Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 17:37

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
murzabekdami

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Иностранный язык

Опыт проектирования модульной технологии на уроках английского языка.
Шаранова О.Б., учитель английского языка (категория вторая),
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Семей,
Восточно-Казахстанская область
Опыт проектирования модульной технологии на уроках английского языка.
Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую из трех структурных частей: вводную, диалогической и итоговой. Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведенных по учебной программе на тему, блок тем и раздел. Исследования показали, что наиболее оптимальным является учебный модуль, состоящий из 7 – 12 часов. Особенностью учебного модуля является то, что на вводную и итоговую части при любом количестве часов отводится по 1-2 часа. Все оставшееся время на диалогическую часть.
Во вводной части учитель знакомит учащихся со всей структурой учебного модуля, его целями и задачами. Затем учитель кратко (в течение 10 – 20 минут) объясняет учебный материал, рассчитанный на изучение в течение всех часов данного учебного модуля, опираясь при этом на схемы, таблицы и т.д., то есть на знаковые модели.
Многократная проработка учебного материала на уровнях воспроизведения, элементарных умений и навыков и переноса знаний производится на уроках диалогической части.
Неоднократное возвращение к содержанию (по всей теме или разделу) по «нарастающей» – от простого к сложному, от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера, к элементам исследовательской деятельности дает возможность каждому ученику посредством работы с учебным материалом развивать способности, память, внимание, мышление, устную и письменную речь. В диалогической части познавательный процесс строится посредством взаимодействия учащихся между собой через деление класса на микрогруппы по 2 – 6 человек.
Познавательная деятельность учащихся строится таким образом, чтобы каждый ученик на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал, предлагаемый ему на трех уровнях сложности. Обязательным условием является обучение посредством игровой организации и применения разнообразных активных форм (групповая, индивидуально-групповая и парная работа, диспуты, дискуссии). Диалогическая часть строится на активных формах обучения сначала с целью воспроизведения учебного материала и формирования элементарных умений и навыков, а затем – с целью проведения анализа, синтеза и оценки знаний. Выбор заданий любого уровня осуществляется самими учащимися. Не является поэтапное выполнение заданий (от простого к сложному). Ученик вправе выбрать задание, исходя из своей внутренней установке на возможность его выполнения.
Диалогическая часть учебного модуля имеет еще одну особенность. Как показало исследование, широкое использование активных и игровых форм обучения позволяет учащимся работать с учебным материалом, возвращаясь к нему в рамках учебного модуля от 13 – и до 24 – х раз. (Психологами доказано, что усвоение материала происходит при 7 – кратном возврате к нему.). Учащиеся, которые уже в середине учебного модуля справляется с заданиями повышенной сложности, могут стать при желании помощниками учителя. Им предлагаются роли консультантов, ведущих и т.д. диалогическая часть учебного модуля строится на самообучении и самооценке, взаимообучении и взаимооценке учащихся. Осуществляется это посредством подготовки для каждого ученика не только трехуровневых заданий, но и ответов – эталонов на них.
Учебный процесс в рамках технологии строится на следующей исходной позиции: многие личностные психические свойства ребенка проявляются и формируются в ходе собственной, приносящей удовлетворение деятельности. Этому аспекту в технологии уделяется особое внимание. Удовлетворение и удовлетворение познавательной деятельности – один из важнейших факторов достижения высокого конечного результата каждым учеником. Поэтому отметки и оценки в диалогической части носят стимулирующий характер.
Важным условием разработанной технологии является возможность использования учениками любых научных источников, учебников, учебных пособий, а также получение консультации со стороны учителя, которому отводится роль консультанта, организатора, помощника.
Итоговая часть учебного модуля – контрольная. Ученик должен показать знания, умения и навыки, приобретенные в диалогической части, без посторонней помощи. Тестовые задания, контрольные работы, зачет, как формы контроля знаний учащихся предъявляются ученику именно в итоговой части учебного модуля.
Знания, способности, умения и навыки саморегулируемого обучения развиваются не спонтанно, а целенаправленно структурой и содержанием модульной программы. При модульной организации в процессе обучения между субъектами педагогического процесса должны культивироваться партнерские отношения независимо от реально существующих различий, их социального и профессионального опыта, в частности различной степени владения информацией и знаниями. Составление содержания модуля осуществляется в четырех аспектах:
1) представление целей овладения умением;
2) формирование собственно содержания модуля-информации;
3) построение системы управления и самоуправления учебными действиями и методическое обеспечение процесса усвоения;
4) построение системы обратной связи.
Первым этапом создания модульной программы должно быть структурирование учебного материала соответственно интегрированным целям обучения, в дальнейшем на учебные элементы (УЭ) соответственно частным целям. При решении этой задачи необходимо разработать графы логической структуры тех аспектов дисциплины, которые составляют основу теоретических знаний.
Каждый модуль начинается с нулевого учебного элемента, содержащего четко определенные цели и задачи. Это целевой компонент является важнейшим ориентиром в познавательной деятельности учащегося, определяет содержание всех остальных компонентов, повышает мотивационные установки.
Самостоятельная проработка материала предполагает осуществление обратной связи в виде контроля на входе и выходе в модульную программу. Б. Гольдшмидт для этого рекомендует использовать тестирование. У.П. Прокопенко в модульной программе в каждом элементе содержатся вопросы для самопроверки, а последний элемент обучения содержит тест.
Специфика модульного обучения отражает его ведущие принципы: системного квантования, модульности, проблемности, когнитивной визуализации и др.
Введение в процесс обучения модульной технологии позволяет:
- рационализировать процесс обучения, так как составленная модульная программа позволяет заранее спланировать обучающие действия;
- учащиеся, усвоив модульную программу подводят к единому, запланированному уровню овладения знаниями, умениями и навыками.
- повышает эффективность обучения благодаря четкой комплексной проработке всех компонентов процесса обучения: целевого, содержательного, структурного, операционно-деятельного, контрольного, оценочно-результативного.
Активные формы обучения, применяемые на уроках диалогической части учебного модуля.
Обучающие игры
«Биржа знаний»
на доске вывешивается панно с конвертами, которых имеются задания разных уровней (на «5», «4», «3»). Каждый учащийся берет из конвертов задания по своим возможностям и способностям, готовится, отвечает. Ответы оцениваются «акциями». Учащийся-«акционер» получает «акции» разного цвета в зависимости от полноты ответа: ответ с недочетом – «акция» желтого цвета; правильный, но не подробный ответ – «акция» красного цвета; правильный и подробный ответ – «акция» синего цвета; отличный, правильно обоснованный ответ – «акция» зеленого цвета. У каждой «акции» – номинальная стоимость, которая определяется в «банке». Максимальное количество баллов определяется количеством цветов (например, если у ученика «акции» 2-х цветов – то в «прибыли» участвует только 2 балла, если 4 цвета, то максимальный балл – 4).учитель – «банкир», который начисляет «прибыль» каждого ученика. Если желтых много, то «стоимость» возрастает. На этой основе учитель выставляет оценки.
Взаимодиктант
Ребята распределены на группы по 4 человека. Каждому дается карточка с текстом (диктант). Карточки пронумерованы (1, 2, 3, 4). Учащиеся садятся парами, как показано на схеме:
1 2
3 4
Ребята в парах диктуют друг другу свои тексты, затем проверяют. Потом пары меняются. В ходе игры происходит три смены состава пар.
1
2
3 4

1
4
3 2

1
3
2 4

Обучающая игра «Доклад»
Учитель предлагает учащимся прочитать текст, затем передать содержание в виде рисунков, знаков, схем. Эту «шпаргалку» ученик передает соседу справа. Теперь каждый делает «доклад» по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. Победитель – тот, кто составил «доклад» более подробно, защитил его, представил лучшее наглядное пособие.
«Эрудиты»
Перед первой игрой определяются «знатоки», которые набирают команды.
Участники игры рассаживаются за партами по командам. Одна команда – у доски. Представители других команд задают ей вопросы по всей изученной теме. Обсуждение вопроса командой занимает 20 секунд, отвечает один участник (поочередно). Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место у доски другой команде.. команда - победитель определяется по наибольшему количеству правильных ответов.
«Волшебный ларец»
учителем готовится раздаточный материал: карточки, обозначающие 5 баллов, 3 балла и 1 балл.
«Волшебная шкатулка» наполняется вопросами (билетами), количество которых превышает количество учащихся. Вопросы могут быть по предыдущей теме, охватывают несколько тем, разнообразные предметы обсуждения.
Каждый учащийся по очереди достает вопрос, читает его для остальных учащихся, отвечает на него, получает соответствующие баллы от 1 – 5 (по значимости информации).
Завершая игру, учитель подсчитывает общее количество баллов для каждого учащегося, набранных по ходу игры, соответственно определяя 1, 2, 3 место.
Игра позволяет выявить знания всех учащихся по теме, активизировать учащихся заставлять слушать ответы предыдущих ребят. Учитель может заранее оценку «4», «5», «3», «2». Главное - выявить «умников» и «умниц» по данному теоретическому материалу, только тогда ларец становится «волшебным».
«Турнир ораторов»
Несколько ребят делают сообщения по одной заранее предложенной теме. Оценивает конкурс учитель или избранное жюри. Оценивается не только знания, но и умение говорить связно, доказательно.
«Базар головоломок»
Ученики составляют дома кроссворды, чайнворды. Историческое домино, викторины, ребусы и т.д., а на уроке разгадывают их. Работать можно индивидуально или в группах. Ученикам разрешается пользоваться учебником, картами, вспомогательными и документальными материалами. Ведущий определяет самых активных, предприимчивых, находчивых. Отмечает как тех учащихся, кто работал дома, так тех, кто работал на уроке.
«Угадай»
Выбирается ведущий. Он зачитывает ребятам определение термина, игроки должны назвать его. Кто первый назовет правильный термин, получает жетон или просто фиксируется балл в личном листке игрока. По окончанию игры подсчитываются баллы.
Релейный зачет
Учитель на первом уроке (вводная часть учебного модуля) дает ученикам перечень основных вопросов, которые входят в билеты релейного зачета. В каждом билете по 2-3 вопроса. Блок вопросов с обозначением « » соответствует заданиям высокой сложности, « » - средней степени, « » - простые задания. Билеты с соответствующим знаком располагаются на столе учителя по стопкам. (Все вопросы и задания соответствуют требованиям стандарта образования).
Ученики по собственному желанию выбирают один билет из любой стопки. Ознакомившись с содержанием выбранного билета, ученик идет на место и выполняет задание либо может положить билет обратно и выбрать другой, но только из другой стопки. Повторно из одной и той же стопки брать билет нельзя. Можно выбирать билеты три раза. Ученик, выбравший билет со знаком « », за зачет не получит выше отметки «3», со знаком « » - «4», лишь билет со знаком « » означает, что ученик при успешном ответе может получить «5». При отличном ответе на вопрос любого уровня и согласии учителя ученик может повысить свою оценку, взяв билет более сложного уровня.
Индивидуальная подготовка ученика к ответу длится 10 – 15 минут. При подготовке каждый ученик имеет право получить один раз краткую консультацию учителя. Отвечать ученик может как учителю, так и консультанту (у которого должен быть образец ответов).
Задания зачета могут быть письменными, устными и комбинированными.
Виды тестов
Тесты составляются на основе обязательного программного курса. Необходимо предлагать несколько вариантов тестов. При оценке тестов лучше использовать систему, когда за 90 и более процентов выполненной работы ставится оценка «5»; 75 – 89% - оценка «4», 74 – 45% - оценка «3». Тестирование – обязательный элемент проверки контроля ЗУН учащихся.
1. Тест с дополнениями.
В тексте, чертеже, в написании формулы оставляется место, куда вписывается пропущенное слово, знак, обозначение.
2. Тест – напоминание.
Ответ на вопрос теста – какой-либо факт, смысл закона, правила, положения. При этом проверяется фактическое знание однозначного ответа на прямой вопрос.
3. Тест с альтернативными ответами.
Дает возможность для решения (правильно ил неправильно) какого-либо утверждения. Ответ заносится в виде знака (+) или (-) либо записывается словом «да», «нет»; «правильно», «неправильно».
4. Выборочный тест
Из нескольких ответов выбирается один верный. Количество ответов должно быть не менее трех.
5. Тест соответствия (сличения)
Задание ориентируется на нахождение связанных между собой фактов, данных, находящихся в двух столбиках, относящихся друг к другу по смыслу, содержанию.
6. Тест единства порядка.
Предложенные данные, характеризующие величины, наименования и др. показатели, должны быть расположены в каком-либо единственно возможном порядке, в последовательности по подчиненности какому-либо закону, правилу, положению, знание которых и проверяется.
7. Комбинированные тесты.
По построению они могут содержать вопросы из разных видов тестов. Задания этого теста могут быть представлены в виде текста или набора таблиц, формул, графиков, чертежей, схем. По уровню этот тест может быть емким и обладать высокой вариативностью.
Таким образом, активные формы обучения, применяемые на уроках диалогической части учебного модуля, способствуют выделению из содержания обучения обособленных элементов, которые требуют рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, модуль имеет четкую структуру. Технология модульного обучения характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации принципов модульности, выделения из содержания обучения обособленных элементов, динамичности, действительности знаний и их системы, гибкости, осознанной перспективы и разносторонности методического консультирования.
Используемая литература:
1. Андерсон Л. О модульном обучении.// Профессионал Казахстана, 2004, № 6, с. 48.
2. Ахметова Н.А. Сущность технологии модульного обучения.// Творческая педагогика, 2001, №1, с.69 – 73.
3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Москва: Просвещение, 1999.
4. Екшембеева Л.В. Языковые модули и овладение языком. Алматы, 2000.
5. Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. Алматы, 2002.
6. Жанпеисова М.М. Технология модульного обучения. Алматы, 1998.
7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Москва: Просвещение, 1991.
8. Линник В.П. Технология модульного обучения на уроках литературы. // Литература в школе, 2005, №1, с.23-27.
9. Морозова В.В. Модульное обучение на основе технологической карты.// Образование в современной школе, 2001, № 5-6, с.44-58.
10. Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования.// Высшее образование в России, 1994, №2.

Категория: Иностранный язык | Добавил: viktoriya (21.01.2011) | Автор: Шаранова Ольга Борисовна
Просмотров: 3567 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 ormanovaulzhan   (26.05.2015 16:19)
Благодарю за статью, получила много полезной информации о модульной технологии.

1 dinashvartz30   (06.12.2011 08:11)
Очень интересно! Попробую применить на своих уроках немецкого языка! Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz