Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 11:53

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Творческая личность

Вадим Макариевич Монахов
 
(к 70-летию со дня рождения).
Ректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого, академик Н.А. Шайденко,
академик РАО ЮМ Колягин, А.А. Русаков, В.Н. Чубариков
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, (arusakov@space.ru, chubarik@mech.math.msu.su).
 
Вадим Макариевич Монахов родился в Москве 15 марта 1936 г.
Вся его трудовая деятельность связана с научно-педагогической и научно-организационной работой. В январе 1959 года закончил физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, и в этом же году поступает на инженерное отделение механико-математического факультета Московского университета, где получает второе высшее образование (в течение трех лет). В эти же годы 1959-63 он работает научным сотрудником отдела динамического прогнозирования вычислительного центра главного управления гидрометслужбы. В отделе работали такие выдающиеся математики страны как Г.И. Марчук, И.А. Кибель, А.С. Монин  и др., и именно здесь Вадим Макариевич формируется как математик (им создана гидродинамическая модель прогнозирования вертикальных токов).
В 1963 году Вадим Макариевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика преподавания программирования и математических основ ЭВМ», в 1973 году он защитил докторскую диссертацию «Проблема введения в школу современных приложений математики, связанных с ЭВМ». В 1978 году ему присвоено ученое звание профессора по специальности «Методика преподавания математики». А в 1982 году Вадим Макариевич был избран членом-корреспондентом АПН СССР (впоследствии Российская академия образования).
С 1961 года деятельность В.М. Монахова связана с исследованиями педагогических и методических проблем введения в среднюю школу таких прикладных курсов, как «Программирование», «Методы оптимизации», «Вычислительная математика», «Линейное программирование», «Программирование и ЭВМ», «Математические методы в экономике». С 1963 года по 1992 год В.М. Монахов сотрудник НИИ содержания и методов обучения АПН СССР (на институт было возложено три реформы школьного образовании, начиная с 1966 года), где он прошел путь от младшего научного сотрудника до директора института (с 1981 года по 1992 год).
С 1993 года научная и преподавательская деятельность В.М. Монахова связана с Московским государственным открытым педагогическим университетом им. М. А. Шолохова, где он работает на факультете информатики и математики, являясь деканом факультета информатики и математики и заведующим кафедрой методики преподавания педагогических технологий. Здесь он проявил себя отличным организатором и руководителем научной и методической работы профессорско-преподавательского коллектива кафедры и факультета, он много сделал для модернизации образовательного процесса на факультете (созданы новые учебные программы, учебные пособия, дидактические практикумы, обеспечивающие профессиональное становление будущего учителя информатики и математики — центральных фигур в информатизации школьного образования).
Вадим Макариевич является крупным специалистом в области информатизации школьного образования, широко известным в нашей стране и за рубежом, автором более 500 научных трудов (монографий, учебников и учебных пособий более 80).
В.М. Монахов стоял у истоков нового научного направления, связанного с информатизацией школьного образования. Результатом его многолетних исследований общеобразовательных аспектов программирования для ЭВМ, явилось создание (совместно с академиками А.П. Ершовым и А.А. Кузнецовым) первого школьного учебника «Основы информатики и вычислительной техники» и методического пособия для учителей, что явилось началом компьютеризации и информатизации нашей школы.
В 1986 году Вадим Макариевич выступает с концепцией информатизации школьного образования, ядро которой составляют методические возможности и реальные перспективы использования компьютера в самом учебном процессе. Фундаментальным результатом В.М. Монахова является создание информационной модели учебного процесса (модель любого учебного процесса характеризуется пятью параметрами: целеполагание, диагностика, коррекция, дозирование, логическая структура). Эта модель, воплощенная в технологической карте, позволила ему разработать и спроектировать такие педагогические технологии, как технологию проектирования учебного процесса по любому школьному и вузовскому предмету, технологию проектирования методической системы обучения, технологию проектирования траектории образовательного процесса в школе (это фактически технология проектирования учебного плана новой школы). Массовый педагогический эксперимент по внедрению информационных и педагогических технологий в школу, начавшийся с 1989 года, показал востребованность и продуктивность этого информационно-технологического подхода к модернизации школьного образования (Тульская обл., Ульяновская обл., Оренбургская обл., Кемеровская обл., Волгоградская обл., Республика Казахстан, Республика Крым, Красноярский край, г. Донецк, г. Тольятти, г. Набережные Челны).
В 1997 г. в Новокузнецке состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Педагогическая технология В.М. Монахова. Методология. Внедрение. Развитие», где были представлены все регионы, работающие по технологиям В.М. Монахова. Глубинные закономерности учебного процесса, выявленные с помощью указанных технологий, стали теоретической основой дальнейшей информатизации школьного образования и созданием технологических учебников («Алгебра - 6», «Алгебра - 7», «Информатика 10 - 11», «Физика 9 - 10», «Химия - 10» и др.) как системы технологических карт. Следующим этапом информатизации стало создание паспортов образовательных процессов по основным учебным предметам для всех классов школы, что представляет собой технологическую базу для информатизации школьного образования.
В.М. Монахов был научным руководителем таких комплексных академических программ, как «Единый уровень содержания образовательной подготовки в средних учебных заведениях», «Нормализация общей и учебной нагрузки школьников», «Компьютеризация и информатизация школьного образования». Он руководитель временного научно-исследовательского коллектива «Информатизация школьного образования» (1985-1992 гг.).
В.М. Монаховым создана научно-педагогическая школа. Среди его учеников более 190 докторов и кандидатов педагогических наук. Он является членом четырех диссертационных докторских советов (два в МГОПУ им. М.А. Шолохова: 13.00.02 и 19.00.01 и в Волгоградском государственном педагогическом университете: 13.00.01 и 13.00.08).
Считая, что система образования в условиях сегодняшнего дня должна функционировать в режиме развития, самодвижения, саморазвития Вадим Макариевич убежден, что процесс модернизации в образовательных учреждениях должен основываться на педагогической деятельности по проектированию и реализации инновационной образовательной системы, в которой отражаются новые философско-психолого-педагогические подходы к пониманию личности ребенка, его обучению, воспитанию и развитию [из предисловия к книжечкам Тольятти].
Педагогические технологии В.М. Монахова состоят из 11 технологий, построенных по принципу рекурсии, т.е. в последовательности технологий каждая последующая технология  базируется на предыдущих.

1.                  Технология проектирования учебного процесса по любым предметам;

2.                  Технология проектирования методической системы обучения (по любым предметам);

3.                  Технология проектирования учебной программы по предмету;

4.                  Технология проектирования собственной методической системы учителя «Я - учитель»;

5.                  Технология проектирования системы повторительной работы;

6.                  Технология проектирования учебника;

7.                  Технология проектирования системы коррекционной работы;

8.                  Технология проектирования учебного плана;

9.                  Технология проектирования образовательной траектории школы;

10.              Технология управления образовательными системами;

11.              Технология проектирования программы развития учебного заведения.

Основные принципы технологии - доверие педагогическому профессионализму преподавателя; сохранение положительного опыта традиций; гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса; наличие чётких ориентиров в работе преподавателя, не сковывающих творческую инициативу; создание комфортных условий для учащихся, недопущение перегрузки учащихся, разумная и корректная реализация государственно образовательного стандарта (здоровьесбережение); организация комфортных условий преподавателю для осуществления его профессиональной деятельности.
По данным газеты «Педагогический вестник» свыше 6000 школ России работают по педагогическим технологиям В.М. Монахова. Технологии В.М. Монахова внедрены в систему вузовского педагогического образования в Московском открытом педагогическом университете, Кузбасской педагогической академии, Елецком педагогическом институте, Волгоградском государственном педагогическом университете и других учебных центрах страны [педтехнологии в г. Тольятти].
В.М. Монахов участвовал в международных конгрессах по математическому образованию (Австралия 1984 г., Венгрия 1988 г.), был руководителем целого ряда Советско-американских, Советско-английских и Советско-германских семинаров и конференций, руководил подготовкой Всесоюзных педагогических чтений (1984, 1988, 1992 годы). В 1992 году представлял страну на I конгрессе ЮНЕСКО «Информатика и образование» (Париж).
Педагогическая и научно-организационная деятельность В.М. Монахова отмечена высокими правительственными и академическими наградами: орден «Трудового Красного Знамени» (1986 г.), медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст. (2003 г.), золотая медаль «Лауреат ВДНХ» за создание первого комплекта компьютерных программ школьного курса «Информатика» (1986 г.), медаль Н.К. Крупской (1986 г.), медаль К.Д Ушинского (2001 г.), медаль «Ветеран труда» (1986 г.).
Можно позавидовать его энергии, трудолюбию, работоспособности,- все это неспроста. В студенческие годы фанатичная любовь к конькам, переросла в профессионализм: чемпион физического факультета МГУ (1956г.), член сборной команды Московского университета. В преддверии своего 70-летнего юбилея он открыл спортивный сезон 2006 года на крутых горнолыжных трассах в Альпах.
Вадим Макариевич Монахов – прекрасный педагог, крупный организатор педагогической науки, незаурядная личность. Пожелаем ему крепкого здоровья и новых успехов на ниве просвещения и на благо отечественной науки.

 

Основные научно-педагогические труды В.М.Монахова:
1.       «Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса» -
монография, Волгоград, «Перемена», 1995 г., 12 п.л.
2.       «Информатизация школьного образования» — монографический сборник под редакцией
В.М. Монахова и Д. Штихта, Москва - Берлин, 1990 г.

1.                  «Основы информатики и вычислительной техники» - учебник, часть I и часть II., 1985-1986 гг.,
М., Просвещение, 20 п.л. (тираж 4,3 млн. экз., в соавторстве).

2.                  «Алгебра - 8» - учебник, М., «Просвещение», 1973 г. 14 п.л. (в соавторстве, 15
переизданий, каждый тираж 4,3 млн. экз.).

3.                  «Основные аспекты использования информационных технологий в совершенствовании
методической системы обучения» - (сборник под ред. В.М.Монахова) М., 1987 г., 5 п.л.

4.                  «Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе. Опыт и
перспективы», М., «Просвещение», 1986 г., 13 п.л. (в соавторстве).

5.                  Пакет педагогических программ по курсу «Основы информатики и вычислительной
техники», Киев, 1988 г. (в соавторстве с А.А Кузнецовым и В.Е. Быковым).

6.                  «Методика   преподавания   информатики»   -   учебная   программа   для   педагогических
университетов, 2001 г., 4 п.л.

7.                  «Типичные  ошибки  и технология  их  преодоления»  - в серии  «Школа  современного
учителя» - (авторская методика коррекционной работы по математике, русскому языку,
информатике, физике, географии, классы 1 - 3, 5 - 6, 7 - 9 - 11) Ульяновск, 1999 (15 книг).

8.                  «Паспорт образовательного процесса» - по основным школьным предметам 2002 г. (32
книги).

9.                  «Педагогическое    проектирование    -    современный    инструментарий    дидактических
исследований» - Школьные технологии. - 2001 г. - №5.

Категория: Творческая личность | Добавил: teacher-almaty (21.03.2008)
Просмотров: 3161 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz