Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 11:12

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Творческая личность

Вадим Макариевич Монахов и его педагогические технологии

Академик РАО Ю.М. Колягин, А.А. Русаков, В.Н. Чубариков,
МГУ им. М.В. Ломоносова

к 70-летию со дня рождения

Вадим Макариевич Монахов родился в Москве 15 марта 1936 г. 

Вся его трудовая деятельность связана с научно-педагогической и научно-организационной работой. В январе 1959 г. Вадим Макариевич закончил физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и летом того же года поступил на инженерное отделение механико-математического факультета, где в течение трех лет получил второе высшее образование.

В эти же годы (1959–1963) В.М. Монахов работал научным сотрудником Отдела динамического прогнозирования вычислительного центра Главного управления гидрометслужбы, где разработал гидродинамическую модель прогнозирования вертикальных токов воздуха. В отделе работали такие выдающиеся математики, как Г.И. Марчук, И.А. Кибель, А.С. Монин и др.

В 1963 г. Вадим Макариевич защитил кандидатскую диссертацию на тему “Методика преподавания программирования и математических основ ЭВМ”. Одним из первых в стране он создал курс “Основы программирования” и вел уроки программирования в московских школах № 101, 444, 710. В 1973 г. он защитил докторскую диссертацию “Проблема введения в школу современных приложений математики, связанных с ЭВМ”. В 1978 г. ему было присвоено ученое звание профессора по специальности “Методика преподавания математики”. В 1982 г. Вадим Макариевич был избран членом-корреспондентом АПН СССР (впоследствии — Российская академия образования).

С 1961 г. деятельность В.М. Монахова связана с исследованиями педагогических и методических проблем введения в среднюю школу таких прикладных курсов, как “Программирование”, “Методы оптимизации”, “Вычислительная математика”, “Линейное программирование”, “Программирование и ЭВМ”, “Математические методы в экономике”. С 1963 по 1992 гг. В.М. Монахов — сотрудник НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, где он прошел путь от младшего научного сотрудника до директора института (директор — с 1981 по 1992 гг.).

С 1993 г. научная и преподавательская деятельность В.М. Монахова связана с Московским государственным открытым педагогическим университетом им. М.А. Шолохова, где он работает на факультете информатики и математики, являясь деканом факультета информатики и математики и заведующим кафедрой методики преподавания педагогических технологий.

В.М. Монахов стоял у истоков нового научного направления, связанного с информатизацией школьного образования. Он является соавтором (совместно с академиками А.П. Ершовым и А.А. Кузнецовым) первого школьного учебника “Основы информатики и вычислительной техники” и методического пособия для учителей.

В 1986 г. Вадим Макариевич выступает с концепцией информатизации школьного образования, ядро которой составляют методические возможности и реальные перспективы использования компьютера в самом учебном процессе. Фундаментальным результатом В.М. Монахова является создание информационной модели учебного процесса, характеризуемой пятью параметрами: целеполагание, диагностика, коррекция, дозирование, логическая структура.

В.М. Монахов был научным руководителем таких комплексных академических программ, как “Единый уровень содержания образовательной подготовки в средних учебных заведениях”, “Нормализация общей и учебной нагрузки школьников”, “Компьютеризация и информатизация школьного образования”. В 1985–1992 гг. он был руководителем временного научно-исследовательского коллектива “Информатизация школьного образования”.

В.М. Монаховым предложено 11 педагогических технологий, построенных по принципу рекурсии. В последовательности технологий каждая последующая технология базируется на предыдущих.

1. Технология проектирования учебного процесса по любым предметам.

2. Технология проектирования методической системы обучения (по любым предметам).

3. Технология проектирования учебной программы по предмету.

4. Технология проектирования собственной методической системы учителя “Я — учитель”.

5. Технология проектирования системы повторительной работы.

6. Технология проектирования учебника;

7. Технология проектирования системы коррекционной работы.

8. Технология проектирования учебного плана.

9. Технология проектирования образовательной траектории школы.

10. Технология управления образовательными системами.

11. Технология проектирования программы развития учебного заведения.

Основные принципы технологии — доверие педагогическому профессионализму преподавателя; сохранение положительного опыта традиций; гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса; наличие четких ориентиров в работе преподавателя, не сковывающих творческую инициативу; создание комфортных условий для учащихся, недопущение перегрузки учащихся, разумная и корректная реализация государственного образовательного стандарта (здоровьесбережение); организация комфортных условий преподавателю для осуществления его профессиональной деятельности.

В.М. Монахов участвовал в международных конгрессах по математическому образованию, был руководителем целого ряда международных семинаров и конференций, руководил подготовкой Всесоюзных педагогических чтений. В 1992 г. представлял страну на I конгрессе ЮНЕСКО “Информатика и образование”.

Педагогическая и научно-организационная деятельность В.М. Монахова отмечена высокими правительственными и академическими наградами: орден Трудового Красного Знамени (1986 г.), медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” II ст. (2003 г.), золотая медаль “Лауреат ВДНХ” за создание первого комплекта компьютерных программ школьного курса “Информатика” (1986 г.), медаль Н.К. Крупской (1986 г.), медаль К.Д. Ушинского (2001 г.), медаль “Ветеран труда” (1986г.).

Вадим Макариевич Монахов — прекрасный педагог, крупный организатор педагогической науки, незаурядная личность. Пожелаем ему крепкого здоровья и новых успехов на ниве просвещения и на благо отечественной науки. http://inf.1september.ru/articlef.php?ID=200600501

Категория: Творческая личность | Добавил: teacher-almaty (21.03.2008)
Просмотров: 2855 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz