Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 03:11

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Автограф на память

Заменить театр ничем нельзя…
№ 3, 2008 г.
 Беседа с  исполнительным директором Государственного  Академического Казахского театра для детей и юношества

им. Г. Мусрепова  Б. О. Наурызовым

 Наш гость – исполнительный директор Государственного  Академического Казахского театра для детей и юношества им. Г. Мусрепова  Б. О. Наурызов.

- Баедил  Обайдуллаевич! Многим читателям журнала «Учитель Алматы» без сомнения известен ваш замечательный театр. Несколько слов о его истории.

- Как известно, Театр для детей и юношества Казахстана был основан в 1945 году  замечательным режиссером и театральным деятелем Наталией Ильиничной Сац. 7 ноября 1945 года он открылся спектаклем «Красная шапочка» Евгения Шварца. Уже в 1946-47 годах была организована казахская труппа. 2 февраля 1947 года состоялась премьера спектакля «Не всё коту масленица» по пьесе А. Н. Островского. Но официальным днем основания Казахского театра для детей и юношества считается 4 июня 1948 года, когда на сцене театра состоялась премьера пьесы А. Толстого «Золотой ключик» в постановке Наталии Сац. Незабываемым Буратино стала Аккагаз Мамбетова, кота Базилио сыграл Касым Жакибаев. С тех пор долгое время две труппы – русская и казахская – работали вместе, в одном здании. Ставили спектакли по очереди – три спектакля в неделю на русском и три – на казахском языке.

- Ваш театр сейчас носит имя Г. Мусрепова, русский – Н. Сац.

- В 1985 году наш театр получил полную самостоятельность, а в 1992 году, в связи с 90-летим выдающегося казахского писателя и драматурга Габита Мусрепова, театру было присвоено его имя.

- В последние годы в прессе часто задается вопрос: нужны ли сегодня ТЮЗы? Пишется о том,  что это -  детище советской системы, что детские театры вымирают.   В России некоторые детские ТЮЗы превращаются в  молодежные театры. Что вы думаете по этому поводу?

- А вы знаете, я согласен с этим мнением. Алматы – молодежный, студенческий город, и думаю, было бы хорошо, если бы у молодежи был свой театр. Но если наш театр получит статус молодежного театра, мы, понятно, не будем прекращать ставить спектакли для детей, только расширим свой репертуар. И при этом театр все равно будет выполнять свои  воспитательные функции. Воспитывать детей, молодежь в духе нравственности, патриотизма.

- Назовите спектакли, которые сегодня есть в вашем репертуаре.

- У нас  сейчас идёт много спектаклей для детей разного возраста – начиная с самых маленьких. Ведь, как известно, спектакль для первоклассников надо ставить совсем по-другому, нежели для детей школьного возраста, а для детей среднего возраста - иначе, чем для подростков, старшеклассников. Спектаклей так много, что все их, пожалуй, не перечислишь. Назову лишь некоторые из них. Около семи лет, например, у нас идёт «Ромео и Джульетта». Спектакль  поставил польский режиссер И. Коцоурек. Мы время от времени его обновляем,  зрители всегда идут на «Ромео и Джульетту» с большим интересом.  Любовь вечна. Наш «фирменный спектакль» – «Кыз Жибек» по пьесе Г. Мусрепова.  Театр носит имя  Мусрепова, поэтому мы считаем, что спектакли по его произведениям должны обязательно присутствовать в нашем репертуаре. Мы спектакль обновляем каждые  5-6 лет, каждый раз ищем новое решение, им мы открываем и закрываем сезон. Сейчас в процессе подготовки спектакль «Легенда о любви» – тоже по произведению Г. Мусрепова.

Трагикомедия  «Дорогая Памела» Дж. Патрика была поставлена специально для заслуженной артистки Л. Каденовой.  Есть у нас очень интересный спектакль «Обвиняется в убийстве». Пьесу написал известный режиссер И. Вовнянко. Спектакль  поднимает очень острые молодёжные проблемы – в том числе, борьбу с наркоманией. Его нам спонсировал фонд «Сорос».

