Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 17:40

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
murzabekdami

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Хочу поделиться

Дискуссия в учебном процессе
Дискуссия в учебном процессе

Дидактические функции дискуссии связываются с двоякого рода задачами:
1) задачи конкретно- содержательного плана;
2) задачи организации взаимодействия в группе (классе), подгруппах.
К сфере задач первого рода относятся:
- осознание детьми противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
- актуализация ранее полученных знаний;
- творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т. д.
К сфере задач второго рода относятся:
- распределение ролей в группах – командах;
- выполнение коллективной задачи;
- согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода;
- соблюдение специально принятых правил и процедур совместной поисковой деятельности и т. д.
Дискуссия не должна превращаться в псевдообсуждение, псевдопоиск решений, которые заранее известны учителю и могли бы излагаться обычным способом. В ряде случаев, однако, дискуссия служит способом собственного открытия и формулирования учащимися тех идей, которые заведомо знакомы учителю и предусматривались им - по крайней мере, в качестве возможных результатов обсуждения. И все же проблемность дискуссии для учащихся является неизменным дидактическим ориентиром всех методических разработок [17].
Обратим внимание на сходство между решением проблемы отдельным человеком (индивидуальным) и совместным поиском решений (групповым). Это сходство можно проследить как в содержании, так и в последовательности этапов творческого мышления. В групповом обсуждении проблемы можно наметить следующую последовательность этапов, аналогичных этапам индивидуальной постановки и решения проблемы.
1. Поиск и определение проблемы или затруднения, которое может решаться групповыми методами (путем выработки общего подхода, достижения консенсуса).
2. Формулировка проблемы в ходе группового анализа и обсуждения.
3. Анализ проблемы с целью выявить связанные с ней факты и обстоятельства.
4. Попытки найти решения проблемы (они могут представлять собой длительный процесс, включающий обсуждения, сбор данных, привлечение внешних, посторонних источников информации и т.д. По ходу дела группа делает предварительные, «рабочие» выводы, проводит сбор мнений, делает обзоры и т.д. - постепенно продвигаясь к достижению консенсуса).
5. Формулирование выводов, их обсуждение и проверка – вплоть до достижения окончательного решения [6].
Сопоставление индивидуального и группового решения проблем устойчиво проводится на протяжении последних десятилетий в зарубежной дидактической литературе. Приведенная последовательность представляет наиболее развернутый вариант группового решения проблемы. В практике нередко встречаются дискуссии, в которых проблема ставится, а иногда и формулируется учителем. Кроме того, проверка выводов, а также достижение окончательного решения или решений не всегда оказывается возможным, и педагог нередко подчеркивает условный, рабочий характер сделанных выводов и заключений. Таким образом, в реальном учебном процессе учитель сосредоточивает внимание не на всех, но обычно на одном или на нескольких центральных этапах группового решения проблемы.
Педагоги, ориентированные на развитие творческого мышления, рекомендуют строить учебную дискуссию так, чтобы давать учащимся возможность самим принимать решения, самим анализировать возникающие у них различные идеи и подходы, строить действия в соответствии со своими решениями. Однако традиционный урок строится в ином духе. Каким образом совершить переход от обычного урока к живому творческому обсуждению темы, видению заложенных в ней проблем?
Один из вариантов такого перехода - распространенная в практике разновидность дискуссии, которая в некоторых дидактических разработках получила название эволюционирующей, то есть перерастающей из более традиционных видов учебной работы. Такая дискуссия возникает как бы сама собой, естественно. Однако для того, чтобы она возникла, необходимы соответствующие условия. Иначе говоря, у детей в условиях обычного урока должна быть возможность обсуждать свои мысли, мнения с учителем и друг с другом. Это значит, что сам учитель должен быть настроен на возможность такого обсуждения, заинтересованно относиться к высказываниям детей. В этом случае взаимодействие учителя с детьми направлено на развитие, углубление мысли детей, переходит в учебную дискуссию.
Обобщение материалов, характеризующих опыт учебных дискуссий, позволяет нам выстроить следующую последовательность развития, наращивания степени инициативности участников:
- дискуссия с преподавателем в роли ведущего («эволюционирующая» дискуссия);
- дискуссия с учащимся в роли ведущего;
- дискуссия без ведущего (самоорганизующаяся) [18].
Условия дискуссии
1.Организационные и содержательные:
- изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;
- правдивость- то, что говорят и о чем говорят, должно быть правдой;
- дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;
- знание и понимание предмета разговора учителя и учеников в ходе дискуссии должно развиваться;
- выдвигаемые аргументы должны быть обоснованны и доказательны;
- участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости;
- решения принимаются с учетом перспективы развития группы;
- все участники несут равную ответственность за выбранное решение.
2.Условия открытости:
- предмет обсуждения должен быть открыт для дискуссии;
- мышление и воспроизведение участников должно быть открыто для воздействия и понимания;
- дискуссия открыта для всех аргументов, данных, точек зрения, критики;
- дискуссия открыта для всех учеников и учителей, а также для всех, кто желает принять в ней участие, для исключения кого-либо должны быть очень веские причины;
- время для дискуссии не ограничено;
- результат дискуссии открыт, нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом может быть одно решение, их может быть несколько, а может и не быть совсем;
- цели и ход дискуссии открыты, объявляется только тема;
- участники дискуссии свободны в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения.
3.Условия общения:
- учитель и ученики должны говорить друг с другом, слушать друг друга, отвечать друг другу;
- все участники должны получить ясное представление о позициях и резонах друг друга;
- миролюбие - соблюдение правил типа «в одно и то же время говорит только один человек», «не прерывать друг друга», «не ругать без доказательств непонравившиеся доводы или собеседника»;
- дружелюбие - люди не должны бояться высказывать честно и открыто свое мнение;
- равенство - каждый из участников имеет равные права и время для высказывания, одобрения и возражений, все мнения равны;
- уважение - участники должны выражать уважение и заботу каждому, вне зависимости от мнения, которое он высказал, и поста, который занимает высказывающийся;
- скептицизм по отношению к авторитетам, уважается только суть высказывания, а не авторитет, на который ссылаются;
- причины и доказательства должны быть ясно изложены, с тем, чтобы другие быстро их поняли, аргументы должны точно отражать точку зрения и не вызывать двусмысленных толкований;
- доказательство должно быть немногословным, без лишних повторов и примеров;
- участники дискуссии свободны в своем обращении за разъяснениями к любому другому участнику. Диск – это действие со множеством адресатов.
4. Условия эффективности генерации идей:
- дать время, чтобы ученики могли обдумать ответы,
- избегать неопределенных, двусмысленных вопросов,
- обращать внимание на каждый ответ (не игнорировать ни одного ответа),
- изменять ход рассуждения ученика – расширять мысль или менять ее направленность,
- уточнять, пояснять высказывания детей, задавая уточняющие вопросы,
- предостерегать от чрезмерных обобщений,
- побуждать учащихся к углублению мысли.
При организации дискуссии необходимо обратить особое внимание на размещение участников дискуссионного общения, которое зависит от типа и вида дискуссии. Экспериментальные исследования доказывают, что расположение в пространстве влияет на позиции участников дискуссии. В одном из экспериментов группу испытуемых пригласили обсудить тему, не очень значимую для них, и разместили в пространстве вокруг стола по изображенной на рис.3.1 схеме (приложение А). При этом стулья были прикручены к полу, чтобы избежать перемещения. В ходе дискуссии ее участники вели себя в зависимости от места, которое занимали: испытуемый 1 выполнял функцию лидера, испытуемые 2 и 3 принимали в споре одну и ту же точку зрения и полемизировали с сидящими напротив испытуемыми 4, 5 и 6, которые также отстаивали одну точку зрения. Участник под номером 7 практически не участвовал в дискуссии, но иногда выступал против всех, особенно против лидера.
Экспериментально установлено, что для каждого вида дискуссии существует определенная схема эффективного размещения ее участников. Так, для организации дискуссии- диалога, в процессе которой необходимо принять согласованные решения, более подходит расположение участников по кругу (рис.3.2, а, приложение А). Для дискуссии, основанной на позиционном противостоянии (например, для дебатов), более продуктивно будет расположение участников, отстаивающих разные точки зрения, друг против друга (рис. 3.2,б, приложение А). Дискуссии, организуемые посредством поэтапного обсуждения проблемы сначала в малых группах, затем общими силами, требуют иного расположения участников (рис.3.2,в, приложение А) [19].
Изучение спорных вопросов
В педагогике советского периода изучение актуальных дискуссионных вопросов, по сути дела, выпадало из поля зрения педагогической науки и не поощрялось (если не преследовалось) в практике работы школьных учителей. Между тем, сейчас общественная обстановка делает невозможным отстранение учебного процесса от актуальной проблематики. Кроме того, изучение материала, связанного с неоднозначными вопросами, не имеющими общепринятого, установившегося решения, дает особенно широкие возможности для развития творческого мышления. Изучение спорных, остро актуальных вопросов в учебной дискуссии подчиняется задачам формирования дискуссионной культуры, социально значимых качеств учащихся (критическое мышление, терпимость, восприимчивость и уважение к чужой точке зрения и др.).
Основное место дискуссионных вопросов - в общественных и гуманитарных курсах. Решение спорного вопроса как такового не является дидактической целью - она определяется развитием мышления и коммуникативных умений учащихся. В этом смысле направленность обучения является скорее процессуальной, чем содержательной, и связана с освоением не столько самих по себе фактических сведений, готовых выводов и умозаключений, сколько с освоением умения подходить к противоречивым явлениям, взвешивать различные точки зрения и, что особенно важно, проявлять восприимчивость к самому их содержанию, терпимость к существованию оппонентов. Таким образом, обсуждение актуальных спорных вопросов – благоприятный материал для формирования личностных качеств, неразрывно связанных с характером познания мира.
За рубежом традиции учебного обсуждения актуальных спорных вопросов закладывались еще в первые десятилетия нашего века, когда получил распространение перенос в школьную жизнь существующих социальных институтов (создание органов школьного самоуправления, школьных судов, прессы и т. д.). Эта практика естественным образом включала широкого круга вопросов и тем, которые могли быть актуальны для учащихся; и вместе с тем, однако, выходили за пределы учебного процесса. В нашей педагогике на протяжении последних лет активизация обучения, его обращение как к широкому социальному, так и к непосредственному окружению сопровождается все большим обращением школы к социальной проблематике, ее включением в сферу охвата школьного обучения. В современной начальной школе при изучении ряда тем некоторых учебных дисциплин (чтение, познание мира, русский язык, риторика, внеклассная педагогика) возможно специальное обращение к обсуждению актуальных спорных проблем (разумеется, оно должно быть продуманным!)[20].
Категория: Хочу поделиться | Добавил: Svet4393 (11.06.2014) | Автор: Светлана E
Просмотров: 689 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz