Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 14:37

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Автограф на память

«Каждый урок должен быть спектаклем…»

«Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа».

Н. Рерих.

 

Ирину  Геннадьевну Любимову в городе Алматы, да и в Казахстане,  знают многие учителя. Работник Алматинского городского института повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования,  она стояла у истоков таких удивительных школьных предметов как  «Мировая художественная культура» (МХК) и «Художественная культура Казахстана» (ХКК). Сегодня Ирина Геннадьевна  – гость нашего журнала.

– Ирина Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, подробнее,  как вообще появилась такая идея – давать в школах уроки мировой художественной культуры?

– Думаю, это было велением времени. Уроков с таким названием еще не было, но многие учителя уже понимали, что они крайне необходимы детям. В конце 80-х – начале 90-х годов в алматинских школах учителя музыки стали проводить уроки по системе Кабалевского, преподаватели изобразительного искусства –  по прогрессивной программе Неменского. Все они находились в одной творческой команде, которая думала над тем, как формировать духовную культуру учащихся, воспитывать человека, который в своей жизни опирался бы на общечеловеческие ценности. Я работала тогда в школе,  и мой опыт обобщил  Всесоюзный институт художественного воспитания в Москве. Тогда же – за работу по внедрению художественной культуры Казахстана через призму программы Д. Б. Кабалевского – Министерство образования СССР меня  наградило всесоюзной  медалью имени Н.К.Крупской. Потом пригласили работать в Алматинский областной институт усовершенствования учителей.

– Думаю,  это было не случайно. У руководства института стояли в то время очень прогрессивные люди, лекции на  курсах читали лучшие педагоги страны…

– Так все и было. Мы стали энергично внедрять в школах Алматинской области предмет «Мировая художественная культура». Почти сразу же я поехала в Минск, на курсы по Мировой художественной культуре, а на следующий год – с группой учителей-новаторов –  в Санкт-Петербург. За несколько лет до этого  Лия Михайловна  Предтеченская в Санкт-Петербурге уже начала  разрабатывать школьную  программу по мировой художественной культуре. Вместе с Эдуардом Борисовичем Абдулиным и Д.Б. Кабалевским они  придумали  интересную методологию преподавания предмета и что особенно важно: метод эмоционально-художественной драматургии. «Каждый урок должен быть спектаклем, – говорили они. –  В нем должно быть   вхождение в тему, «кипение страстей» –  кульминация и обобщение». Мы с Э. Б. Абдулиным  дружим и сейчас. Эдуард Борисович – доктор педагогических наук, профессор Московского Государственного педагогического университета, член ученого совета при нашем Казахском женском педагогическом институте. На протяжении 30 лет он и его коллеги из России  отслеживают, как в школах республики и города Алматы внедряются высокие идеи мировой музыкальной педагогики.

В прошлом году по предложению Эдуарда Борисовича меня решили  включить в состав ЮНИСЕФ при ЮНЕСКО,  я там  – единственный представитель от Казахстана.

Ну а та, первая поездка в Санкт-Петербург, была, конечно,  подарком судьбы.  В Эрмитаже, Русском музее  мы работали по 8-10 часов ежедневно. Нам читали лекции ведущие искусствоведы Санкт-Петербурга. Это были необыкновенные лекции! Потом   я трижды ездила в Санкт-Петербург на такие курсы, лично познакомилась с   Лией Михайловной Предтеченской. Затем ее соратник по созданию программы  Дина Абрамовна Темкина неоднократно приезжала  в Алма-Ату, привозила нам слайды, методическую литературу, разработки уроков, читала лекции по  МХК в областном институте.

– Но откуда в школах области, республики в то время могли взяться преподаватели мировой художественной культуры, если их не готовили ни в одном вузе?

– Было решено: предмет «мировая художественная культура» может  вести любой  преподаватель, влюбленный  в искусство, и такие люди нашлись.  Между прочим, сама Темкина –  блестящий физик, автор многих учебников и инновационных программ по физике. Программу МХК она разработала, потому что искусством жила. Уже тогда мы задумывались, как будем учить детей художественной культуре Казахстана:  в контексте мировой культуры или создадим самостоятельный предмет?  Вопрос этот долго дебатировался. Решили создавать  отдельную программу «художественная культура Казахстана», уроки ХКК будут вестись  в начальной школе и в 5-6 классах. Затем, после трех лет работы в областном институте, меня пригласили в городской институт усовершенствования учителей. Это было потрясающее время! Период высокой свободы для каждого учителя. Много одаренных учителей тогда, засияли как звезды. Мы начали проводить конкурсы авторских адаптированных программ, создали мощное творческое жюри, которое рассматривало эти программы. В жюри входили  крупные ученые, музыканты, доктора и кандидаты наук. В школах все чаще стали вестись уроки МХК и ХКК.

- Эти уроки были введены в школах официально?

- Скажем так: все прогрессивно мыслящие директора школ правильно восприняли наши программы и изыскивали возможность оплаты уроков. В итоге мы мощно приобщили детей к культуре Казахстана. Сейчас у нас есть программа ХКК и на казахском языке. И что самое интересное,  предмет – мировая художественная  культура – интегрируется с 30 другими школьными предметами.

 И с математикой?

 Конечно. Золотое сечение, пирамиды.

 И с химией?

 Без сомнения! Представьте себе краски, которые создавали художники эпохи Возрождения и которыми создавали свои шедевры.

  Ну уж а к физкультуре МХК, наверное, никак не пристегнешь?

 И тут вы не правы! Возьмите только одну хореографию. А физическая культура – это  же движение, гармония человеческого тела, пластическая внутренняя свобода! А если говорить в целом, то мировая художественная культура, я бы так сформулировала,  это диалог искусств, предметов, культур, великих –  между собой. В то же время –  это диалог наших учеников с великими – художниками, философами. Это и диалог учеников друг с другом: об  искусстве и  о той эпохе, в которую они погружаются. Диалог учителя и ученика, и –  самое главное – диалог ученика со своим собственным сердцем. Постижение себя как человека через искусство!

 Мне кажется, это здорово, потому что сегодняшняя школа, на мой взгляд, стремится втиснуть в головы детей как можно больше информации и не учит их думать, переживать. 

 Мы очень часто на уроках беседуем с детьми о духовно-нравственных категориях. Говорим о великом покаянии, о сущности слов «прости» и «извини». Рассматриваем тему покаяния в Христианстве и Исламе. Слушаем  молитвы из православной, католической музыкальной культуры. Открываем Коран и читаем покаянную молитву  на арабском языке – это такая великая магия высокого человеческого взлета!  Говорим о том, что слово «извини» легковесно, не несет тот глубинный смысл, как «прости». Потом ребята пишут сочинение:  «Что значат «прости» и «извини» в моей жизни».

Самое главное, на уроках мировой художественной культуры ученик не просто думает, он переживает  сущность бытия. Благодаря диалогу с великими, открывает что-то новое в себе, своей жизни.  Когда я прихожу на урок, я сразу обращаюсь к детям: «Господа!». Они – в шоке. «Но ведь вы – господа своей жизни, своего жизненного предназначения, своего пути, - продолжаю я. - Я счастлива, что небо подарило нам эту  встречу. Посмотрите: Джоконда смотрит на вас и дарит вам свою улыбку, которая не перестает уже много веков будоражить самые тонкие струны души каждого». Дети называют эти уроки –  уроками счастья. Благодаря им я и сама вот уже 14 лет, пишу стихи. Все творческие работы всегда  выполняю вместе с детьми. Причем если дети, когда пишут сочинения на уроках литературы,  часто сжимаются, стремятся писать то, что хочет услышать от них учитель,  боятся, что в классе кто-то посмеется над их откровением, то на уроках МХК  они раскрывают искренние переживания сердца через искусство, пишут очень искренне.  Они знают: я перед ними абсолютно открыта, искренна, и отвечают мне тем же. У нас возникает атмосфера абсолютной доверительности. Причем все творческие работы мы обязательно пишем на фоне музыки. У меня на уроке всегда звучит совершенно потрясающая музыка,  которая оздоравливает детей, как бы духовно  омывает их. Дети ждут этого мгновения. Кто-то пишет стихи, прозу, кто-то рисует. Сколько звучит музыка, работающая на тему, столько продолжается творчество.

 Дети откровенны, искренни  в творчестве, а в обычном разговоре на житейские темы? К сожалению, нет-нет да услышишь о детском суициде. Недавно покончила с собой девочка-старшеклассница. Говорят, несчастная любовь.

 Я семь лет работала в 4-й гимназии и давала ребятам свой домашний телефон, как  телефон доверия. Говорила: будут проблемы, звоните в любое время суток. Можете даже себя не называть.

 И звонили?

 Были очень поздние звонки. Одна девочка мне как-то в отчаянии позвонила в час ночи, ей показалось, что в жизни полная безысходность…

 Но вы же не психолог...

 У меня был свой опыт помощи детям в трудных ситуациях. Проблему ребенка я искала в творчестве, жизни великих людей. А потом на уроке  мы начинали  эту проблему обсуждать. И в  жизни великих были такие же человеческие испытания, –  думали дети. Я рассказывала, как справился с данной ситуацией художник, мы начинали дискутировать на данную тему, писали эссе… 

  Вы сказали, что пишете творческие работы вместе с детьми?

 Да, причем свои  творческие работы я пишу в стихах. Писать стихи  для меня стало так же естественно, как думать и говорить прозой. Я иногда полдня думаю в рифму и не могу выпрыгнуть из этого состояния. 

 Я была на вашей секции на августовском совещании и видела, как много замечательных учителей преподают в нашем городе музыку, изобразительное искусство, художественную культуру, с какими замечательными докладами они выступали!

 Да, у нас прекрасные учителя! Это Е. Ю.Вяткина – учитель школы №119, Л. Д. Харламова  из 130-й школы, Л. М Цой из гимназии № 27, И. А. Садовская (гимназия № 5), О. Д. Хондачева – завуч школы  № 42 , блестящий специалист, И. Ю.Дружинина (КГИ № 46) – автор интереснейших учебников по мировой художественной культуре, С. В. Голева (СШ № 42), Е. Б. Болдырева (гимназия № 94). Я  люблю  наших учителей и горжусь ими. О каждом поэму можно сочинить. Причем заметно, что наши учителя растут на глазах. Когда мы только начинали преподавать этот предмет, речь многих наших учителей была довольно упрощенная, не блистала изысками, но, благодаря  мировой художественной культуре, все мы выросли интеллектуально, нравственно, духовно, приобрели широкий взгляд на мир.   Конечно, у нас не было бы таких успехов, если бы не наши блистательные коллеги. Уже  15 лет с нами сотрудничают А. Ж. Жаксалыков – доктор филологических наук, профессор КазГУ, О.М. Борецкий – доцент КазГУ. Они многое сделали  для развития наших учителей, имеют свое неординарное видение предмета и мира в контексте с культурой и духовным восхождением Казахстана.

 Ирина Геннадьевна, а вам не кажется, что вы проповедуете на своих уроках вот такие высокие материи, а потом ваши ученики уходят в большую жизнь, снимают «розовые очки», которые вы на них надели, и видят жизнь  такую, какова она есть. Не жестокий ли это эксперимент? Вспомните Александра Адуева из «Обыкновенной истории» Гончарова. Каким он был и каким стал, бывший романтик по цинизму превзошел своего прагматичного дядюшку.

 Думаю, ничего подобного с нашими учениками не случится. Ведь на уроках мы говорим о мире, о мировой художественной культуре во всем их многообразии, со всеми проблемами, присущими человеческой жизни. Стержень каждого урока – духовность, обращение к  национальным и  общечеловеческим ценностям. Думаю, что  человек, который обрел уже в школе высокую нравственную окрыленность, «крылья» не потеряет, он любую свою работу будет делать достаточно элегантно, сохраняя свое высокое человеческое начало. Ко мне часто приходят мои бывшие ученики, приносят свои  новые произведения. Они уже без этого не могут. Человек, который любит поэтические и художественные произведения, в них черпает свое вдохновение, «не сорвется на дно», как сказано в одном из стихотворений. Великая мировая  художественная культура в контексте с культурой Казахстана, с которой он познакомился на наших уроках, будет его поддерживать всю жизнь. Хочется в это верить.

 Давайте вернемся к началу перестройки. Помните, как культура стремительно уходила из нашей жизн?. Казалось, она никому была не нужн и держалась только доброй волею энтузиастов, которые ставили в театрах свои спектакли, поддерживали художественные галереи, устраивали концерты классической музыки…

 Больше всего меня «убивал» многолетний ремонт оперного театра. Представьте себе, целое поколение юношей и девушек выросло без оперного театра! Сама я с  пяти лет  вместе с мамой каждую неделю по 2-3 раза ходила в театр. Выросла в нем буквально, и здесь такое… Да как вообще можно жить без театра! Я не понимаю!

 Я тоже выросла в ТЮЗе, в старом добром ТЮЗе, который находился через дорогу от нашего дома. Я даже свою книгу об истории этого театра назвала «Я родом из ТЮЗа». А что сейчас в нашей жизни?

 Думаю, очаги культуры возрождаются, но не так быстро, как хотелось бы. Восстановился оперный театр. Появляется огромное количество художественных галерей, которые не только выставляют свои картины на продажу, но и предоставляют свои площади под выставки талантливым детям. В этом направлении и мы проводим огромную работу. У нас все это время не прекращалось проведение фестивалей, в которых участвовало огромное количество одаренных детей. Сегодняшние театры  наполнены детьми, которые посещают концерты, спектакли по абонементам. В Алматы огромное количество выставок, музеев. Их двери для детей открыты: в них  происходят персональные выставки одаренных учащихся наших художественных школ. Многие из них потом продолжают обучение в Санкт-Петербурге, Москве. В школы пришло много талантливых руководителей детских художественных коллективов. Дети изучают все виды актерского мастерства. Театр гимназии № 46, например, стал  золотым призером Международного конкурса детских театров, который проходил в Сочи. Очень сильно поднялись и наши хоровые коллективы, о которых отдельный разговор.

 А помните катастрофическое положение с  музыкальными школами? В Союзе каждый второй ребенок посещал «музыкалку»,  их филиалы имелись во многих сельских школах, учиться музыке  было престижно. А потом цены в них взлетели до космических высот, и музыкальные школы стали одна за другой закрываться.

 Да, это была катастрофа. В первые два года перестройки музыкальные школы были, действительно, обескровлены. Но потом общий шок прошел, люди поняли, что за музыкальное образование детей надо платить, как это делается во всем мире.  

 Не прозеваем ли мы сегодня талантливых музыкантов, будущую Розу Рымбаеву?

 Надеюсь, что нет. Очень талантливые дети  занимаются в некоторых музыкальных школах бесплатно. У нас в Алматы есть девочка –  Евгения Егорова –  участница международных конкурсов пианистов. В 8 лет она уже играла произведения по программе  музыкального училища. Она училась в музыкальной школе № 4 бесплатно. Мы все время просим  бюджетными ассигнованиями поддержать наше музыкальное образование. Решение вопроса приближается. Надежда умирает последней, как говорится. Среди директоров музыкальных школ есть подвижники, которые предоставляют хорошие льготы учащимся класса народных инструментов.

 Я помню время, когда даже учащиеся школ с казахским языком обучения предпочитали организовывать эстрадные группы, подражали западным группам. Национальное искусство было не в чести.  Как сейчас?

 Мы провели гигантскую работу в этом направлении. Наш призыв был услышан, сегодня у нас в школах развивается не только казахское искусство, но и вся культура многонационального Казахстана. Дети поют национальные песни, танцуют, играют на национальных народных инструментах.  В этом году мы будем проводить среди школьников  конкурс казахского танца. Желающих в нем участвовать очень много.

 Строчка, которая на сегодняшний день наиболее соответствует вашему душевному состоянию.

Как лучезарны краски жизни,

Как многогранно солнце в них,

Спешу согреть я мир бесценный

Огнем негаснущей любви … 

Категория: Автограф на память | Добавил: teacher-almaty (30.07.2007) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 3673 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 landreval   (29.07.2016 13:07)
Замечательный материал, который не потерял актуальности спустя 9 лет, т.к. освещает вечные ценности! Безусловно, мировая художественная культура- это диалог искусств, предметов, культур. Сама применяю на уроках музыкальной литературы, а также сольфеджио метод эмоционально- художественной драматургии.) Впечатлил рассказ об уроках счастья, названный так детьми урок МХК И.Г.Любимовой, на которых царит атмосфера абсолютной доверительности. Пережила сама на себе, будучи преподавателем детской музыкальной школы с большим стажем самые разные ситуации, связанные с веяниями разных эпох, поэтому мне так близок этот материал! Как всё-таки прекрасно, что такие люди, как Любимова, её соратники и единомышленники, думают, верят и делают всё для того, чтобы "человек...любую свою работу делал достаточно элегантно, сохраняя своё высокое начало."!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz