Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 11:49

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Хочу поделиться

Работа по формированию орфографической зоркости у младших школьников через активные методы и приёмы.
Работа по формированию орфографической зоркости у младших школьников через активные методы и приёмы.

Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации - устной речью и письменной. Чтобы научиться правильно писать, ребенок должен овладеть правилами орфографии.
Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их сокращение и автоматизация. Сознательное владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.
Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от развития у учащихся способности обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилу. Эта способность должна закладываться в процессе обучения в начальных классах. Однако, за время обучения в 1-4 классах у большинства детей не формируется орфографическая зоркость: «процент видения орфограмм у учащихся 4 класса колеблется от 30% -50%».
Таким образом, проблема развития орфографической зоркости является актуальной, что и определило выбор темы нашего исследования.
В начале педагогической деятельности мы не раз сталкивалась с бесконечными грамматическими ошибками учеников. Это всегда было очень обидно, досадно, порой просто руки опускались. «Что делать?», «В чём причина грамматических ошибок?», «Как научить детей писать правильно?» – кого из учителей, не волновали эти и им подобные вопросы? А учитель ведь призван обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Многолетние наблюдения привели к выводу: решить «орфографическую проблему» в начальных классах можно лишь постоянно и систематически вырабатывая орфографическую зоркость учащихся.
С самых первых дней обучения в школе учитель должен развить в каждом ребёнке способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон (лексической, фонетической, морфемной и т.д.), осмысливать закономерности языка. При этом важно помнить, чтобы за «скучной» грамматикой и «однообразной» орфографией не терялся наш великий русский язык. Дети должны почувствовать его красоту, осознать его богатство, обрести способность выражать на нем самые различные мысли и чувства.
С чего же следует начать? Считаем важным использование в работе орфограмм. Ни один урок русского языка не должен обходиться без слова «орфограмма». Однако следует заметить, что если этот термин не наполняется смыслом, как это совсем нередко и бывает в начальной школе, у ученика непроизвольно складывается свое, часто неправильное представление о понятии «орфограмма», что и приводит обычно к орфографическим ошибкам.
На первом этапе стараюсь научить детей безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему буквой. При этой работе можно использовать такой приём, как подставить слово «Это…», для определения ударения: «Это…»: это нитки, это кусты, это кукла, это сосны.
Учащиеся знакомятся с такими словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в слове орфографическую ошибку сделать нельзя, т.е. в слове может совсем не быть орфограммы.
Для закрепления умения находить ударение подбираем такие слова, где каждый последующий набор слов на один звук больше предыдущего.
а) Оля рыба груша спички крыльцо чудесный
б) Осы Вова крыло бумага пустыня зубастый
в) Аня ноты сумка тюлень рубашка клубника
г) Ира кеды парта люстра тюльпан стройный и т.д.
В процессе этой работы дети не только ставят ударение, но и учатся выделять звуки.
С этой целью используется следующий приём. На каждого ребёнка заготавливается карточка. Она представляет собой картонную полоску 12-15 см в длину и 3-4 см в ширину. На ней наклеено 6-7 поперечных цветных бумажных полосок (лучше разного цвета). С помощью этой карточки ребята показывают количество звуков в слове. Во время чтения слов дети по просьбе учителя сначала показывают, сколько звуков в каждом слоге, а потом – во всём слове. Например, в слове «шар» ученик показывает 3 полоски (в слове – 3 звука), а остальные закрывает своей рукой.
Ещё один приём проверки написания слова. Детям раздаются «волшебные» квадраты (размер – 5 см, квадрат украшен аппликацией). При проверке написанного квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог, затем второй и т.д. Так он легко обнаруживает пропуск буквы. Этот простой приём даёт хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.
На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, т.е. дети определяют, какой звук ударный (сильная позиция), а какой безударный (слабая позиция).
Беседа:
- Ударение – это сильное выделение звука. Какого?
- Гласного.
- Этот гласный с ударением, а этот – без ударения.
На этом этапе дети учатся различать гласные ударные и безударные. Главное, чтоб ребёнок понял, что под ударением ничего не меняется. На этом же этапе вводится понятие опасное место, «подножка». Дети должны осознать это место, а чтоб написать правильно – приём «Спроси у меня». На этом этапе используем следующие задания:
- «Зажги фонарик» – списать, сильную позицию обозначить ударением, а под слабой позицией «зажги фонарик» (опасное место обозначь красной точкой).
- Письмо с пропуском букв слабой позиции:
С..сна, в..лна, пов..р, мяч..к.
Н - п - лян - - д - нок - ст - яла м - лод - ньк - - ёл - чка. (Чтобы написать
Правильно – «Спроси у меня».)
На следующем этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. (Безударный звук «а» может быть обозначен буквами о или а, безударный звук «и» – буквами е, я, и.) На этом этапе учащиеся знакомятся с орфограммой как явлением, когда сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и букв.
- Возможна ли ошибка в слове «горы»?
Выясняется, что ошибка невозможна, так как замена любой из букв приводит к разрушению данного слова и к замене его другим (норы).
- А если заменить букву безударного гласного в слове гора и записать слово «гара»? Что произойдёт?
При записи слова «гара» его значение не изменилось. Замена букв о – а в словах гора – «гара» – явление чисто орфографическое. Следовательно, орфографические ошибки возможны лишь в тех случаях, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношение.
Какова система упражнений на данном этапе?
- Изменить слова горы, совы, сосны, тропы, грозы, стены, реки, свечи, земли, стрелы так, чтобы они называли не много, а один предмет.
Запись в тетрадях:
г«о»ры – г«а»ра, с«о»сны – с«а»сна, стены – ст«и»на, свечи – св«и»ча, с«о»вы – с«а»ва, тр«о»пы – тр«а»па, реки – р«и»кА, стрелы – стр«и»ла
(примечание: скобками « » обозначены звуки).
Дети отмечают, что при изменении слов вместо звука «о» появился звук «а» в слабой позиции; что безударный звук «е» на письме обозначается буквой и.
Отмечается, что нет мены у букв ы (сырок), у (лучи), ю (люблю); в конце слова – а, я (парта, Толя). Стараемся довести до детей сущность понятия орфограммы: в слове нет орфограммы, если нет «мены» букв; в слове есть орфограмма, если есть «мена» букв.
Следующий этап – восприятие орфограммы на слух.
Задания:
- Прочитай слова. Запиши только те из них, в которых есть орфограммы. Укажи выбор.
Парта, корова, пол, линейка, книга, большой, играет, жил, на парте, побежал, синий…
Запись в тетрадях:
- Корова, линейка, большой, играет, жил, на парте, побежал, синий.
- К«о-а»рова, л«и-е»нейка, б«о-а»льшой, «и-е»гра«е – и»т, ж«и –ы»л, н «а-о»
парт «е-и», п«о-а»б «е –и»жал, син«и-е»й.
- Прочитай слова и выпиши только те из них, в которых нет орфограммы:
Дыня, весёлый, буран, лесник, трещит, клубника, круглый, кактус, под корнями сосны, на катке, качал.
Дети выписывают слова: дыня, буран, клубника, круглый, кактус.
Следующий этап – выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение отрабатывается в 1 классе при знакомстве с корнем как значащей частью слова.
Задание. В словах грачи, зима, кормил, лесной докажите правильность написания букв а, и, о, е.
Запись в тетрадях:
Грачи, гр-чи (грач), грачи.
Зима, з-ма (зимы), зима.
Кормил, к-рмил (корм), кормил.
Лесной, л-сной (лес), лесной.
Таким образом, в 1 классе создаётся только основа для выработки навыка правописания безударных гласных. Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области, не предполагает и проверки безударных гласных путём подбора однокоренных слов.
Наиболее распространённым видом упражнений в 1 классе - письмо с
проговариванием (в основе этого письма – проговаривание по слогам). Например, учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «За-пишу з с гласной а». Сначала образец проговаривания даёт учитель сам: 1-2 слова по слогам, потом дети диктовали себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально. Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость. При таком виде работы часто используется игра «Капитан ведёт корабль», т.е. назначенный ученик – «капитан» – комментирует проговаривание («ведёт класс» за собой).
Современные «Букварь» и «Прописи» содержат богатый материал для
пропедевтической работы для изучения многих орфографических тем: «Заглавная буква в именах собственных», «Заглавная буква в начале предложения и точка в конце», «Правописание сочетаний жи – ши; ча – ща; чу – щу», материал о правилах написания в отдельных случаях безударных гласных, парных звонких/глухих согласных и другое – всего около 10 видов орфограмм. Букварный период позволяет заложить основы для выработки орфографической зоркости учащихся.
Таким образом, уже с 1 класса дети приучаются к пониманию орфограммы как трудного места в слове. Позднее на уроках русского языка открываем ученикам, что для грамотного письма знания алфавита недостаточно, необходимо освоение и других законов письма. И на протяжении всех остальных лет обучения русскому языку мы открываем вместе с детьми эти законы – правила правописания.
Орфография в начальных классах как система правил состоит из четырёх разделов:
1) правила передачи фонем буквами в составе слов;
2) правила употребления прописных (заглавных, больших) и строчных (малых) букв;
3) правила переноса слов из одной строки в другую;
4) правила о слитных и раздельных написаниях слов.
Каждый из этих разделов покоится на определенных принципах. Каково положение учителя в этом случае?
Прежде всего, учителю, конечно, нужно знать саму науку, уметь сопоставлять различные точки зрения и выбирать из их числа такую, которая в большей степени отвечает его собственным взглядам. Главное же – не смешивать различные фонемные теории, на которых основывается современная теория орфографии.
Начиная знакомить первоклассников с проблемами орфографии, мы должны заботиться, в первую очередь, о том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами и как можно быстрее приступить к их практическому применению.
Впервые годы работы в начальных классах мы, как и многие учителя, работали по выработке грамотного письма стереотипно: дети сначала учили правило, а потом упражнялись. Но от этого дети не становились грамотными, они по-прежнему допускали ошибки при письме. Стало понятно, что знать правило и свободно писать – вещи разные!
Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило, – третий. В результате наблюдений и чтения методической литературы пришли к выводу, что в системе выработки грамотного письма выпадал целый этап (второй) – это применение правила на практике на основе алгоритма.
В последние годы в обучении русскому языку стали применяться элементы программированного обучения. Одним из этих элементов такого обучения является алгоритмизация учебного процесса. В работе по орфографии это особенно важно: почти все правила правописания не содержат рекомендаций о том, как эти правила нужно применять, отсюда – разрыв между знанием правил и умением ими пользоваться.
Облегчить учащимся применение правил при письме как раз и призвано использование алгоритма.
Обучение орфографии строится, прежде всего, на алгоритме, а алгоритм – на изучении орфографических правил. При этом следует иметь в виду, что правило организует обучение письму, но само по себе оно еще не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений – так чтобы оно стало навыком.
С этой целью в работе над формированием орфографической зоркости используются так называемые специальные орфографические упражнения. К специальным орфографическим упражнениям, в ходе которых у учащихся вырабатывается навык применения правила на практике, относятся упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями, и диктанты различных видов. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором.
1. Упражнения типа списывания – это списывание текста без пропуска букв и списывание текста, в котором пропущены буквы. Специально организованное списывание, как и письмо с пропуском букв, – эффективный прием формирования орфографической зоркости.
В целях закрепления того или иного орфографического правила упражнения типа списывания и диктанты различного вида ученики выполняют параллельно: дома работают с упражнениями типа списывания, в классе пишут диктанты различного характера.
При работе над формированием орфографической зоркости стало очевидно, что диктанты эффективнее, чем списывание. Об этом говорят наблюдения: грамотность оказалась лучше, когда упражнения давались под диктовку, чем когда эти же упражнения давались для самостоятельного списывания. Но по вполне понятным причинам диктанты возможны только в условиях класса. Проводя упражнения типа списывания и параллельно – диктанты, я стараюсь заботиться о том, чтобы орфографические упражнения выполнялись в определенной последовательности, в определенной системе. Например, изучив правило правописания той или иной орфограммы корня, проводится работа по такой системе:
1) Наблюдение над текстом, где буквы не пропущены.
Например, дан текст: «По чистому полю бежит мышка. За мышкой дорожка, где в снегу лапки ступали. Увидела мышка сосновую шишку».
Предлагается ребятам найти слова с парным согласным в корне, объяснить орфограмму.
2) Упражнения, где в словах есть дырки (пропуски), но проверочное слово впереди.
Например, дан текст: «(Красивый) Краси.. (Пруды) пру.. около нашего села. К нему ведёт (узенький) у..кая (дороженька) доро..ка. На берегу – (беседочка) бесе..ка.»
Предлагаем ребятам воспользоваться проверочным словом и вставить пропущенную орфограмму.
3) Упражнения, где проверочное слово нужно поставить после слова с
Пропущенной орфограммой.
Например, дан текст: «Пришёл петух к дому, где жили кра..ки (...). Поклонился им петушок ни..ко (...). Красная кра..ка (…) раскрасила ему гребешок и боро..ку (…). Синяя – пёры..ки (…) на хвосте. Зелёная – крылы..ки (…). А жёлтая кра..ка (...) – гру..ку (…). Такой стал красивый петушок!»
Предлагаем ребятам вставить пропущенные орфограммы и написать проверочное слово.
4) Диктовка.
5) Но есть и промежуточный приём: найти в готовом тексте нужную
орфограмму, над словом написать проверочное слово. Стержнем системы орфографических упражнений является степень самостоятельности учащихся в ходе их выполнения. При этом должна учитываться связь классной и домашней работы. Упражнения типа списывания, обычно выполняемые дома, являются продолжением работы по формированию орфографических навыков, начатой в классе, другими словами, домашние упражнения – это составная часть системы орфографических упражнений, способствующих выработке того или иного орфографического навыка.
Что касается классной работы, то обычно намечается такая последовательность диктантов: вначале учащиеся пишут предупредительные диктанты, затем объяснительные, выборочные, творческие, свободные. Хочется отметить, что творческий и свободный диктанты способствуют тому, что учащиеся проходят «через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы». В этом их ценность.
А в целом последовательность диктантов мы определяем, как уже говорилось, степенью самостоятельности учащихся.
При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста обычно организуется устная работа: ученики объясняют правила написания определенных орфограмм, имеющихся в словах. Например, диктую предложение: «По узкой лесной тропинке ребята вышли к маленькой избушке» (4 класс).
Считаем, сколько орфограмм в данном предложении?
– Более десяти, большая буква в начале предложения;
- предлог «по» пишется отдельно, проверяем – по (какой?) узкой;
- в корне пишем «з», проверить – узенькая;
- безударное окончание «ой», проверить вопросом – по какой?
- в слове «лесной» в корне пишем букву «е», проверить – лес;
- в слове «тропинке» в корне пишем букву «о», проверить – тропы;
- в слове «тропинке» безударное окончание «е» – 1 скл., дательный падеж;
- в слове «ребята» пишем букву «е», непроверяемую ударением;
- в глаголе «вышли» приставка «вы» пишется слитно;
- предлог «к» пишется отдельно, проверить – к (какой?)
- 15 -
- в слове «маленькой» суффикс «еньк», нет суффикса «иньк»;
- окончание «ой», проверить вопросом – «какой?»;
- в слове «избушке» парный согласный «ш», проверить – избушечка;
- окончание «е» – 1 скл., предложный падеж
Только после того как ребята назовут все орфограммы, текст записывается под диктовку.
Такие виды диктовок развивают слуховое восприятие текста, т.е. учащиеся учатся определять орфограмму на слух. А это очень ценно, т.к. потом развитое слуховое восприятие орфограмм помогает ученикам грамотно писать диктанты.
При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т.е. рассуждение по поводу того, почему надо писать так, а не иначе, осуществляется после записи текста.
Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой, предлагается письменно (путем условных сокращений и подчеркиваний) объяснить написание анализируемых слов (без предварительного рассуждения). Это следующая ступень самостоятельности учащихся. Здесь уже развивается зрительное восприятие текста. В работе стараемся использовать работу разных анализаторов (слуховых и зрительных).
Коль уж мы заговорили о зрительном и слуховом восприятии младших школьников, то хочется ещё отметить кинестетическое (кинестезия в данном случае – проговаривание) и рукодвигательное восприятие (воспоминание движений руки). Эти 4 вида восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое и рукодвигательное) составляют чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов чувств (по К.Д. Ушинскому) принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на память детей. К тому же в программе мы читаем: «Ежеурочно проводятся орфографические упражнения, опирающиеся на разные способы восприятия: слух, зрение, память, мышление. Всё это способствует формированию осознанного навыка грамотного письма, развитой речи». Современный учитель, работающий творчески, старается использовать все известные виды чувственных восприятий, чтобы добиться желаемых результатов.
Предупредительный и объяснительный диктанты дополняют друг друга. Они способствуют тому, что учителя имеет возможность обучать детей умению связывать правило со словом, слово – с правилом. Различие между этими диктантами – в степени самостоятельности учащихся.
Выборочный диктант ускоряет темп работы, помогает сосредоточить внимание учеников на нужной орфограмме. При выборочной записи слов или словосочетаний учащиеся объясняют соответствующие орфограммы. Часто это объяснение сводится к классификации слов «на правило»: например: в один столбик учащиеся записывают существительные 3-го склонения с основой на шипящий (помощь, глушь и т. д.), в другой –существительные 2-го склонения мужского рода (врач, кирпич, сторож и т.д.).
Выборочный диктант является одним из самых активных приемов обучения орфографии. Экономичный по времени, он дает возможность приучить школьников быстро схватывать особенности звукового и морфологического состава слова и уже в ходе чтения учителя отбирать на слух нужное. Это следующая ступень самостоятельности учащихся.
Далее проводятся диктанты с изменением текста: творческий диктант, свободный диктант. При написании творческого диктанта учащиеся по заданию вставляют в диктуемый текст определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов и письменно и устно объясняют соответствующие орфограммы. При этом у учащихся вырабатывается навык применения орфографических правил в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложения.
При свободном диктанте учащемуся приходится думать не только о содержании и грамматическом оформлении предложений, но и о связности изложения мыслей. Если учащийся письменно объясняет орфограммы (обычно на определенное правило), то он так же, как и при творческом диктанте, приучается применять орфографические правила в условиях, приближенных к тем, когда приходится излагать свои мысли.
Такова система диктантов с учетом постепенного наращивания самостоятельности учащихся.
Очень важно, кроме того, чтобы система орфографических упражнений была построена «на развитии тех умственных способностей, которые делают возможным овладеть столь сложным комплексом знаний, умений и навыков, как безошибочное письмо». Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, учащийся должен:
- обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);
- установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап анализа);
- решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила (заключительный этап анализа).
Задача на первом этапе – опознать орфограмму, на втором – выбрать нужное правило, на третьем этапе – применить правило к данному конкретному случаю. Таковы различия в задачах отдельных этапов применения орфографических правил.
На каждом этапе обучения орфографии в упражнения включаются различные слова с одним тем же вариантом орфограммы, если таких слов много: лью, пью, вью (разделительный ь); объяснить объявить, объехать (разделительный ъ); отплыть, отбежать, нарисовать, написать (правописание приставок у глаголов); на тропинке, на ветке, на столе (предлог с существительным) и т. д.
Следующий вид упражнений для выработки орфографической зоркости – письмо с пропусками. Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения, сочинения) даётся учащимся право пропускать орфограммы, которые вызывают у них сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. Учитель в ходе работы помогает разрешить эти вопросы. Такой пропуск способствует становлению орфографической зоркости у ученика, помогает ему внимательно относиться к слову, учит сомневаться, чего обычно не хватает ученикам. А ещё Аристотель говорил: «Сомнение – начало поиска истины». Действительно, появилось сомнение – будет найдена истина.
Следующим видом упражнений я бы назвала комментированное письмо. Этот вид диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но обосновывают правописание правилами и подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала предлагается комментировать письмо сильным учащимся, постепенно включаются в эту работу и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.
Письмо по памяти. Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.
Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками. Немаловажное значение для успешной организации этой работы имеет исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей.
«Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы они работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать».
Практикуются и такие приемы исправления ошибок: неверно написанные буквы не исправляются, а, как правило, подчеркивается все слово с ошибочным написанием, на полях делается отметка о наличии ошибки. Цель такого исправления – заставить ученика вдуматься в данное слово, увидеть в нем орфограмму, распознать ее тип, а затем уже исправить ошибку в этой позиции.
Ход индивидуальной работы над ошибками:
1-й этап – поисковый, когда ребенок ищет ошибку в указанном учителем слове. Если дети испытывают трудности при нахождении ошибки, они справляются у учителя. Практикуется и взаимопомощь. Если ученик затрудняется в обнаружении ошибки, соседу по парте разрешается помочь это сделать.
2-й этап – написать слово, в котором была допущена ошибка, в отдельную тетрадь и провести работу по исправлению ошибки.
Ход коллективной работы над ошибками:
На доске записываются слова, в которых допущены ошибки, но вперемешку с правильно написанными словами на ту же орфограмму. Предлагается найти орфограммы в ошибочно написанных словах; объяснить, как их правильно написать, при этом на полях в тетради поставить номер орфограммы. Только после такой коллективной работы приступаем к самостоятельной, индивидуальной.
На следующем этапе работе с целью развития орфографической зоркости на каждом уроке русского языка используем орфографические пятиминутки-зарядки с включением слов, в которых были допущены ошибки или с целью повторения орфограмм. Зарядки проводятся по-разному. Это может быть устная работа с сигнальными карточками или письменная на листочках. Это может быть коллективная работа или самостоятельная. Приведём примеры таких зарядок:
«Работа в парах». Ученики в парах самостоятельно работают по одной карточке, где слова с пропущенной орфограммой даны по вариантам; правильные орфограммы записаны на правой стороне и закрыты линейкой или узкой полоской бумаги. Эти орфограммы определяет и постепенно открывает сначала один ученик, а второй в это время его проверяет, затем орфограммы открывает второй ученик, а первый его проверяет.
«Раздели на два столбика» (диктую слова, дети письменно делят их на группы; в это время можно двоим предложить записывать слова на доске самостоятельно, каждому только одну группу). Например, при повторении 1-е и 2-е спряжения глаголов, учитель диктует слова: наступает, гоните, носит, думаешь, плавает, водишь, выгоняет, покормим, засветит, одеваешь. Все ребята пишут в тетрадях по столбикам, а двое у доски, каждый – своё» спряжение. Такую работу можно проводить с разными орфограммами.
«Выпиши только те слова, где есть орфограммы»
«Выпиши только те слова, где нет орфограмм».
«Найди лишнее слово». Например: сем…я, друз..я, лист..я, б..ю, в..езд, п..ю.
«Напиши под диктовку». Например, в 4 классе: слева, налево, справа, направо, влево, вправо (правописание наречий).
«Выпиши слова, где есть только корень и суффикс» (и т.п.).
Для орфографических зарядок используем детские стихи, считалки, загадки, поговорки, отрывки из сказок, из изучаемых на уроке литературы произведений.
Хочется отметить, что дети очень любят «Орфографические зарядки», для них это не утомительный процесс, а увлекательная игра. Эта работа оживляет урок, не даёт превратить его в скучный и монотонный.
Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого была введена система нумерации орфограмм – работа ведётся по «Памятке»
Что стоит за номерами орфограмм? Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик его должен запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в «Памятке» нужную ему орфограмму. «Памятка» заполняется по мере изучения правил. Она хороша тем, что помогает ученику увидеть орфограмму и правильно дать ей определение.
В системе работы (начиная с 1-го класса) имеют место такие задания:
1) Указать над буквами порядковые номера орфограмм, записанных на доске:
«5» – перенос слов;
«1» – жи, ши, ча, ща, чу, щу;
«3» – большая буква в именах собственных;
«2» – проверяемые безударные гласные в корне;
«18» – безударные гласные в окончаниях имен существительных;
«19» – безударные окончания имен прилагательных;
«22» – безударные личные окончания глаголов;
«6» – правописание приставок и предлогов и т.д.
Во 2-3 классах дети выполняют задания так:
6 19 10 18 6 9 9 9 1
На высокой яблоне в саду висел скворечник.
Учащиеся 4-го класса выполняют это задание так.
При проверке письменной работы я ставлю на полях номер той орфограммы, в которой допущена ошибка в одном из слов данной строчки. Ученик должен найти слово, в котором допущена ошибка данной орфограммы (по номеру в памятке он должен сам определить название орфограммы) и сделать работу над ошибками. В данном случае проявляется большая степень самостоятельности.
2) Во время орфографических пятиминуток: определить общее количество орфограмм. Работа проводится как на материале упражнений учебника «Русский язык» Поляковой так и с привлечением «Книги для чтения».
Игра-аукцион «Купи предложение».
«Зажги фонарики» и т.д.
3) Цифровое обозначение орфограмм практикуется и на этапе предварительного анализа того, что подлежит записи (т.е. для предупреждения ошибок). В этом случае схема предложения, вычерченная на доске, заполняется номерами орфограмм. Такие задания выполняются как на этапе тренировочных упражнений, так и упражнений контрольного типа. Например, 9 6 18 9 1 22 7 23.
Задание: в списке найти названия обозначенных орфограмм (заучивать нумерацию орфограмм не надо, список даётся на индивидуальных карточках); вспомни правила; применяя правила, написать под диктовку предложение.
9 6 18 9 1 22 7 23
Вода в пустыне встречается редко.
Цифры, которые дети ставят над буквой, помогают им фиксировать внимание на данной орфограмме и сосредоточиться при проверке.
При этом они постепенно запоминают названия орфограмм.
Систематически проводимая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического и цифрового обозначения дает положительные результаты: дети определяют место в слове, где возникла орфографическая задача.
Наряду с технологией развивающего обучения применялись игровые приёмы обучения. С поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность при сохранении значимости игровой. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах мы наблюдали, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Задумываясь над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма, пришли к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. Данная работа проходила в разработанной системе поэтапно:
Подготовительный – использование игровых упражнений на уроках обучения грамоте в 1 классе.
Основной - использование игровых упражнений на уроках русского языка во 2 и 3 классах.
Заключительный - использование игровых упражнений на уроках закрепления орфографических правил в 4 классе.
Приведём примеры игровых упражнений подготовительного этапа на уроках обучения грамоты в 1 классе, развивающие фонематический слух.
Упражнение 1. «Внимательные покупатели»
Учитель раскладывает на своём столе различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; маска, мишка, мяч, миска и т. п.
– Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили! Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрёшка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на мягкий звук «м» (мяч, мишка). Вариант: покупатели и продавец –дети, изображающие литературных персонажей.
Упражнение 2. Лото «Читаем сами»
I вариант. Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
II вариант. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.
Упражнение 3. «Волк, собака охотник».
Предварительно дети находят в слове первый звук. – Сейчас в лесу идёт большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками – за волками. Пусть волком будет звук [р], собакой – [п], остальные звуки – зайцами, а вы – охотниками. Теперь будьте внимательны. Как только услышите [р] в словах, которые я произношу, «стреляйте» – хлопайте в ладоши! Только не задевайте зайца или свою охотничью собаку. Внимание! Начинаем охоту!
Упражнение 4. «Звери заблудились».
– Заблудились, потерялись в лесу осёл, петух, лошадь, мышка, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет звать зверей, а Коля пусть слушает внимательно и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала зверей. Если они верно выполнят работу, звери снова соберутся вместе.
Упражнение 5. «Математическая грамматика».
Ребёнок должен выполнить действия на карточке («+», «–») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Например: с + том – м + лиса – са + ца? (столица).
Упражнение 6. Игра «Один звук, марш!».
1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть –гость. (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)
2. Теперь, наоборот, добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза. (Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)
3. В словах замените один согласный звук. Например: корж – морж. (Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).
Упражнение 7. «Собери цветок».
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Использование перечисленных выше игр позволяет первоклассникам овладеть следующими умениями:
- называть звуки, из которых состоит слово;
- не смешивать понятия «звук» и «буква»;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости;
- определять количество букв и звуков в слове и т.д.
Примеры основного этапа, где используются игровые упражнения на уроках русского языка во 2 - 3 классах:
«Выбери три слова» (игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
I рыбка вьюга чулок подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы Кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
Игра «Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)
Игра «Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
Шар, стрела, орёл, рыжий, звезда (Шарик, Стрелка, Орлик, Звёздочка)
Задание: Составить предложения. Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игровые приемы.
Игра «Засели домик» по теме «Парные согласные звуки»
Задание:
- Чья группа, пара или кто быстрее и правильнее «заселит свой домик» буквами, обозначающими парные согласные звуки по звонкости-глухости?
Игра «Найди букву»
Эта игра проводится по темам: «Проверяемые безударные гласные в корне слов», «Проверяемые парные согласные в корне слов». На доске висит столько слов, сколько в классе детей. Проводится вместо физминутки следующим образом:
- Ребята, к нам в класс пробрался сеньор Помидор. Он выкрал в словах буквы и запер их в домиках под замок. Кто поможет мне их вернуть? Только есть одно условие: замок откроется лишь в том случае, если вы сможете подобрать правильно проверочное слово.
Задание:
- Кто выйдет к доске и поможет мне вернуть букву в нужное слово?
Игра «Найди пару»
Эта игра может проводиться по темам: «Проверяемые безударные гласные в корне слов», «Проверяемые парные согласные в корне слов», «Проверяемые непроизносимые согласные в корне слов». Проводится также вместо физминутки, когда каждый ученик выходит к доске, находит пару однокоренных слов и крепит их в нужный столбик, объясняя орфограмму и правило.
На заключительном этапе в 4 классе разрабатываются нетрадиционные уроки с игровыми упражнениями для закрепления орфографических правил, изученных в начальных классах.
Из опыта известно, что при использовании любой методики крайне необходимы систематическая проверка усвоения именно опорных знаний и формирование на их основе умений и навыков учащихся. Осуществлять ее можно с помощью проверочных работ, которые позволяют выявить уровень подготовленности каждого ученика, проследить темпы его продвижения в обучении, а также своевременно обнаружить и устранить пробелы в знаниях отдельных учащихся, предупредить неуспеваемость. Разработанная система проверочных работ предусматривает проверку знаний учащихся на трех основных этапах обучения: первичное усвоение материала, последующее его закрепление, активное оперирование усвоенным.
Для проверки первичного усвоения мы даем наиболее простые задания, позволяющие определить степень понимания учащимися изучаемого материала.
Для проверки прочности усвоения материала и умения оперировать изученным брались более сложные задания, включающие и вопросы по повторению.
Третий этап — этап контрольной или творческой проверки знаний, умений и навыков по определенной теме; его цель — установить, насколько свободно и уверенно учащиеся владеют знаниями, насколько сформированы их умения и навыки.
Время проведения проверочной работы —5— 7—10 минут; итоговые, творческие задания рассчитаны на 15—20 минут урока или домашнего задания).
Приведу тексты некоторых работ по теме «Глагол» в 4 класс, обеспечивающие развитие умений распознавать части речи, подбирать однокоренные слова, устанавливать морфемный состав слов;
№1
1. Выписать глаголы в таком порядке:
1) глаголы движения; 2) глаголы «говорения»; 3) глаголы проявления чувств.
Сказать, идти, ехать, говорить, радоваться, объяснять, плыть, лететь, пролепетать.
2. Почему слова звон и звонить разные части речи?
№2
1.Выписать глаголы в таком порядке:
1) глаголы, обозначающие трудовые процессы;
2) глаголы, обозначающие состояние человека;
3) глаголы движения. Какие из них синонимы? Почему?
Колоть, учиться, тлеть, строить, спать, бежал, мчался, брел, шел, ползти.
2.Сравнить слова говор и говорить.
№3
1.Из текста выписать глаголы, обозначив орфограммы в корне.
Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И отчизной дорожить.
2.Образовать глаголы совершенного и несовершенного вида с корнями лет- (лететь), да-(дать).
№4
1.Чем отличаются слова в первой строчке, от слов, записанных в столбик.
а) Луна—луны, луне, луну. луной, о луне...
Прилунение, прилуниться, лунник, луноход, лунный.
б) Земля — земли, земле, землю, землею, о земле... Земляк, земляной, земляника, землистый, приземлиться.
2.Выписать глагол, обозначить в нем морфемы и записать некоторые формы этого глагола.
Приведенные работы — это работы первого уровня трудности. Они проверяют глубину и точность понимания изучаемого материала.
Так, первые задания проверочных работ № 1 и 2 предусматривают группировку глаголов. Оперируя признаками глагола как части речи, учитывая их лексическую общность, учащиеся группируют слова внутри грамматического класса.
При выполнении проверочной работы № 2 учащиеся должны соотнести понятия “часть речи” и “синоним” (какие из данных глаголов синонимы?). Это способствует лучшему усвоению знаний, их дифференцировке и систематизации.
Вторые вопросы проверочных работ (Почему слова звон и звонить разные части речи? Сравнить слова говор и говорить.) требуют определить данную часть речи, отличить ее от другой части речи.
Проверочная работа № 3 помогает отработать умение узнавать глагол в связном тексте. К тому же в качестве дальнейшего расширения знаний о признаках частей речи предусматривается самостоятельное образование глаголов совершенного и несовершенного вида от заданных корней.
Таким образом, выполняя данные задания, учащиеся от простого воспроизведения теоретических сведений переходят к их сознательному применению в различных ситуациях. Благодаря этому развивается теоретическое мышление, быстрее и успешнее совершенствуются умения учащихся, позволяющие достаточно глубоко постигать изучаемые языковые явления. Часто проверочную зачётную работу по теме учащиеся выполняют в форме тестовых заданий с применением разноуровневых заданий.
Результаты проверочных работ дают учителю конкретные факты, на основе которых обеспечиваются управление умственными, действиями учащихся, приближение результатов усвоения к наилучшим, быстрое продвижение каждого ученика. Такая работа носит исследовательский характер.
Таким образом, с одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой
стороны, это сложная учебная дисциплина, требующая большого труда.
Приходим к такому выводу, что способность учащихся видеть орфограммы – необходимое и важнейшее условие повышения их грамотности. Значит, её (способность) у учащихся нужно воспитывать.
Учителя, проработавшие много лет в начальной школе, убеждаются, что орфографическая зоркость формируется и развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании и в процессе выполнения других упражнений. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение к ней. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка.
Выработка навыков правописания – процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Но детям это очень скучно! Вот мы и стараемся строить практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить.
Ученик должен удивляться тому, что …
- он видит орфограммы,
- он может написать их правильно,
- ему нравится работать,
- на уроках русского языка интересно,
- всё это дает хорошие результаты!
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных методов и приёмов формирования орфографической зоркости, дала следующие результаты:
- учащиеся усвоили основные виды орфограмм;
-достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;
- возрос интерес детей к русскому языку и, в частности, к орфографии.
Приёмы и средства по выработке орфографической зоркости как важнейшего средства повышения грамотности учащихся, описанные в работе, многократно испытаны и дали неплохой результат.
Категория: Хочу поделиться | Добавил: Olga61 (08.11.2013) | Автор: Ольга
Просмотров: 1674 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 елена-мишка   (26.11.2013 21:41)
Статья  очень актуальна. Проблему развития  грамотного письма в начальных классах решает каждый учитель. В статье есть рекомендации, упражнения из опыта работы, дидактические игры. Спасибо, что поделились своим опытом. Желаю успехов!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz