Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 18:41

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Хочу поделиться

Обратная сторона Луны: кто умнее третьеклассника?

Римма ИВАХНИКОВА
Третьеклассники, по мнению представителей нашего Министерства образования и науки, вполне способны написать научную работу. На что же тогда способны ученики одиннадцатого класса? Видимо, могут разрабатывать госпрограммы.
Когда я училась в третьем классе, то никаких научных работ не писала. Нет, конечно, наблюдала за муравьями и бабочками, собирала гербарий, проращивала лук и фасоль, но никогда не задумывалась о том, что это серьёзная научная работа. И вообще от взрослой жизни я была очень далека. Тогда задание в пять предложений казалось мне невыносимо большим, а таблица умножения – реальной пыткой. Да и сидеть за партой 45 минут было просто невозможно. Поэтому в дневнике среди красных пятёрок довольно часто красовалась какая-нибудь запись типа: на уроке плевалась жёваной бумагой или бегала по школе и сбила преподавателя. А сегодня детей принято делать вундеркиндами: грузить-учить и постоянно повышать планку знаний. Дошло до того, что в 5 лет, оказывается, уже нужно уметь читать-писать и складывать в пределах 10, а лучше 20.
А этой весной классная руководительница моего сына Людмила Алексеевна объявила родителям, что нужно выбрать какие-нибудь природные объекты и вместе с детьми наблюдать за ними. Например, за насекомыми, растениями или звёздами. И те ребята, у которых это будет получаться лучше, чем у других, примут участие в научных соревнованиях школьников. Понятно, что родителям после долгого трудового дня уже не до бабочек и стрекоз, но всё же они «намотали на ус» пожелание учителя.
Так как с работы я возвращаюсь довольно поздно (никакого муравья в это время уже не сыщешь), то с сыном Ромкой решила наблюдать за Луной. Вооружившись биноклем, выходили каждый вечер во двор, изучали естественный спутник Земли, аккуратно записывали наши «открытия» в блокнот. А в конце учебного года Людмила Алексеевна сообщила, что к «соревнованиям» нужно тщательно подготовиться:
– Работу нужно правильно оформить. Только я ещё не знаю, как это сделать. В прошлом году одна девочка участвовала в соревновании, на её научные труды и будем ориентироваться. Начнём вот с этого… – сказала учительница и протянула мне какой-то листок.
Сверху на нём было написано «Абстракт». А далее шли пункты: «Актуальность исследования», «Новизна исследования», «Предмет исследования», «Цель», «Гипотеза», «Этапы исследования», «Методика», «Результаты» и «Область применения». В общем, похоже, это больше подошло бы к оформлению докторской диссертации, чем к исследованиям ребёнка. Показала эту бумагу Ромке:
– Что это?
– Абстракт… Слово какое-то нехорошее, – сказал ребёнок и стал вчитываться в другие строчки:
– Я здесь ничего не понимаю. Мам, а что такое актуальность?
– Давай выясним, что под этим пунктом написала девочка?
Ромка громко стал читать: «Фасоль очень полезна для здоровья. Она содержит растительный белок, который нужен для роста и восстановления тканей. Фасоль богата минералами и витаминами. Консервированная фасоль сохраняет все полезные вещества. Все эти знания надолго останутся в моей памяти, так как я сама была исследователем»…
– Наверное, актуальность – это полезность, – сделал вывод Ромка.
– Как ты думаешь, какая новизна в твоей работе?
– Для меня тут всё новое, потому что я всё делаю впервые.
– А цель?
– Какая цель? Раз Людмила Алексеевна сказала проводить исследование, значит, надо проводить.
– Ну, а гипотеза какая?
– Гипотеза? Дай-ка, посмотрю, что там девочка написала.
Водит пальчиком по листку: «Я предполагаю, что если наступит вечная зима, то фасоль можно будет выращивать в домашних условиях и питаться ею».
– Но питаться Луной никак нельзя. Давай напишем так: «если наступит вечная зима, то люди переселятся на Луну»…
Дальше мучить сына я не стала, а зашла в Интернет и набрала в поисковике слово «Абстракт». На сайте «Википедия» сказано, что абстракция – это придание объекту характеристик, которые отличают его от всех других объектов, чётко определяя его концептуальные границы. Это даже для меня было новостью. А потом в той же Всемирной паутине нашла информацию о предстоящих научных соревнованиях школьников, которые Министерство образования и науки проводит ежегодно. Требования к оформлению работ такие, что не всякий родитель приведёт указанные научные труды в надлежащий вид. Как оказалось, абстракт должен быть изложен на русском и английском языках. Понятно, что в третьем классе даже заголовок этого документа на иностранном языке никто не напишет. Научная работа должна содержать «введение», «исследовательскую часть» и «список литературы», написанный в определённом порядке. К республиканским научным соревнованиям рекомендуется подготовить демонстрационный материал для размещения на стенде. Несложно догадаться, кто в итоге делает научные работы за детей.
В результате в прошлом году на «республиканских научных соревнованиях» самыми талантливыми были названы работы «Распределение электрических зарядов в поле тяжести», «Исследования по чистке дымовых газов энергопроизводств», «Приводимость многочленов над полем рациональных чисел». А первое место занял один-надцатиклассник Чингиз Жумагулов, автор работы «Антикризисный маркетинг деятельности коммерческих банков РК»!
Возможно, эти исследования были взяты на вооружение разработчиками антикризисной программы на 2009-2010 годы. Не зря же научные работы школьников оформляются, как государственные программы: тот же паспорт (абстракт), введение, механизмы реализации, ожидаемые результаты. А главное – госпрограммы похожи одна на другую, будто их у кого-то списывают. Взять, к примеру «Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010–2014 годы» и «Программу развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2010–2014 годы». У той и другой программы цель – повысить конкурентоспособность экономики Казахстана. А основным целевым индикатором является повышение экспортного потенциала страны. Да и написаны госпроекты порою так, как будто их сочиняли школьники. В результате  на антикризисную программу правительства было потрачено 20 млрд долларов, а ВВП вырос всего на 1,1% и то, скорее всего, за счет инфляции.
– Нынешнее правительство – самое непрофессиональное из всех, – заявил президент Института развития Казахстана Магбат Спанов на очередном заседании общественно-политического дискуссионного клуба «АйтПАРК». – Чиновники заняты в первую очередь имиджевыми проектами, вроде тех, что в рамках председательствования в ОБСЕ. Я вспоминаю слова Токаева про «киндерсюрпризы», которые сегодня управляют казахстанской экономикой. Человек, который руководит отраслью, должен иметь соответствующий жизненный опыт и образование. А у нас это делают зачастую «болашаковцы». Они получили прекрасное образование, но совершенно не разбираются в специфике экономики. И те методы, которые они пытаются здесь применить, не работают…
Но, к сожалению, отвечать за результаты госпрограмм некому. Ведь ответственными исполнителями являются не Вася Петров и не Лена Иванова из 3-го «Б», а министерства. Здесь, как в монологе Аркадия Райкина: один мастер – рукав пришивает, другой – пуговицы, третий – карман. Но за готовое изделие никто не отвечает. И теперь вся надежда на новые проекты, изложенные устами одаренных младенцев…

http://www.megapolis.kz
Категория: Хочу поделиться | Добавил: Людмила1879 (06.09.2010) | Автор: Людмила
Просмотров: 2659 | Комментарии: 1 | Теги: психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Светик   (07.09.2010 23:19)
Очень злободневно написано.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz