Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 23:25

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Общество семи муз

Первая радость для меня – театр

 Вскоре после выпуска книги «Я родом из ТЮЗа» мне позвонила жительница Алматы Маргарита Григорьевна  Дахшлегер и сказала:

- Спасибо вам за книжку. Я ее читала и вспоминала счастливые годы, которые у меня связаны с этим театром. Столько всего вспомнилось! Я вашу книжку  читала и перечитывала, некоторые куски цитировала подругам по телефону. А потом моя близкая подруга пошла в театр и купила мне в подарок  эту книжку... Вы не представляете, сколько воспоминаний навеяла на меня ваша книга… Я до сих пор храню тюзовские программки еще со времени Наталии Сац, а первая радость для меня – театр.

Понятно, после такого звонка мне захотелось встретиться с Маргаритой Григорьевной и поговорить с ней о нашем любимом театре. Тем более с преподавателем Университета Международных отношений и языков Маргаритой Григорьевной Дахшлегер мы уже много лет знакомы заочно. Мои родители в молодые годы  дружили с ее мужем -  известным ученым-историком  Григорием Федоровичем.

В библиотеку «Хэсида» по просьбе ее директора Галины Коробкиной ришли также журналист Светлана Ивановна Нежинская и дочь легендарного заместителя театра Леонида Григорьева Льва Наталия Кривинцова.  

Так состоялась наша импровизированная беседа.

- … Для меня ТЮЗ – это мое счастливое детство и отрочество, - сказала Маргарита Григорьевна. -  Мама моя в последние военные и послевоенные  годы работала в управлении Туркестано-Сибирской железной дороги. Рабочие Турксиба  в конце войны перестраивали бывший кинотеатр в театр для детей,  и поэтому его работникам одним из первых  дали пригласительные билеты в ТЮЗ на «Красную шапочку». Именно этим спектаклем  открылся театр в далеком 1945 году. Таким образом, я оказалась в числе первых зрителей. И… полюбила театр на всю жизнь.

Маргарита Григорьевна бережно хранит дома  две огромные сумки с программками, билетами на спектакли. Небольшую папку она принесла показать мне.

Мы с ней перебираем программки. Сохранилась и  программка «Красной шапочки». (Страшно представить, сезона 46-47 года!)  Очень любопытно. Ведь тогда  было принято не просто писать в программе действующих лиц и исполнителей, но и немного рассказывать о спектакле. Вот что там было написано.

«Все ребята знают сказку о Красной Шапочке - хоро­шей, доброй девочке, которая хотела помочь своей больной бабушке и у которой был страшный враг -  волк.

Писатель Евгений Шварц в своей пьесе «Красная Шапочка» рассказал нам эту сказку по-своему, по-новому. Его Красная Шапочка - девочка умная, у нее много друзей в лесу: заяц-Белоух, которого она учит читать книжки и быть храбрым, медведь, которого она лечит от укусов пчел, птицы, с которыми она тоже очень дружна. Красная Шапочка очень любит свою маму. Она послушная, ласковая девочка, но умеет за себя постоять и смело идет «воевать» с волком.

Мы знаем, что среди наших ребят есть много таких, которые уже в восемь-девять лет заботятся о своих младших братьях и сестрицах, помогают другим ребя­там, организуют их. Мы надеемся, что наши маленькие зрители с удовольствием и пользой для себя посмотрят «Сказку о Красной Шапочке» на нашей сцене. В спек­такле много музыки и песен. Их написал композитор, заслуженный деятель искусств - Михаил Раухвергер. Нам будет очень приятно, если ребята запомнят неко­торые из этих песен и будут распевать их в школе и у себя дома.

В спектакле «Красная Шапочка» говорится много о любви к природе. А ты любишь цветы, горы, лес, жи­вотных?

Когда посмотришь спектакль, напиши нам письмо, понравился ли он тебе и нарисуй картинку. Письма с картинками всегда интереснее. Письмо напиши или артистам, или педагогам театра, или „Тете Наташе", так зовут ребята Наталию Ильинишну Сац, художест­венного руководителя нашего театра, поставившую этот спектакль.

Еще очень просим тебя не бояться волка. Он все время будет на сцене и в зрительный зал не придет».

Обратите внимание, как хорошо написан текст. Как он ненавязчиво обращает внимание детей на главное в спектакле.  Призывает ребенка не только посмотреть спектакль, но и отнестись к этому делу творчески. Предупреждает самых маленьких, что волк «в зрительный зал не придет»...

- Я тогда училась в 51-й школе им. К. Е. Ворошилова,  – продолжает Маргарита Григорьевна. -  В ней были прекрасные традиции, очень хорошая директор Вера Михайловна Пудовкина. В свое время эту школу закончила известный в городе педагог Раиса Владимировна Ривина.

В театр нас водили классами, даже целыми сменами. Два раза в месяц мы ходили в ТЮЗ обязательно. Мы просто обожали этот театр. Заведующей педагогической частью тогда работала супруга директора театра Ангарова - Евгения Николаевна, и она всегда была нам, детям, очень рада.   Тем более, мы были не просто зрителями. С удовольствием  дежурили на спектаклях, следили за дисциплиной, помогали рассаживать  маленьких  детишек. Самым большим наказанием  родителей было, когда они говорили ребенку: «Провинился, в ТЮЗ не пойдешь!»

Кроме спектаклей в ТЮЗе  проводились  прекрасные литературные и  музыкальные вечера. Я и сейчас прекрасно помню, как Наталия Ильинична читала «Полтаву» Пушкина,  «Петю и волка» - в сопровождении оркестра.

Я  считаю, все, что во мне сегодня есть – любовь к театру, литературе, культуре – все это от Наталии Ильиничны...

…В книге «Я родом из ТЮЗа» я давала слово своему старшему другу, известному педагогу-методисту Алматинской области  Тулешу Макашевичу Мажикееву, который рассказывал, которое огромное нравственное влияние оказывал ТЮЗ 40-50-х годов на детей того времени.

Может, это объясняется  еще и тем, что в то время алма-атинские театры были средоточием всей культурной жизни города. Это сейчас городской школьник выбирает между огромным количеством развлечений: развлекательными комплексами, кинотеатрами, телевизором, Интернетом…

Тогда у детей и взрослых был только театр, и я не устаю повторять, нисколько не принижая другие виды искусства, что его завораживающая магия осталась со мной на всю жизнь. Маргарита Григорьевна со мной согласна.

- Театр  был для нас второй школой. Да что школа! ТЮЗ стал для нас университетом, причем очень высокого ранга. 

Помню, благодаря спектаклю  по пьесе Кальдерона «Сам у себя под стражей»,  я не только узнала фамилию этого замечательного драматурга, познакомилась с его произведением, но и начала интересоваться испанским языком.  Ведь в начале спектакля на сцену выходили два героя и называли по-испански название спектакля и его автора. Я все спектакли  смотрела с восторгом и помногу раз, но самым дорогим спектаклем для меня  была «Снежная королева», которую  поставил сам Виктор Сергеевич Розов.

Я смотрела это спектакль  немного позже, но до сих закрываю глаза и вижу перед собой мальчика  и девочку на балконе, вдыхаю чудный аромат роз, словно наяву передо мной возникают добрый Сказочник и  злой Тайный советник… А «взаправдашняя» пурга и Снежная королева? Попробуй после этого, не поверь в чудеса!

Мой любимый драматург Александр Володин как-то заметил, что в театр мы ходим ради незабываемого впечатления, которое составит кусок нашей жизни.  Тюзовская «Снежная королева», без сомнения – впечатление из той «волшебной шкатулки».

-  «Снежную королеву» мы поставили в школе, - продолжает Маргарита Григорьевна, - и именно - в интерпретации Виктора Сергеевича. Однажды мы даже сыграли свой школьный  спектакль  на сцене ТЮЗа. У нас не было никаких пригласительных билетов – в театр пришли родители и друзья. Мы выучили все песенки из спектакля, а девочка, игравшая Снежную королеву, подражала голосу актрисы Ильиной.

Из числе самых любимых спектаклей - «Два капитана», «Молодая гвардия». Помню, как-то мы сидели, разговаривали с Натальей Ильиничной и  мимо нас прошел артист Н. Банковский.

- Девочки, вы знаете этого актера? – спросила она у нас. - Чем он знаменит?

- Он Ваню  Земнухова играл в «Молодой гвардии», - ответили мы хором.  

«Молодая гвардия» - один из ярких спектаклей того времени.

Я видела «Молодую гвардию» Рубена Андриасяна с замечательными песнями Татьяны Банченко, это тоже был  очень хороший  спектакль, но сейчас у меня была возможность прочитать слова песни «Дума о краснодонцах», напечатанные в программе спектакле  «Молодая гвардия»  сезона 1947-1948 года. (Слова В. Винникова. Музыка В. Великанова.)

За годом год пройдет и в вечности потонет,

Но будет помнить весь народ в родном краю

Простых ребят, когда-то живших в Краснодоне,

Как Молодую Гвардию свою.

Как сердце горьковского Данко - над землею,

Сверкают нам их комсомольские сердца...

Хоть мало жили, - много сделали герои,

Жизнь коротка, бессмертью нет конца.

Века промчатся, но Олегу Кошевому

Все так же будет средь живых шестнадцать лет,—

Для тех, кто предан так Отечеству родному,

Вовек ни старости, ни смерти нет.

Жить краснодонцы будут - вечно-молодыми

В победных праздниках, работе и бою,

В цветах весны, в цветеньи родины любимой,—

Во всем, за что отдали жизнь свою.

Мечтаем мы, друзъя, о чем они мечтали.

Живем средь их товарищей, подруг и книг,

И смотрит ласково на нас с портрета Сталин,

Точь-в-точь как он смотрел всегда на них.

Нам ярко светят те же звезды, то же солнце,

И мы в прославленные годы рождены.

Так будем жить друзья, как жили краснодонцы,

Мы — Молодая Гвардия страны. 

…Помнит ли сегодняшняя молодежь «Молодую гвардию»? Знает ли имена Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Вани Земнухова? Увы, нет, для сегодняшних школьников это пустой звук. Увы, грустно…

- Помню дивный «Золотой ключик» в исполнении казахской труппы театра, - рассказывает Маргарита Григорьевна, - Маметова там играла Буратино,  Сапаргали Шарипов – Карабаса-Барабаса. Мы знали их роли на казахском языке.

А какие елки проводились в театре! Таких елок даже в Кремле не было! Это я  вам точно говорю. Помню, входят детишки, раздеваются, а вокруг уже кипит карнавал. Ребята  знакомятся со сказочными героями, а
молодая артистка Юля Карасева поет «Сладкую песенку». Я до сих пор помню ее слова наизусть.

- Продает меня в палатке

Наш советский продавец,

А зовут меня ребятки,

Очень сладко - леденец

Разверни обложку, пеструю одежку,

И увидишь, правда, леденец...

Потом дети переходят  в другой отсек. Там – другая песенка.

- Я - медовая конфетка,

Славлюсь я на весь Союз,

Раскуси меня – за это

Я нисколько не боюсь.

Затем детям раздавали конфеты, а песни продолжались:

- Я – любимец октябрят,

И зовут меня, ребятки,

Очень вкусно – шоколад.

И так далее.

Вокруг нас, детей, бегали зайчики, лисички. Но главное действие  разворачивалось на  втором этаже. Туда имел право зайти только тот ребенок,  который исполнит песенку или стишок. А там уже стоит прекрасная елка, а вокруг неё – хоровод во главе с Вересовым -  дедом Морозом. 

…Потом все спускались в зрительный зал и начинался концерт, в котором принимали участие не только артисты ТЮЗа.  Я, например, помню, как  балерина оперного театра Викентьева танцевала норвежский танец Грига. Именно тогда я впервые услышала музыку  Грига и заинтересовалась этим композитором.

В общем, ёлки были в ТЮЗе  удивительные. Два с половиной часа - каждый сеанс. И ни одной минуты «в сторону». Причём  организаторы старались, чтобы ребенок не просто развлекся, но и  узнал для себя что-то новое, чем-то обогатился. И мы, дети, бежали на эти елки ради того, чтобы узнать что-то интересное, а не просто получить  подарки.

Моя дочь говорит, что помнит новогодние праздники с одного года – уже тогда мы ее приводили на елку в ТЮЗ. Но, может быть, ей только кажется, что она помнит, потому что  в нашей семье часто  вспоминались знаменитые ёлки Наталии Сац. 

…Помню, уже позднее,  культпоход студентов иностранных языков  на «Такую любовь» Павла Когоута с блистающей тогда на сцене ТЮЗа Викторией Тикке. Это было, конечно, потрясение. Изумительный спектакль. Потом я жила некоторое время в Москве, и мы  с Григорием Федоровичем  ходили на все московские спектакли… Ему очень везло на билеты. Даже когда в кассе никаких билетов не было в помине, он ухитрялся приобрести билеты с рук. А все началось с ТЮЗа…

…Наше полуголодное нищее  детство было так украшено театром! Мы в нем учились, развивались, духовно обогащались.  Низкий поклон Наталии Ильиничне за то, что она сделала для детей нашей республики. Это ее дело ни с чем не сравнить. Когда до меня дошли слухи, что обсуждается вопрос,  чье имя должен носить театр, у меня лично  сомнений  не было – конечно же, имя  Натальи Ильиничны Сац!

$IMAGE2-left$Рассказ Маргариты Григорьевны дополняет журналист Светлана Ивановна Нежинская.

- Я тоже вспоминаю «Снежную королеву».  Этот цветок на окне в «Снежной королеве»… В моей памяти Натали я Сац – просто необыкновенная Снежная королева. Потом я  никого кроме Сац не хотела видеть в этой роли.  Замечательным, незабываемым Вороном был в этом спектакле  Ю.Б. Померанцев. 

Мне очень хотелось, чтобы у моей дочери  тоже остались в памяти прекрасные воспоминания о тюзовских сказках. Поэтому, когда ей исполнилось  6 лет, я повела ее на «Белоснежку и семь гномов». Помню, она в антракте попросила:

- Мамочка, купи мне песочник.

- Зачем тебе песочник?

- Мне надо!

И вот действие началось. Она сидит  с песочником, зажатым в руке. А когда гномы спросили: «Кто пожалеет Белоснежку?», она взяла песочник, залезла на сцену, и отдала его  Белоснежке.

С этого времени началось увлечение моих детей театром. Где бы мы ни были, мы все время возвращались в свой любимый театр.

Моя дочь теперь - педагог в 3-й школе-интернате. Она водит своих детей в ТЮЗ. Старшая внучка учится в магистратуре и все равно ходит в ТЮЗ. …У меня есть правнук Ванечка. Как только он подрастет, я его обязательно поведу в театр. Вы знаете, мне кажется, то, что сегодня  дети ходят в ТЮЗ, даже важнее, чем в те времена. Потому что у них есть выбор и они выбирают театр.

Одной из знаковых фигур  ТЮЗа долгие годы был заместитель директора театра Леонид Григорьевич Лев. Шли годы, менялись директора и режиссеры, а Леонид Григорьевич оставался на своем посту.  Я помню этого человека. Не заметить эту колоритную фигуру было не возможно.

- Мой папа погиб на фронте, - рассказала наша третья собеседница Наталия Соломоновна Кривинцова. - Мама встретилась с Леонидом Григорьевичем  (правильнее – с Леоном Гершевичем),  на киностудии «Казахфильма», где тогда работала секретарем у директора киностудии Семенова. Он работал в группе Эйзенштейна. Они познакомились.

Когда через некоторое  время они поженились, мне было 8 лет.

Жили мы в гостинице, шел 47-48 год. Гостиница была заполнена эвакуированными. Одна маленькая комната, общий коридор, один на всех туалет. Так прошло мое детство. Но в то время в гостинице  жили потрясающие, очень интересные люди.

Потом я узнала, что у Леонида Григорьевича была очень непростая жизнь, во время войны ему пришлось хлебнуть с лихвой.

В 39-м году он жил с семьей в Польше, на хуторе. В семье было 5-6 детей. Он уже был женат, жена ждала ребенка. Когда началась война, немцы зашли в дом и на его глазах перестреляли всех. Он случайно остался жив,  очень долго бежал,  попал в русское ополчение.  Для него это, конечно,  была страшная трагедия.

Потом судьба его привела в Алма-Ату, и он работать  на киностудии, администратором картины Эйзенштейна.

Потом он  встретился с Сац, они подружились,  и Наталия Ильинична  уговорила его перейти в театр.

Честно говоря, я не очень интересовалась театром, мое сердце было отдано кино, но мой папа без сомнения был фанатом ТЮЗа, настоящим трудоголиком. Если бы можно было работать все 24 часа в сутки, он бы и работал все 24 часа. Мы его дома практически не видели. Все декорации, костюмы на нем. За елки, о которых так много рассказывала сегодня Маргарита Григорьевна, он отвечал головой. Вся хозчасть была на нем. Иногда ТЮЗ горел, и он среди ночи бежал в театр.

Очень  дружил с директором театра Вайсманом,  с Львом Боксерманом.

В нашей семье завзятым театралом стал сын. Он постоянно бегал в театр. Потом  окончил художественное училище, поехал в Ленинград, поступил ЛГИТМИК, работал в Мариинке…
Людмила Мананникова.
Категория: Общество семи муз | Добавил: teacher-almaty (19.07.2008)
Просмотров: 2165 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz