической и политической ситуации в крае.
Историк С.Д. Асфендияров, внесший значительный вклад в изучение истории казахского народа, особенно национального восстания 1916 года (стал жертвой репрессий в 1937 году), писал в «Истории Казахстана (с древнейших времен)»:
22 июля в Алма – Ате после молебны в соборе на площади были собраны несколько сот казахов. Перед этим губернатор созвал в губернаторском доме всех волостных управителей области, где объявил «высочайшую волю», якобы встреченную волостными «троекратным ура» («Семиреченские Областные Ведомости»). У народа было иное отношение. В начале августа восстание охватило Каракольский (Пржевальский) уезд, значительную часть Пишпекского уезда(Киргизия), части Верненского, Джаркентского, Копальского и Лепсинского уездов и небольшие части Сыр – Дарьинской области. Восстание сопровождалось нападением на русские поселки, на представителей администрации, на отдельные партии переселенческого ведомства, на топографические и статистические отряды. Были сожжены почтовые станции, прервано телеграфное сообщение. Восстание в Каркаре возглавили Узак Саурыков и Жаменке Мамбетов. Среди активных участников следует отметить Турлыкожу, Аубакира, Бекдайыра. Земля ежегодной Каркаринской ярмарки, место праздника и веселья, превратилась в кровавое поле боя. Предгорья Алатау, глубокие ущелья и скалы стали свидетелями одной из самых трагических и героических страниц нашей истории.
В июле восстание вспыхнуло в различных городах современного Таджикистана и Узбекистана – Худжанде, Ташкенте, Самарканде, Джизаке, в Ферганской долине. Особенно обеспокоило правительство восстание в Семиречье, и туда в спешном порядке были брошены большие военные силы для подавления, в том числе 2 полка было снято из действующей армии, с германского фронта.
Борьба носила крайне ожесточенный характер. Войска загоняли восставших в горы, проходя через высокогорные реки, перевалы, ущелья, осенью 1916 года люди погибали от голода, холода, болезней, срывались с обледеневших гор, тонули, попадали в руки карателей. Свыше 300000 казахов и киргизов перешло в китайские пределы, где они были ограблены калмыками, китайскими киргизами и казахами, проданы в рабство и т.д Сегодня многие из представителей казахской диаспоры в Китае – именно потомки беженцев 1916 года. В истории Кыргызстана эта трагедия известна как Чон уркун – Великий исход. Бок о бок с казахами и кыргызами в восстании участвовали уйгуры. Тохнияз батур, Муса Изиз, Аюп Абдулла и другие воевали вместе с Жанабай батыром.
Особенно жестоко восстание было подавлено в Джизаке царскими войсками под командованием полковника Иванова – Ринова, известного впоследствии в качестве военного министра Колчака. У Асфендиярова мы читаем: Этот палач издал приказ по войскам, в котором писал: «Помнить, что подошва от сапога русского солдата стоит дороже тысячи жизней этой сволочи». Это один из примеров бессмысленной жестокости, ужасов белого террора. Дольше всего восстание продолжалось в Торгае – регионе на юге Костанайской области. Оно охватило 13 волостей Торгая, Карагандинскую(Улытау), Актюбинскую(Иргиз), частично акмолинскую и Кызылординскую области. Изначально восстание возглавили Жанбосынов и Шолак Оспанов, впоследствии Абдыгафар был провозглашен амиром, предводителем, а Амангельды Иманов – полководцем, военным руководителем сарбазов-повстанцев. Благословение руководителям восстания дал бий Досай. Восставшие создали свой Совет – Кенес. Был организован сбор оружия, введены налоги на поддержку вооруженной борьбы. Большую роль в восстании сыграли кузнецы, которые снабжали повстанцев оружием.
Абдыгаппару и Амангельды удалось привлечь под свои знамена 50 тысяч сарбазов. Активное участие в руководстве восстанием приняли Алиби Джангильдин, Кейки батыр и Айжаркын Канайулы. Подавлять повстанцев был отправлен отряд во главе с генерал-лейтенантом Лавреньтьевым. Повстанцы отступили от Торгая, но им удалось уйти на зиму глубоко в степь, в хорошо вооруженный тыл. Амангельды удалось создать не только дисциплинированное войско, но и организовать крепкий тыл, хорошее снабжение. Поэтому восстание в Торгае было наиболее успешным. Стоит отметить, что лидеры Алаш-Орды не хотели кровопролития народа. В отличие от старейшин Каркары они считали: пусть лучше мобилизованный отправится на прифронтовую зону, но народ спасется от карателей. После Февральской революции комиссаром Торгая стал Алихан Бокейханов, а после установления советской власти - Алиби Джангильдин. После Февральской и Октябрьской революций восстание в Торгае поменяло характер. Часть повстанцев - в том числе Амангельды и Джангильдин стали воевать за установление советской власти, тогда как Кейки батыр, Абдыгафар выступили против нее. Память героев 1916 года увековечена в нашей стране.
Ставший красным командиром Амангельды, погибший в 1919 году, в советское время считался едва ли не самым главным батыром казахского народа. В 1936 году был снят фильм «Амангельды» - первое детище казахского кинематографа. Имена Амангельды Иманова и Алиби Джангильдина присвоены улицам в столице нашей Родины - Астане, в Алматы, Костанае, Аркалыке, Кызылорде, многих других городах и селах страны. Героям поставлены памятники, в их честь названы районы в Костанайской области, поселки по всему Казахстану
Мобилизация на тыловые работы и восстание 1916 года описаны в произведениях Сабита Муканова, Калмухана Исабаева, Бауыржана Момышулы. Народная память сохранила кюй Дины Нурпеисовой «1916», песню «Самалтау».
По мнению историка Асфендиярова, «восстание 1916 года обнаружило глубокие социальные изменения в казахском обществе…оно выявило тенденции массового движения казахских трудящихся, направленного против буржуазии и байства. Казахские трудящиеся дрались за национальное освобождение, за национальную консолидацию.» Так, еще в 1931-м году газета «Правда Востока» писала: «Восстание 1916 года было национально-освободительной войной против господства в Средней Азии российского империализма, военно-феодального по преимуществу, создавшего здесь систему самой варварской беззастенчивой эксплуатации и грабежа, задерживавшей экономическое, культурное и политическое развитие народов Средней Азии». Таким образом, восстание 1916 года – это антиколониальный бунт, ставший предвестником будущей государственной независимости стран Центральной Азии.

Список литературы
Асфендияров С.Д. История Казахстана(с древнейших времен) – Алма-Ата, 1993.
Бекмаханов Е., Бекмаханова Н. История Казахской ССР. Учебное пособие для 9-10 классов. Алма-Ата: Мектеп, 1975
Казахская ССР: 4-томная краткая энциклопедия. Т. 1. Алма-Ата, 1985.
Наливкин В.П. Туземцы раньше и теперь: Этнографические очерки о тюрко-монгольском населении Туркестанского края. М.: Либроком, 2012.
Центральная Азия в составе Российской империи.
Категория: История | Добавил: danshina_5861 (04.02.2017) | Автор: Елена E
Просмотров: 116 | Теги: #Казахстан, #история, #100 лет восстанию, #Восстание 1916 года | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2017
    Сайт управляется системой uCoz