Не забываем мы и о самых маленьких. Детский репертуар постоянно обновляется. Помимо традиционного «Золотого ключика», у нас идут «Медвежонок Кнок»,  «Золотая бита», «Ворона-брокерша», «Самый смелый заяц»,  многие другие спектакли.

- А проблемы с репертуаром у вас есть? 

- Проблемы с репертуаром есть всегда и в каждом театре. Мы приглашаем наших известных и молодых казахстанских авторов, готовы работать с ними. К сожалению, это получается не всегда. Гонорары в театре небольшие. Чаще отправляем завлита в библиотеку, где она ищет интересные современные повести, по которым мы потом сами  пишем инсценировки.

- Баедил  Обайдуллаевич! Ваш театр – для детей. И, понятно, что вы должны работать в тесном контакте со школами, школьными педагогами. Здесь даже Америку открывать не надо – когда-то у ТЮЗа в этом плане были замечательные традиции. Я, будучи девочкой, дежурила на всех утренних спектаклях ТЮЗа. До сих пор помню наизусть текст из пьесы Бориса Горбатова «Юность отцов». А помните, как во времена, когда главным режиссером театра был Р. Андриасян, на премьеры в ТЮЗ  приходила вся педагогическая общественность города во главе с В. Ронкиным и Р. Ривиной, которые работали в городском институте усовершенствования учителей? В музее ТЮЗа  я нашла удивительный фотоальбом начала пятидесятых годов. На снимках тех лет школа (!), в которой  устроили бенифис тюзовской актрисе Страховой, сыгравшей Раневскую в «Вишневом саде». Коридор школы превратился в одну из аллей сада, с потолка спускались ветки цветущей вишни, а дети в честь любимой актрисы играли  сцены из спектакля…

- Да. Это было очень интересно, но сегодня, в сожалению, от этих традиций мало что осталось. Лет 15 назад, когда я работал в Ауэзовском театре, мы  собирали ректоров вузов, учителей, обсуждали наш репертуар, после диспута показывали концерт,  сейчас этого нет. Пока педагоги большей частью работают сами по себе, а мы – сами по себе. Мы ходим по школам, вузам, приглашаем школьников, студентов на наши спектакли, но пока не видим большого интереса к сотрудничеству с нами у работников образования.

- Может, плохо ищите театральных энтузиастов? И не там?  Думаю, они в наших школах ещё не перевелись.

- Может быть… Мы  очень заинтересованы в этих связях. Да, наши актеры ведут в школах кружки, ставят одноактные пьесы, но было бы хорошо, если бы у нас была совместная программа с тем же Управлением образования города. Чтобы к нам пришла педагогическая общественность. Чтобы мы могли пригласить на премьеру учеников какой-то школы или даже нескольких школ, а потом устроить совместный диспут, продолжить его в школах… Было бы очень интересно.

- Помню, что-то подобное было после спектакля «Они и мы» по пьесе Н. Долининой. В середине 60-х годов он стал для нас, школьников, буквально культовым. В середине 70-х таким же спектаклем стала «Ночь после выпуска» Рубена Андриасяна. Светлана Исакова, сейчас директор Бостандыкского центра детского творчества, вспоминает, как на следующее после спектакля утро они, ученики,  сорвали в школе урок, предложив учительнице: «Давайте поговорим на чистоту». Учительница оказалась умной, и разговор состоялся.

- Да, все это было здорово. Думаю, и совет педагогической общественности при театре можно было бы возобновить, и детский (молодежный)  актив возродить, но  уже, конечно,  на современной основе.

- Я недавно прочитала в «Литературной газете», что в Москве существует Театр школьника. Группа профессиональных актеров ездит со спектаклями по школьной программе (в основном, по истории России) по школам, и недостатка в зрителях не испытывает.

- Очень интересная идея, можно было бы её осуществить, но, опять же, хорошо было бы здесь иметь совместный план работы с управлением образования.

- Вы ставите спектакли только на казахском языке? 

- Нет,  детские спектакли, например, наш театр ставит и на русском, и на казахском  языках – в зависимости от аудитории.

- Я  бы хотела поговорить с вами именно о спектаклях на казахском языке -  для наших русскоязычных школьников. Думаю, это была бы хорошая помощь учителям казахского языка.  Перед каждым актом мог бы выйти актер и рассказать вкратце содержание спектакля на русском языке. После спектакля задать вопросы, всё ли дети поняли.

- Хорошая идея,  но, опять же,  учителя казахского языка, директора школ должны быть заинтересованы в этом, так же как и работники органов образования на местах – в районах, в городе.

- Да, как после этого не говорить о роли личности. Работал в образовании  Владимир Григорьевич Ронкин – была соответствующая работа. Нет его – нет работы с театром.

Сейчас многие театры, стремясь всеми силами привлечь публику, устраивают беспредел. Здесь и «обнаженная натура», и насилие - кровь льется… Или пустые комедии – смех ради смеха… 

- Как я сказал в начале, ТЮЗ – учреждение воспитательное, поэтому, понятно, к нам это не относится. Мы стремимся у юных зрителей воспитывать театральный вкус, чтобы они в будущем пошли не на порно Васи Пупкина, а на Шекспира, Чехова,  Ауэзова. Наш театр  пропагандирует  нравственные идеалы, в нашем репертуаре обязательно присутствуют казахская, русская, мировая классика. Возможно, мы теряем в деньгах, но все равно, это менее страшно, чем потерять будущее поколение страны.

- Тенденция многих сегодняшних театров – обходиться без главных режиссеров. «Правит бал» администратор, не режиссер, спектакли ставят режиссеры приходящие или актеры театра…

- Думаю, это не правильно.  Ну какой же театр без главного режиссера, который формирует «политику театра»?  У нас есть такой человек. Это  Талгат Теменов – художественный руководитель театра. Он, кроме того, известный кинорежиссер. Читателям вашего журнала должно быть хорошо известно это имя.  Но и без очередных, приглашенных  режиссеров театр  не обходится.  Мы приглашаем режиссеров из Киргизии, Узбекистана, ищем в областях своих – молодых и талантливых, лучших режиссеров из областей. Если посмотреть наш репертуар, в нем много имен.

- Скажите несколько слов о себе.

- По профессии я актер. В 1970-м году окончил актерское отделение института искусств им. Курмангазы. Сразу меня пригласили в театр им. М. Ауэзова. Переиграл там много ролей. Потом занимался общественной деятельностью, работал в Союзе театральных деятелей, в Фонде поддержки президента.

- У вас есть театральные кумиры?

-  Азербайжан Мамбетов – без сомнения, явление  высшего уровня. Из российских - Олег Ефремов,  Марк Захаров, Георгий Товстоногов. Наверное, мало кому известно, что свой творческий путь он начинал в театре им. Ауэзова – был у нас  на практике.

- Зрители ТЮЗа 1940-50-х годов говорят, что театр формировал их мировоззрение, воспитывал их. Сейчас такого, наверное, нет. В распоряжении ребенка – кинозалы, концерты, телевизор, компьютеры…

- Да, выбор большой,  конечно, тем не менее, на мой взгляд, заменить театр нельзя ничем. Это жизнь,  живое общение с актерами. А какая энергетика в театре, если в нем играют талантливые актеры! Но и талантливые зрители так просто не рождаются. Их надо воспитывать.

- Один известный  режиссер сказал, что если каждое воскресенье в парке будет играть симфонический оркестр, даже  если слушателей у него не будет, то через некоторое время на площадке рядом с оркестром яблоку негде будет упасть.

- Так и театр. Если ребенок будет хотя бы раз-два в месяц с родителями посещать ТЮЗ, то и будучи взрослым, он не сможет обходиться без театра. И сколько бы не предрекали смерть театру, он будет всегда.

- Спасибо за интервью, Баедил  Обайдуллаевич! Творческих вам успехов!

Интервью брала Людмила Мананникова.

Мы договорились с Баедилом  Обайдуллаевичем, что журнал «Учитель Алматы» в ближайшем времени проведет в театре «круглый стол», на который будут приглашены педагоги города. Кто из учителей желает принять участие в заседании этого «круглого стола», а в будущем стать членом педагогического актива Государственного Академического театра для детей и юношества им. Г. Мусрепова,  звоните в редакцию.  

 

Категория: Автограф на память | Добавил: teacher-almaty (15.12.2008) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 2423 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz