Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 02:49

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Людмила1879

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » История

«Святому братству верен я…»

Педагогика Царскосельского лицея в 1811 – 1817 гг. Опыт организации оптимального пространства в школах прошлых и настоящих лет.

Глущенко Людмила Ивановна, лингвистическая гимназия № 120, учитель черчения высшей категории, дипломант Республиканского конкурса программ по духовно-нравственному развитию личности.

 Опыт Царскосельского лицея

Сегодня   ведутся   активные   поиски   путей   реорганизации образовательных систем, обновления содержания, методов, приемов обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с современными требованиями общества.

Процесс обновления всюду происходит медленно, болезненно, зачастую с пустой тратой сил и средств.

Одна из причин усложнения процесса реформации и пока низких результатов реформ, на наш взгляд, состоит в том, что нарушается важное методологическое правило: обновление не есть отрицание имеющегося социального опыта; обновление - это тонкая ювелирная работа по вплетению нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт.

Знание этого методологического правила требует от разработчиков инновационных стратегий тщательного изучения исторического и учебно-воспитательного опыта, обращения к учебным заведениям прошлого, продемонстрировавшим   высокий   уровень   результативности   своей деятельности.

В этом отношении особый интерес для современных педагогов представляет Царскосельский лицей, созданный на рубеже веков и впитавший в себя лучшие идеи эпохи Просвещения.

В него принимались дети разных возрастов (от 10 до 16 лет) из знатных, но обедневших   дворянских   фамилий.   Программу   деятельности   лицея разрабатывали блестящие умы России  – М.М.Сперанский, В.Ф.Малиновский и другие люди, которые были увлечены идеями республиканского правления, свободы личности, ее всестороннего развития. 

Результаты деятельности Лицея оказались весьма впечатляющими. Более трети выпускников пушкинской поры стали видными государственными деятелями, дипломатами, военными, литераторами, их имена навсегда вошли в российскую историю. Среди них гениальный поэт, мыслитель, историк и провидец А.С.Пушкин.

Исследователи творчества А.С. Пушкина отмечают поражающее богатство тематики и мотивов его юношеской поэзии. Содержание многих его стихов свидетельствует о больших и разносторонних знаниях юного поэта в области всеобщей истории,  русской и мировой литературы; об изумительном знании своего родного языка и т.д.

Где же источник такого высокого умственного и мировоззренческого развития юного Пушкина? Что обеспечило такую неординарную продуктивность учебного заведения? Что мы, далекие потомки, могли бы взять из опыта Лицея при разработке наших планов обновления школы, превращения ее в учреждение, способное воспитывать личность высокообразованную, гуманную, творческую, нравственно устойчивую, преданную своей земле и своему народу, уважающую не только национальные, но и общекультурные ценности и, одновременно, свободно ориентирующуюся в пространстве информации.

 История создания Лицея.

Созданию Лицея предшествовал кризис системы образования дворянских детей в конце XVIII  – начале XIX вв. Дворянские отпрыски учились либо дома у иностранных гувернеров и воспитателей, либо в частных пансионатах, принадлежащих иностранцам. В Петербурге даже существовал пансион Ордена иезуитов.

Отсутствовала единая система образования, которая бы отвечала запросам общества. Терялись родной язык, историческая память. На государственной службе находились люди родовитые, но малообразованные, часто невежественные. Как писал Карамзин, пыльный генеалогический свиток давал право быть невеждой и занимать важнейшие места в государстве.

В этих условиях передовыми представителями общества выдвигается идея организации учебного заведения нового типа для поднятия крайне низкого образовательного уровня чиновничества и улучшения работы государственного аппарата. Проект был разработан М.М.Сперанским, который считал, что это учебное заведение уже в ближайшем будущем принесет свои плоды.

В обществе развернулась дискуссия вокруг Лицея. Его не только поддерживали, но и пытались всячески противодействовать его организации.

Сторонники Ордена иезуитов и противники организации Лицея предлагали сократить без пощады «ерунду наук», сократить учебный план за счет истории, химии, астрономии, эстетики, физики, нравственных дисциплин. Но при поддержке императора Лицей все-таки был организован.

Образовательные задачи Лицея     

Первостепенное значение в Лицее, придавалась «облагораживанию сердца». Обучение, было рассчитано на шесть лет: начальный курс и окончательный курс, по три года каждый.         

В начальный курс, кроме гимназических наук, входили политэкономия, статистика, коммерческие науки, технологии.  Окончательный курс охватывал основные науки трех университетских факультетов: нравственно-политического, физико-математического и словесного.

Общее образование считалось фундаментом всякой специальной подготовки.                

 Изучение родного и иностранных языков начиналось с раннего возраста. Все выпускники Лицея свободно читали иностранных классиков, легко говорили на немецком и французском языках, великолепно владели русской устной и письменной речью. Развивался вкус к изящному слову.

Соблюдался принцип последовательного изучения наук. Например, факт увязки истории с географией, особенно в начальном курсе. Рекомендовалось сравнение древних и современных названий.

Особое внимание уделялось курсу истории. Считалось, что «задача ее есть представить в разных превращениях государств шествие нравственности, успехи разума и падение его в разных гражданских постановлениях»

Существовал курс «наук нравственных». Сюда входили не только философские, но юридические и политические науки. Всего двенадцать учебных предметов (права и обязанности, этика, логика, политическая экономия и т.д.) Этот курс являлся стержневым и формировал мировоззрение учащихся. Соблюдался принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, постоянного внимания к отстающим. На каждого ученика писались подробные характеристики, где рассматривались качества личности. А с 1816 г. была введена оценочная система (отлично  – 1, хорошо  – 2,  худо  – 0)

Проверка знаний всегда проводилась в торжественной обстановке. Были испытания трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные.

В «Постановлении о Лицее» было записано: «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо».

В Лицее была богатая библиотека, где  ученики имели возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». Библиотека была источником, из которого каждый «почерпал свои вдохновения», списки книг для прочтения составлялись педагогами.          

Обстановка в Лицее была жизнедеятельная, боевая, разнообразная, нескучная. Царил дух свободы и самодеятельности. Предметы изящных искусств чередовались с гимнастическими упражнениями. Преподавались музыка, рисование, пение, литературное творчество, гимнастика, верховая езда, плавание, танцы, военная фортификация, тактика, артиллерия и т.д.

Устранялась возможность утомления. Час учения сменялся отдыхом в Комнатах или на воздухе с «приличной возрасту свободой». Научные занятия чередовались упражнениями в искусствах, ежедневными занятиями гимнастикой, «как средством поддержания бодрости телесной и духовной».

 Основные факторы эффективности деятельности Лицея

Суммируя опыт Лицея, можно выделить следующие основные факторы, способствующие эффективности его учебно-воспитательной деятельности

Первый фактор  – искреннее и глубокое уважение к личности воспитанника со стороны всех взрослых, работающих в Лицее.

Как известно, Лицей был первым учебным заведением в России, запретившим телесные наказания. Сурово пресекались любые поползновения унизить, оскорбить учащихся.

Для широко образованных и воспитанных на идеях Руссо директоров Лицея В.Ф.Малиновского и Е.А.Энгельгарда были чужды авторитаризм и формализм. «Только путем сердечного участия в радостях и горестях питомца, – излагал свое кредо Энгельгард, – можно завоевать его любовь». Педагоги, в первую очередь директора, часто встречались с учениками в свободное от занятий время в неформальной обстановке, беседовали с ними на животрепещущие темы, обсуждали вопросы добра и зла, подлинных и мнимых ценностей, дружбы и предательства, читали свои стихи, говорили о литературе.

В Лицее стремились глубоко и всесторонне познать воспитанников. Без каких-либо тестов, путем педагогического наблюдения и интуиции ежегодно составлялись развернутые характеристики на всех учащихся, поражающие своей психологической корректностью.

Только в атмосфере уважения в единстве с требовательностью воспитатели Лицея смогли совершить чудо  – передать свои мысли, идеи, жизненные ценности так, что воспитанники естественно приняли их и сделали регулятором своего поведения.

Комфортный моральный климат рассматривается и современными педагогикой и психологией как один из ведущих факторов эффективности работы учебного заведения.

Второй фактор  – разносторонняя деятельность лицеистов, обращенная к различным сторонам их психики: интеллектуальная, физическая, сенсорная, художественно-эстетическая. Программа Лицея включала в себя не только традиционные учебные предметы, но и верховую езду, гимнастику, прогулки, танцы. Всемерно поощрялось литературное и художественное творчество лицеистов. Существовали самодеятельные группы по интересам, литературные объединения, издавалось несколько литературных журналов.

Преподаватели   руководствовались   принципами,   записанными   в «Положении о Лицее»: «Возбуждать собственное действие ума детей. Дети не  должны быть праздными». Причем подчеркивалось, что «праздность ума более вредна, чем праздность телесных сил».

Третий фактор  – целенаправленный процесс воспитания гражданской зрелости лицеистов. Преподавание истории Отечества, словесности и литературы, беседы с офицерами, вернувшимися из военных походов, определяли жизненные стратегии лицеистов, безграничную любовь к своему Отечеству.

Любовь к Отчизне, утверждал Ушинский, самое глубокое и неистребимое чувство в человеке. Оно составляет стержень его нравственности. Иногда общество переживает духовно-нравственный кризис, но любовь к Отечеству выступает сдерживающим фактором для деструктивных сил.

Четвертый фактор (ведущий) – профессионализм преподавателей. В Лицее работали педагоги высокого класса. Они не только прекрасно знали свой предмет, но были творчески увлеченными людьми, писали статьи, книги, учебники, печатались в научных и литературных журналах. Их знания и увлеченность предметом передавалась ученикам, развивая любознательность и творческий поиск.

Особое значение имел общественно-нравственный облик педагога. Лицеистам в этом отношении повезло. Их окружали, учили, с ними общались люди, в основном с четко выраженной прогрессивной общественной позицией, отстаивающей идеи добра и справедливости.

Пушкин после окончания Лицея так писал об одном из своих учителей Куницине: «Он создал нас, он воспитал наш пламень... Им чистая лампада возжена...».

Самое главное в деятельности школы - как учит учитель, как он общается с детьми, каков он как личность.

Первостепенную значимость учителя, воспитателя, взрослого в развитии личности ребенка сегодня подчеркивают не только педагоги.

В 80-е годы XX века международной ассоциацией по оценке школьных успехов были проведены широкомасштабные исследования в сотнях школ разных стран мира. Цель исследования: выявить главные факторы, определяющие высокое качество работы школы.

Были выявлены несколько факторов, влияющих на эффективность школы, как социального института. Важнейшими из них оказались профессионализм и личностные качества учителя. Важны не столько усовершенствованные программы и учебники, гласит заключение экспериментаторов, самое главное в деятельности школы  – как учит учитель, как он общается с детьми, каков он как личность.

 

По материалам историко-педагогического очерка З.И. Равкина, Москва, изд. «Флинта», 1999 г.

 

Наставники о Пушкине-лицеисте

Он проницателен и даже умен. Крайне прилежен, и его приметные успехи столь же плод его рассудка, сколь и его счастливой памяти, которые определяют ему  место среди первых в классе по французскому языку.

Рапорт проф. французской словесности Д.И. де Будри. ноябрь-декабрь 1811.

Ветрен и легкомыслен, искусен во французском языке и рисовании, в арифметике ленится и отстает.

В.Ф. Малиновский. Март 1812 г.

Александр Пушкин. Легкомыслен, ветрен, не опрятен, нерадив; впрочем, добродушен, усерден, учтив, имеет особенную способность к поэзии.

Гувернер Г.С. Чичиков.

Свойства и поведение воспитанников Императорского лицея. 30 сентября 1813.

У него есть понимание и даже ум. Он очень искусен, и его заметные успехи являются столько же плодом его суждения, как и его счастливой памяти, что предоставляет ему место среди первых учеников в классе по французскому языку.

Д.И. де Будри. Рапорт на имя директора Лицея. 1813.

Александр Пушкин. При малом прилежании оказывает очень хорошие успехи, и сие должно приписать только одним прекрасным его дарованиям. В поведении резв, но менее противу прежнего.

И.К.Кайданов. Ведомость о дарованиях, прилежании и успехах воспитанников… от 1 ноября 1812 пол 1 генв. 1814 г.

Слаб и успехов приметных не оказал.

Рапорт Я.И. Карцова. 1814.

Легкомыслен, ветрен и иногда вспыльчив; впрочем, весьма обходителен, остроумен и бережлив. К стихотворству имеет особенную склонность; подает надежду к исправлению.

Гувернер Г.С.Чичиков. 23 сентября 1814.

Александр Пушкин

Мой портрет

Вы просите у меня мой портрет,

Но списанный с натуры;

Дорогой мой, он сейчас же будет готов,

Но только в миниатюре.

Я молодой повеса,

Еще на школьной скамье;

Не глуп, говорю без стеснения

И без жеманного кривлянья.

Никогда не было болтуна,

Ни доктора Сорбонны –

Надоедливее и крикливее,

Чем я, собственной своей персоной.

По росту я с самыми долговязыми

Вряд ли могу равняться;

У меня свежий цвет лица, русые волосы

 И кудрявая голова.

 Я люблю толпу и ее шум,

Одиночество ненавижу;

Мне претят ссоры и споры,

А отчасти и учение.

Спектакли, балы мне очень нравятся,

И, коли уж признаваться,

Я сказал бы, что еще люблю…

Если бы не был в Лицее.

По всему этому, мой милый друг,

Меня можно узнать.

Да, таким, как бог меня сотворил,

Я хочу всегда казаться.

Сущий бес в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много ветрености –

Вот каков Пушкин.

Перевод с французского.

1814 г.

Категория: История | Добавил: teacher-almaty (30.07.2007) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 1862 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz