Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 23:22

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Иностранный язык

Прошкина В.А. г.Семей ВКО КГУ "СОШ"2"
Современное казахстанское общество сегодня характеризуются общественной модернизацией и стремлением к мировым интеграционным процессам, где ведущую позицию в процессе модернизации занимает образование. Известно, что только, то общество может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия приобретения качественного и современного образования.
Цель поликультурного и полиязычного образования может заключаться в формировании человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.
Полиязычие при соответствующих принципах гуманизма может стимулировать гуманизацию в национальной образовательной системе. Обоснование необходимости приоритета родного языка культуры в целом, который, активно адаптируя языки других народов, укрепляется в своем богатстве и уникальности,- это тот методологический принцип, который выдвигается в качестве концептуального решения социально-философических проблем гуманизации полиязыкового образовательного пространства современного мира.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы обучения на трех языках - это, безусловно, значительный шаг вперед в направлении реализации Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, одной из базовых компетенций которой являются трехязычие. В основных положениях Концепции говорится о необходимости качественным владением иностранным языком выпускника современной школы, - это назревшая жизненная необходимость, поскольку интенсивные темпы и уровень развития науки и техники в мире требуют свободного владения иностранными языками для более качественного и полноценного получения необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков. Эти положения уже успешно реализовываются в школах, где обучение ведется на казахском, русском и английском языках. Это способствует выработке коммуникативных навыков учащихся. Кроме того, обучение на трёх языках, и, как следствие, владение ими практически в совершенстве, будет способствовать приобщению учащихся к культуре и традициям разных народов. А это есть ни что иное, как формирование полиязыковой личности. В свою очередь, полиязычное образование – это целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» социально значимого опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности, а также в эмоционально-ценностном отношении к языкам и культурам.
Язык, по мнению В.Гумбольдта, - это лицо народа, в нем фиксируется и сохраняется картина мира, свойственная тому или иному культурному сообществу («языковому коллективу»). При наличии общих содержательных компонентов «концептуальные поля истины» в различных языках и культурах имеют различные очертания, отражая разные стороны и аспекты бесконечно многообразного, объективного мира. Поэтому через познание народных и, в частности, иностранных языков человек может непосредственно ощутить свою
принадлежность к мировой истории и одновременно глубже понять свою национальную культурно-историческую уникальность. Язык, по словам Д.С. Лихачева, «выступает неким концентратом культуры нации, воплощенной в различных группах данного культурно-языкового общества ». Он играет важнейшую роль в плане интернационализации культур, глобализации межкультурной коммуникации, диалога культур на основе лексико-семантического взаимоперевода. Соприкосновение разных культур находит отражение в языке в виде лексических заимствований.
Полиязыковая личность – это активный носитель нескольких языков, представляющий собой: личность речевую – комплекс психофизиологических свойств, позволяющих индивиду осуществлять речевую деятельность одновременно на нескольких языках; личность коммуникативную – совокупность способностей к вербальному поведению и использованию нескольких языков как средства общения с представителями разных лингвосоциумов; личность словарную, или этносемантическую, – симбиоз мировоззренческих установок, ценностных направленностей, поведенческого опыта, интегрированно отраженных в лексической системе нескольких языков.
Развитие полиязыкового сознания личности; - алгоритм развития речи; мысленная, устная – письменная; коммуникация. Развитие речи – это и развитие мышления. Речь невозможна без мыслей, без опережающего внутреннего процесса. Речевая среда: слово – словарь – строй языка: развитие речи – коммуникация – риторика: культура речи. Таким образом, язык - это уровневая система: лексическая – произносительная – грамматическая. Прагматика языка или речь – средство общения, коммуникация, самовыражения: овладение новыми средствами выражения мысли и миром изучаемого языка. Владение казахским, русским и иностранными языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человечества. Все это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан, практически и профессионально владеющих несколькими языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в профессиональном отношении положение.
В связи с обновлением содержания образования особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащегося и расширению возможностей углубленного образования, в том числе языкового. Одной из важных задач любого учебного заведения является приобщение подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Наряду с казахским языком, имеющим статус государственного, и русским — языком межнационального общения, важным средством в этом деле, несомненно, выступает иностранный язык.
Необходимо учитывать роль иностранного языка в языковом образовании учащихся. Его нельзя считать полноценным, если школьники не изучали хотя бы один иностранный язык или делали это с перерывом и плохо. Можно сказать совершенно определенно, что лишенным такого права учащимся наносится не только образовательный, но и психологический урон. У таких выпускников школ формируется своего рода «комплекс гуманитарно-языковой неполноценности».
В поликультурном этногеографическом пространстве существенная часть населения является двуязычной. Обогащая ученика наследием двух культур, двуязычие ставит его в более благоприятные условия по сравнению с условиями, в которых находится школьник, приступающий к изучению иностранного языка со знанием лишь своего родного. Как известно, благодаря явлению переноса, изучаемый иностранный язык, родной и русский вступают в сложное взаимодействие, стимулирующее или, наоборот, тормозящее процесс овладения новым языком. Сопоставляя три языка, можно заранее выявить трудности, предусмотреть и учесть типичные ошибки, понять природу и причину ошибок, установить порядок последовательного изучения языкового материала. При этом практика показывает, что, например, в сельских школах, где социальная нагрузка, как правило, падает на родной язык, осознанное овладение материалом на иностранном языке может быть успешно реализовано при условии, когда преподавание осуществляется с опорой именно на родной язык.
Обучение государственному языку, русскому, как языку межнационального общения, а также одному из иностранных, как одна из стратегических задач, определенных Концепцией развития образования до 2015 года, гарантирует достижение образовательных целей за счет приобщения к иной культуре, истории, географии, литературе, искусству, науке. При этом осуществляется углубление знаний о своей родной культуре как составляющей единой мировой культуры, и более сознательное и глубокое овладение родным языком.
Научные исследования и практика взаимосвязанного обучения родному и иностранному языкам свидетельствуют о взаимообогащении и о положительном влиянии языков на всестороннее развитие личности обучаемых. В этом контексте научно обоснованным и правомерным представляется переход на обучение иностранному языку со 2-го класса. Раннее обучение иностранному языку, непрерывность и преемственность в иноязычном образовании позволяют использовать язык не только в его коммуникативной, но и в познавательной функции.
Иностранному языку принадлежит важное место в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением предмет «Иностранный язык» формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию нравственных качеств, чувств и эмоций.
В числе целей обучения английскому языку на начальной ступени следует упомянуть:
- развитие личности ребёнка, его речевых способностей;
- развитие мотивации к дальнейшему изучению английского языка;
- обеспечение адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка;
- формирование социокультурной осведомлённости, позволяющей адекватно вести себя в процессе межличностного и межкультурного общения;
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьника;
- приобщение детей к новому социальному опыту средствами английского языка;
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
Все перечисленные цели достигаются в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне, позволяющей младшим школьникам общаться на английском языке в устной и письменной формах в пределах тематики, предусмотренной программой. Это и является главной целью начального иноязычного образования.
Учителям иностранных языков известны трудности детей, обусловленные их переходом из начальной в основную школу. Нередко у них недостаточно сформированы технические навыки чтения и письма, они не умеют извлекать смысл из прочитанного на иностранном языке, самостоятельно строить высказывания в монологической и диалогической форме.
Причины многих трудностей коренятся в начальном образовании, слабым местом которого остаётся неспособность научить школьников самостоятельно учиться. Иноязычное образование недостаточно готовит учащихся к успешному включению в их иноязычную речевую деятельность более сложного уровня. Данная готовность формируется у младших школьников в учебной деятельности. Универсальные учебные действия, концепция которых разработана на основе системно-деятелльностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов), включены в стандарты начального образования нового поколения, и их формирование является приоритетом современной начальной школы.
В основе успешности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие большую значимость, чем узко предметные знания и умения. Термин универсальные учебные действия означает не что иное, как конкретизацию термина «умение учиться», т. е. Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного овладения новым социальным опытом.
Формирование умения учиться означает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:
1) мотивы (игровые, познавательные и учебные);
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Таким образом, формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью.
В соответствии с концепцией универсальных учебных действий в их состав включено четыре блока:
1. ЛИЧНОСТНЫЙ.
2. РЕГУЛЯТИВНЫЙ
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
4. КОММУНИКАТИВНЫЙ
Личностные действия - ведущие, поскольку обеспечивают ценностно-смысловую, нравственную и социальную ориентацию младших школьников.
Применительно к учебной деятельности при овладении иноязычной речью можно выделить:
1. Действия в личностном самоопределении.
2. Действия смыслообразования.
3. Действия нравственно-этической ориентации.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
Действия целеполагания – постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что ещё не известно и предстоит освоить. Такие действия формируются через выполнение заданий типа:
- Посмотрите на задания и картинки урока и догадайтесь, что вы научитесь сегодня делать.
- Посмотрите на задания к домашним упражнениям и скажите, чему вы будете учиться дома и т.д
Действия планирования формируются через выполнение заданий на составление различного рода плана при работе над текстом по аудированию или чтению, при подготовке устного монологического и диалогического высказываний.
Действия прогнозирования формируются через выполнение заданий:
- Посмотрите на заголовок рассказа и скажите, о чём будет идти речь.
- Прочитай последний параграф истории и догадайся, что произошло с главным героем.
- Послушайте и придумайте конец рассказа.
Действия прогнозирования уровня своих умений аудирования, говорения, чтения и письма формируются с помощью инновационной технологии «Европейский Языковой Портфель».
Познавательные универсальные действия сводятся к следующим действиям:
- Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи. « А какие сигналы используют англичане, чтобы показать, где один предмет, а где много?»
- Действия по поиску и выделению необходимой информации.
- Действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания.
- Действия по выбору языковых средств.
- Действия, связанные с рефлексией.
Коммуникативные действия обеспечивают социальное взаимодействие, включающее учёт точек зрения позиции партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Формирование универсальных учебных действий школьников является одним из самых действенных путей развития ученика как субъекта учебной деятельности.
Одно из задач приобщения подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирования у подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур в мировом пространстве.
Для того чтобы подготовить профессиональных кадров отвечающих этим требованиям большое внимание уделяется полиязычному образованию, которое рассматривается как действенный инструмент подготовке молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира.
В этой связи понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос обучения языкам и повышения уровня языковой подготовки учащихся. Педагогами иностранных языков полиязычное образование понимается не только как знакомство с культурой англоговорящих стран, но и как ознакомление с особенностями жизни и быта казахстанцев, духовным наследием Казахстана и ее вкладом в мировую культуру.
Категория: Иностранный язык | Добавил: viktoriya (07.04.2012) | Автор: Прошкина В.А
Просмотров: 1539 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz