Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 17:12

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Общество семи муз

Отыщи свой талисман, ТЮЗ

 Как известно, театр – это властитель душ. Так, во всяком случае, было для нас многие годы. Это в полной мере относилось и к  Театру для детей и юношества Казахстана.

Старшее поколение зрителей вспоминает, как в начале 50-х годов шел знаменитый спектакль «Аттестат зрелости», где главную роль играл Лев Боксерман – тюзовская звезда того времени.

Наше поколение школьников середины 60-х потряс спектакль «Они и мы» режиссера Вадима Пучкина. Алматинские школьники классами ходили на спектакль, участвовали в его обсуждении вместе с актерами и режиссером спектакля, высказывали свое мнение.

Заслуженный деятель культуры Казахстана Галина Юрьевна Рутковская, долгое время работавшая заведующей педагогической частью театра, так вспоминает рождение спектакля.

Перед выпуском спектакля исполнители будущих героев, художник-постановщик Э. Гейдебрехт, главный режиссер В. И. Пучкин, педагоги театра каждый день посещали школы. Делали они это по договоренности с гороно и директорами школ города. Сидели на уроках в 9-10 классах. Наблюдали за ребятами во время перемен, в буфетах, присутствовали (как представители райкомов) на заседаниях комитетов комсомола, на комсомольских собраниях, школьных вечерах, олимпиадах. В общем, вживались в атмосферу школьной жизни. Это был совместный «заговор» театра и школы под кодовым названием «До встречи».

И вот наконец премьера!

Уже войдя в здание театра, зрители оказывались в своей школьной стихии. «Юный друг! – висело объявление. – Забудь, что ты в театре. Сегодня ты – у себя в школе».

Действительно, фойе театра вдруг превратилось в школьный коридор. На стенах висели математические пособия, таблицы, диаграммы, стенгазеты, афоризмы классиков, объявления о собраниях и диспутах.

Театральный звонок перед началом спектакля и после антрактов сменил школьный звонок-колокольчик.

Переступив порог зрительного зала, дети оказывались в классе. Оформление сцены трансформировалось из учебных досок. Театральный занавес не работал. Оркестр был закрыт деревянным планшетом. Таким образом, сцена увеличивалась и выступала далеко вперед, в зрительный зал. Ощущение единения: театр – школа, исполнители – учащиеся – было полным. Даже программка спектакля напоминала ученическую тетрадку.

То и дело актеры выходили далеко вперед на авансцену-планшет и оказывались как бы лицом к лицу со зрителем, поверяя ему самое сокровенное, советуясь с ним или призывая к откровенному диалогу.

Так был решен монолог одного из героев спектакля– Вадима Остроухова, которого исполнял артист Виктор Тарасов. Он обращался к сидящим в зале зрителям и словно бросал им гневные, вопросительные строки стихотворения Леонида Мартынова «След»:

А ты, входя в дома любые,

И в серые, и в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш,

И на вопрос даря ответ,

Скажи, какой Ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый, прочный след

В чужой душе на много лет?!

Каждый зритель, сидящий в зале, принимал этот вызов в свой адрес. Тишина была красноречивым доказательством того, что среди зрителей нет равнодушных, что каждому сидящему небезразлично, какой след он оставит после себя. С ребят срывалась маска иронии, нигилизма. Их сердца и души раскрывались.

Ребята-зрители бросали отрицательному герою спектакля – комсоргу Славе Кузьмичеву – реплики возмущения. Они негодовали, юморили, шумели… А в финале спектакля единогласно, как один, поднимали руки за снятие Кузьмичева с должности секретаря комсомольской организации. Актеры, сидящие в зале, только «подыгрывали» разбушевавшемуся зрителю, который сам теперь решал судьбу героев спектакля. Решения ребят полностью совпадали с замыслом автора пьесы и коллектива театра.

А потом, после спектакля, начиналось самое важное – горячие споры, диспуты. Говорить хотелось всем, причем не по шпаргалкам и не по заданию, а о том, что накопилось на душе. Не стесняясь, ребята выходили на сцену, куда уже вышли исполнители спектакля, Вадим Иванович Пучкин, педагоги театра и даже актеры, не занятые в постановке. Начинался большой разговор о школе, комсомоле, о самих зрителях, об их мировоззрении. Часто такие обсуждения затягивались. Их переносили на следующий день в школы, куда по мере возможности приходили работники театра. Как повзрослели наши ребята! Как они мудро рассуждали о жизни, задумывались над словами «идейный», «патриот».

Так же обсуждались спектакли «Я тебя найду» С. Успенского и Л. Ошанина, розовские пьесы «В поисках радости», «В добрый час», «Страница жизни», «Твои 16» Т. Ян.

Помимо детского зрительского актива вокруг Галины Юрьевны собирался актив взрослый, педагогический. Особенно активно он заработал, когда в нем появились знаменитые алма-атинские педагоги Раиса Владимировна Ривина и заведующий кабинетом воспитательной работы городского института усовершенствования учителей Владимир Григорьевич Ронкин.

В интересной театрализованной форме перед началом учебного года в загородных пионерских лагерях проходили семинары-конференции под названием «Картошка».

Когда отмечалось 20-летие ТЮЗа, поэт и журналист Инна Потахина (позднее – заведующая литературной частью театра) написала в газете «Ленинская смена» впечатления о своем любимом театре.

…Красную Шапочку пытается перехитрить Волк, забияку Буратино преследует страшный Карабас-Барабас… И даже зная наперед, что неминуемая кара ожидает злодеев, мы волновались, сердились, переживали за своих любимых героев…

Первые зрители сложили свою песенку, которую задорно распевали в антрактах:

На своем спектакле мы

Веселились, плакали.

А сейчас у нас антракт –

Мы поем все

дружно в такт…

Все для нас –

Светлый класс,

Очень вкусный

завтрак,

Свой каток,

Свой кружок

И свои театры!

Мы хотели постичь границы добра и зла. Волшебником, оживляющим сказки, пришел к нам в город Театр Юного Зрителя.

Мы сражались с двойками, со скукой, с неправдой. Учились верить, учились давать свое единственное Честное слово и сдерживать его. Судьба героев «Красного галстука» и «Двух капитанов» предостерегала нас от равнодушия друг к другу.

Волшебник советовал: «Будьте внимательны, учитесь думать, оценивать свои поступки и поступки своих товарищей».

Мы взрослели и ухитрялись путаться в аксиомах. Нам нравилось иногда быть непонятными и непонятыми. А своего доброго волшебника мы уже таковым не почитали. Все очень ясно: сцена, актеры, декорации и грим…

Но куда исчезал наш скепсис, когда мы, словно «живого», строгим судом судили Валентина Листовского – героя спектакля «Аттестат зрелости».

…До сих пор в моей памяти «Красная Шапочка», «Золотой ключик», «Двенадцатая ночь» и «Два веронца» Шекспира, «Особое задание» и «Я хочу домой» С. Михалкова, «Два капитана» В. Каверина…

Поколению андриасяновского ТЮЗа (середина 70-х) надолго запомнится спектакль «Ночь после выпуска» по пьесе повести В. Тендрякова.

Светлана Евгеньевна Исакова, директор Бостандыкского Центра детско-юношеского творчества г. Алматы, чьи школьные годы пришлись именно на это время, потрясающе рассказывает, как спектакль влиял на умы ребят того времени. Они пришли на следующее утро в школу и сорвали урок литературы: «Давайте поговорим на чистоту!» К чести учительницы, разговор этот состоялся.

Все эти мысли вызвал у меня поход в алматинский русский ТЮЗ на спектакль «на школьную тему» «Талисман». (Инсценировка заведующей литературной частью театра Светланы Сагалович по повести Виктории Токаревой.)

А ходила я в театр с гостьей из Москвы – Ириной Боксерман, дочерью того самого актера Боксермана из далеких 50-х.

В принципе то, что мы пошли на спектакль не пожалели. Перед зрителем развертываются одновременно события 80-го и сегодняшнего времени. Главный герой – Александр Дюкин вспоминает свои школьные годы. Действительно, иногда вспомнить свое детство бывает очень полезно мамам и папам, хотя бы для того, чтобы получше понять собственных чад.

В детстве главного героя были свои заморочки. О нем, например, ходила слава, что он – мальчик-талисман и что он может помочь окружающим его людям исполнить любое их желание. И юный Саша Дюкин старается соответствовать этому своему «волшебному» имиджу, причем не всегда законными средствами. Так исправляет дату рождения в паспорте 40-летней женщине, которая, полюбив молодого человека, мечтает стать моложе.

Мне понравились молодые актеры, игравшие в спектакле школьников. Хорош Андрей Пасаженников в роли доброго и недотепистого Саши Букина. Ему веришь. Четко передана школьная атмосфера… Немного скучаешь во время  первого действия, но дальше спектакль набирает силу, ритм, с интересом следишь за событиями. Роль старшего Дюкина играет  Евгений Жуманов, но, на мой взгляд, играть ему здесь особенно нечего, как он ни старается. Блестящий Евгений Жуманов заслуживает глубоких, более содержательных ролей.

Необычна программка спектакля. Она как бы сразу вводит зрителей в школьную атмосферу. Подзаголовок спектакля – «Два урока с переменкой», есть в программке «родительский комитет», «ученики», «директор школы», а на обратной странице даже дана таблица умножения из тетради 80-х. (Тогда еще на школьных тетрадях не печатались фотографии эстрадных див и дивов не всегда в приглядном виде.)

 – Если какой-нибудь 40-летний папа, до этого говоривший сыну-подростку: «А я в твоем возрасте не был таким, как ты», после спектакля вместе с ребенком посмеется над этой фразой, – значит, мы поставили хороший спектакль, – сказал режиссер спектакля В. Крылов в интервью газете «Казахстанская правда». – Мы, нынешние 40-летние, 25 лет назад были точно такими же, как наши дети, только без соток, да джинсы тогда носили лишь самые «крутые»...

А я бы вообще порекомендовала спектакль «Талисман» для семейного просмотра.

Жаль, конечно, что в нынешнем ТЮЗе нет зрительского актива, активисткой которого я когда-то являлась. Времена, конечно, изменились, концепцию работы зрительского детского актива нельзя брать как кальку из того далекого времени, но, думаю, ТЮЗ на то и ТЮЗ, чтобы творить вместе с детьми. Они должны быть в этом театре не только зрителями, но и соавторами спектакля.

Конечно, можно много говорить на тему, способен ли наш сегодняшний ТЮЗ в такой же степени влиять на души  ребят, как ТЮЗ 40-50-70-х годов. Сегодня помимо театра у детей есть компьютер, кино, телевидение… Но театр, как бы его не хоронили время от времени, живет, ведь ничто не заменит прямого общения – глаза в глаза – актера и зрителя, волшебной энергетики театра.

Не думаю, что «Талисман» займет в истории театра место наряду со знаменитыми эпохальными, я бы сказала, школьными спектаклями, о которых написано выше, но уже хорошо, что такой спектакль в репертуаре театра появился. Сказки, это хорошо, конечно, но надо же давать пищу для ума и тинейджерам. А что касается главного школьного спектакля ТЮЗа нашего времени, будем надеяться, что он еще впереди.

Людмила Мананникова.

Категория: Общество семи муз | Добавил: teacher-almaty (25.03.2008)
Просмотров: 1522 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Мелита   (09.09.2012 16:06)
Бодльшое спасибо за статью, Вы написали про спектакаль моего отца.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz