Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 12:43

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Семиречье - взгляд сквозь годы

Кондуит и Швамбрания
№ 161 (17033) от 03.09.2010
Султан УРАШЕВ,Эрик АУБАКИРОВ, Алматы
1 сентября 1876 года в захолустном городе Верном открылось приходское двуклассное училище для мальчиков и одноклассное – для девочек. Население города в то время составляло всего
9 000 человек. А через девять лет пришло время мужской и женской гимназии.
Вообще не следует считать наших предков сплошь безграмотными и необразованными. Тот, кто хотел учиться, мог получить образование. В XIX веке был даже введен специальный школьный налог: с одной юрты – 25 копеек, с русского двора – 70. Со времен Аблай-хана в больших аулах существовали казахские школы. Преподавали там молодые муллы – преимущественно татары или бухарцы. Основная задача – научить детей грамоте, арабской письменности и арифметическому счету в пределах сотни. Учебником был Коран, а главным предметом – его изучение. Славянские дети начальное обучение проходили в церковно-приходской школе по той же системе, только учителями были православные священники, а первым предметом – Закон божий.
Изучив азы грамотности, дети мусульман могли продолжать учебу в русско-казахских школах. Но здесь приходилось переходить с арабской письменности на славянскую кириллицу. Только очень упорные и одаренные дети могли это осилить. Преподавателями были в основном русские. Инспектор образования Евгений Аликторов, благодаря которому было открыто множество школ для казахских детей, постоянно требовал от учителей знания казахского языка.
Выше по престижу стояло четырехклассное городское реальное училище имени Герасима Колпаковского. Здание его знакомо всем алматинцам – оно находится на пересечении улиц Гоголя и Калдаякова. Красивое деревянное здание с изумительной резьбой. Реальные училища – это прообраз нынешних колледжей, там уже давалась какая-либо специальность.
Здание мужской гимназии Верного тоже сохранилось, оно находится на пересечении проспекта Достык и улицы Казыбек-Би.
А на месте женской гимназии воздвигли главный корпус педагогического университета. Ну что же, какая-то закономерность прослеживается: от женской гимназии до института, от гимназисток до студенток. Во всяком случае, лучше, чем в Бишкеке: там на месте женской гимназии построили китайский торговый дом. И каждую революцию бунтующие толпы считают первым делом сжечь его.
Кроме этих учебных заведений в Семиречье были и специальные школы. В городском парке Верного (ныне ЦПКиО им. Горького) была небольшая школа, готовившая садоводов и селекционеров. В четырех городах Казахстана находились сельскохозяйственные школы, где обучали агрономов и землемеров. Там учились преимущественно юноши-казахи. Но для лучшего освоения русского языка классы специально разбавлялись славянской молодежью. Так, в селе Копал из 16 учеников трое были русскими. Еще были воскресные школы. Наряду с детьми их посещали взрослые мусульмане – казахи, уйгуры, дунгане. Знание русского языка помогало им в финансовых и коммерческих операциях.После революции 1918 года
принимается Декларация о единой трудовой школе, в которой провозглашались основные принципы советской образовательной системы: бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени. Первая – для детей 8–13 лет, вторая – для подростков 13–17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектепов и русско-казахских школ в советские учебные учреждения. Гимназии преобразовали в школы 2-й ступени. В доме купца Зачинщикова (нынешняя кондитерская фабрика "Рахат") открыли мусульманскую школу
им. Гаспринского, в которой учился юный Динмухамед Кунаев. К концу гражданской войны в Казахстане действовали 2 410 школ с 144 тысячами учащихся, из которых 31 тысяча – казахи.В 1925 году в казахстанских школах были установлены единый образец аттестатов, свидетельств, 5-балльная система оценок, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ. В 1930 году начался переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а годом позже было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов, в которых к 1934 году обучалось более 24 тысяч учеников. Несмотря на то, что к 1935 году обучением в Казахстане был охвачен 91 процент детей школьного возраста, лишь треть из них училась в семилетних и средних школах. А казахских средних школ вообще не существовало. Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка с арабской графики на кириллицу в 1929 году.
Зато впервые в Казахстане начали открываться высшие учебные заведения. В 1926 году в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 году факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт. В 1929 году в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930-м – сельскохозяйственный.
В 1934 году в столице состоялось открытие двух новых вузов – Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. Кирова (ныне КазНУ им. Аль-Фараби).
В 1931 году в Алма-Ате начинает работу первый в республике медицинский институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Кустанае. Развивается система заочного обучения.
Нельзя не вспомнить и знаменитые алма-атинские школы: хулиганские – 33-я и 102-я; престижные – 25-я, 54-я и 120-я; сильные – 15-я, 19-я, и 28-я; грозные школы "Дерибаса" – 90-я и 41-я; 10-я СШ, которая стояла в центре "Бродвея". Центровые и микрорайоновские, школы "Тастак", "Орбиты" и "Аксая". И у каждой есть своя история, которой может гордиться "пацанская Алма-Ата".
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=43067
Категория: Семиречье - взгляд сквозь годы | Добавил: Людмила1879 (03.09.2010) | Автор: Людмила
Просмотров: 1407 | Теги: Семиречье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz