Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 05:01

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Внеклассное чтение

Бируни из Хорезма

 

Знание - самое превосходное из владений.
Все стремятся к нему, само же оно не приходит.
Ал-Бируни

 

БИРУНИ (Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни) среднеазиатский ученый-энциклопедист, основатель алгебры.  Родился он 4 октября 973 в предместье города Кят (Южный Хорезм, ныне г. Бируни, Узбекистан).

Получил широкое математическое и философское образование. Писал на арабском языке. Жил в Кяте и Кургане при дворах местных правителей, затем в Хорезме, при дворе шаха Мамуна, возглавлял Академию, которая объединяла виднейших ученых, в том числе Абуали ибн-Сино (Авиценна), Мухаммад ибн-Муса (ал-Хорезми).

Уже в детские годы Бируни  отличался поразительной трудоспособностью, умением погружаться в работу с головой, полностью отрешаться от повседневных будничных забот.

Постоянно видя живой пример в лице своего учителя Ибн Ирака, который успешно сочетал теоретические изыскания с практической деятельностью, Мухаммед органично воспринял характерную для хорезмийской научной школы ориентацию на решение прикладных задач.

«Если тебе скажут: ты разделил десять на две части, умножил одну из частей на другую, а затем одну из них на себя, тогда произведение на себя стало равно одной из частей, умноженной на другую и взятой четыре раза».

Попробуем решить эту задачу, взятую из алгебраического трактата IX века. Сегодня каждый, кто знаком с математикой в пределах школьного курса, без особого труда сведет ее к уравнению х2 = 4х(10 – х). Его можно привести к уравнению 5х2 = 40х, из чего следует, что х = 8. Однако во времена Бируни математики Востока еще не пользовались алгебраической символикой. Вычисления носили риторический характер, все правила, а нередко и числа, передавались словами, а поэтому, решая задачу, сведенную нами к несложному линейному уравнению, Мухаммед должен был рассуждать следующим образом:

«Прими одну из частей за вещь (вещью средневековые арабские математики называли неизвестное). Тогда другая есть десять без вещи. Умножь десять на десять без вещи, будет десять без вещей без квадрата. Далее умножь это на четыре, так как тебе сказано: четыре раза. Получается четыре произведения одной из частей на другую, то есть сорок вещей без четырех квадратов. Затем умножь вещь на вещь, то есть одну из частей на себя. Получится: квадрат равен сорока вещам без четырех квадратов. Восполни это четырьмя квадратами и прибавь их к квадрату. Получится сорок вещей равных пяти квадратам. Поэтому один квадрат равен восьми корням, это шестьдесят четыре. Корень его – восемь. Это одна из частей, умноженная на себя. Остаток от десяти – два, это другая часть».

Сложновато, не правда ли? Во всяком случае, выглядит весьма громоздко. Правда, Мухаммед, привычный к риторической манере, вряд ли испытывал какие-либо неудобства при решении подобных задач.

…В 985 году, когда мальчику  исполнилось двенадцать лет и он  стал совершеннолетним, подобные задачки  наверняка казались ему пустяковыми: за его спиной было уже несколько лет систематических занятий математикой.  Абу Наср начал приобщать его к этой науке, едва мальчик научился писать. Впрочем, не исключено, что первые шаги Бируни  были сделаны еще до этого. Ведь «арифметике пыли», требующей умения выводить цифры на покрытой песком счетной доске, предшествовали две другие: «арифметика воздуха», в которой все вычисления производятся в уме, и «арифметика пальцев», где твои счетные инструменты всегда находятся при тебе.

Учитель  удивлялся успехам, которых Мухаммед достиг за сравнительно короткий отрезок времени. А казалось, только недавно он впервые остроконечной палочкой вывел на счетной доске девять понятных цифр и, тяжело вздохнув, добавил десятую, непонятную, в виде кружка. От арифметики целых постепенно перешли к арифметике дробей:  решали задачи из руководства арабского математика Абу-л-Вафа ал-Бузджани. Определяли  разряд произведения по разрядам сомножителей или частного –по разрядам делителя и делимого.

С каждым днем усложняя задания, Абу Наср старался привить мальчику вкус к практической стороне дела – так начались бесконечные расчеты денежных сделок, определение долей несуществующих наследств, вычисления воображаемых площадей.

Когда, наконец, все практические руководства по математике были исчерпаны, Абу Наср стал предлагать Мухаммеду трактаты теоретического характера, и мальчик проглатывал их один за другим, восхищенно комментировал  наиболее интересные места, словно речь шла об увлекательном чтении, а не о проблемах теории чисел или геометрическом построении корней.

…Научные труды Бируни охватывают различные области знаний: астрономию и географию, математику и физику, геологию и минералогию, химию и ботанику, историю и этнографию, философию и филологию.

Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма – поливного земледелия и торговых путешествий.

Важнейшей  задачей астрономии было совершенствование календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно точнее определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерять с наиболее возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные:  наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др. Это, в свою очередь, требовало развития математики, в частности, плоской и сферической тригонометрии – с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений – с другой.

Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков. Он придумал самый крупный стенной квадрант: угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2'. Дал самое точное определение наклона эклиптики к экватору и векового изменения этой величины. Изобрел новый метод определения радиуса Земли – по степени понижения горизонта при наблюдении с горы. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.

   Вообще среднеазиатские, персидские и арабские математики обогатили алгебру рядом новых достижений. Для уравнений высших степеней, например,  они умели находить приближенные значения корней с очень большой точностью. Бируни свел задачу о вычислении сторон правильного девятиугольника, вписанного в данную окружность, к кубическому уравнению x3=1+3x и нашел (в 60-ричных дробях) приближенное значение:  x=1,52'45''47'''13''''

Будучи ученым-естествоиспытателем, Бируни внес вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы.

Оставаясь геоцентристом, ученый  признавал возможность объяснения астрономических явлений на основе гелиоцентрической картины мира. Основываясь на изучении летоисчисления разных народов, он предложил общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих. Владея арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой.

 О необыкновенных способностях  ученого-энциклопедиста и астролога  ходили легенды еще при его жизни.

Однажды султан Махмуд Газневи решил испытать астрологическое искусство Бируни. Он призвал его в мансарду своего дворца и повелел предсказать, через какую из четырех дверей султан сейчас выйдет. Бируни попросил астролябию, вычислил высоту Солнца, начертил гороскоп, написал ответ и на глазах султана положил его под ковер. Султан тут же приказал прорубить пятую дверь в восточной стене и вышел в нее. Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочел: «Не выйдет ни в одну из этих четырех дверей. В восточной стене пробьют еще одну дверь  и через нее выйдет». Уличенный в подстроенной ловушке, султан приказал выбросить Бируни в окно. Так и сделали, но у средней крыши был натянут тент, погасивший скорость падения ученого.

Когда Бируни вновь привели к султану, тот воскликнул:

–  Но этого путешествия ты ведь не предвидел?!

– Предвидел, – ответил Бируни и в доказательство попросил принести собственный гороскоп. В предсказании на этот день стояло: «Меня выбросят с высокого места, однако я невредимым достигну земли и встану здоровым».

Султан Махмуд после этого еще больше разгневался и приказал заточить Бируни в крепость, где он и отсидел полгода, причем не без пользы. Сидя «на нарах» ученый  обдумал свое сочинение «Наука о звездах».

Среди других многочисленных работ Бируни большую известность получил трактат по математической географии "Канон Масуда". Название труда связано с тем, что автор посвятил его султану Газны Масуду, сыну Махмуда, покровителю Бируни. "Канон" очень важен для истории тригонометрии. В нем автор подвел итог работам многочисленных предшественников и собственным исследованиям. В частности, в нем излагается тригонометрический, близкий к современному метод определения географических долгот, приводится доказательство плоской теоремы синусов. Бируни принадлежит сведение задач о трисекции угла и удвоении куба к решению уравнения третьей степени. Бируни впервые на Среднем Востоке высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца, определил длину одного градуса меридиана и длину радиуса Земли.

Трактат «Сферика» содержит доказательства сферической теоремы синусов. В трактате «Хорды» Бируни приводит множество доказательств различных геометрических теорем на плоскости.

Известно, что представители классического периода греческой науки с пренебрежением относились к эксперименту, считая это уделом ремесленников и оставляя для себя сферу «чистого умствования». Бируни же считается одним из создателей эксперимента в средневековой науке. Блестящее подтверждение тому серия его экспериментов в астрономии и минералогии.

Характерной чертой творчества Бируни был рациональный скептицизм по отношению к лженаукам и суевериям. Он верил в непобедимую силу разума и выступал против веры в религиозные догмы и авторитет церкви.
А мужества у него было не отнимать. Он проявил истинную отвагу как в родном Хорезме перед лицом грозящего ему нашествия вражеских войск, так и будучи пленником при дворе Махмуда. И как подлинный гуманист, он был против войн между народами.

С предельной скромностью Бируни оценил свой многолетний труд: «Я сделал то, что надлежит сделать всякому в своей отрасли: с признательностью воспринять старания своих предшественников, без стеснения исправить их погрешности... и увековечить то, что представляется поучительным для тех, кто запоздал к нашему времени и явится позже».

В 1036–1037 ал-Бируни закончил свой главный труд Канон Масуда, посвященный общему описанию картины мира. Обосновывая шесть Птолемеевых принципов мироздания, в том числе принцип неподвижности Земли, ал-Бируни сделал ряд замечаний, свидетельствующих о допущении им, вслед за Ариабхатой (5 в.), движения Земли вокруг своей оси.

Он считал Солнце огненным шаром, в отличие от Луны и планет, отражающих солнечный свет. Объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца.

В 1017 году хорезмское государство попадает во власть султана Махмуда из Газны. Мамун убит, страна разорена. Бируни, как пленного, отправляют в Газну (на юго-восток Афганистана). Другие ученые скрываются в соседних странах.

О последних годах жизни Бируни известно немного: одиночество, старость, тоска по родине и, как всегда, напряженный труд, а иногда выезды с войсками правителя в северную Индию. Семьи у него не было, учеников очень мало. Вероятно, Бируни видел свое предназначение в том, чтобы передать свои знания не одиночкам, а всем людям.
  Все мои книги - дети мои,
  А большинство людей очарованно
  своими детьми и стихами… ,

 Умер Бируни в Газне (ныне Газни, Афганистан) 13 декабря 1048.
Подготовила по материалам  Интернета и книги В.К. Смышляева "О математике и математиках" Анастасия Березина. .   

 

Категория: Внеклассное чтение | Добавил: teacher-almaty (30.07.2007)
Просмотров: 1764 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz