Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 06.12.2016, 13:08

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Хочу поделиться

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши по сказке-были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина
Урок: литература Класс 5 «Б»
Кравченко Е.В. – учитель русского языка и литературы
Георгиевская средняя школа, г Актобе.
Тема: Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши по сказке-были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина
ЦЕЛЬ: – раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.
Задачи: 1) образовательные:
подвести учащихся к пониманию идеи сказки-были М. Пришвина посредством анализа текста произведения с привлечением иллюстраций ;
2) воспитательные:
воспитывать уважение к личности писателя и его творчеству; способствовать формированию собственного отношения к проблемам, затронутым в тексте, формировать в учениках нравственные позиции по отношению к категориям добра и зла, жизненной правды;
3) развивающие:
развитие навыков изучающего и рационального чтения, приемов извлечения необходимой информации из текста; развитие образного и логического мышления.
Тип урока – урок-размышление, обобщение изученного материала
Формы работы учащихся – индивидуальная, работа в группах, выстраивание ассоциативного ряда, тестирование.
Необходимое техническое оборудование – компьютерный класс, мультимедиа проектор.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Учитель.
Дома вы прочитали произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня на уроке вы будете исследовать характер Насти и Митраши, дадите характеристику героям и подумаете: почему это произведение читали наши бабушки и дедушки, мамы и папы, а теперь вы.
На уроке мы попробуем посмотреть на одну и ту же ситуацию выбора Насти и Митраши с разных сторон.
(Слайд 1) Запись в тетради темы урока
Цель нашего урока – раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.
Учитель.
Эпиграфом к уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”. (Слайд 2)

Учитель. Хотелось подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Учитель. Вот и сегодня мыпродолжим знакомиться с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца, и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты по предложенным отрывкам. – Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?

Литературный портрет (запись в тетрадь) – описание внешности и внутреннего мира героя.

(Слайд3) Учитель. Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере?
– Почти ничего. Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё внутренние словесные портреты детей. А это невозможно сделать, не познакомившись со словесным описанием героев.
– Откройте учебники на странице (249 ).
– Я вам прочитаю отрывок, а вы внимательно его прослушайте
Чтение учителем начала текста.
Учитель. А теперь проведём викторину на знание текста. (Слайды 4-18)
1. Как вы думаете, почему своё произведение Пришвин назвал сказкой – былью?
2. Кто раньше всех догадался, почему про Настю сказано, что она была “как золотая курочка на высоких ножках”?
3. А как учителя называли между собой Митрашу?
4. Почему, как вы думаете, его называли “мужичок в мешочке”?
5. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши?
6. Что можно узнать о семье, где корову назвали Зорькой, тёлушку – Дочкой, петуха – Петей, козу – Дерезой, а поросенка – Хреном?
– Почему автор называет это хозяйство “богатством”?
7. Прочитайте первый абзац.
– Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”?
– О какой Отечественной войне идёт здесь речь?
– А что значит Отечественная?
– А какое большое событие в мае будет отмечать наша страна?
8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?
Исследуем портрет Насти
1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.
Предполагаемая таблица
Портрет Насти
Внешний Внутренний
Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).
Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.
Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…
Сравнение – как золотая курочка.
Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх. Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…
Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.
Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…
Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку
Любит родителей: как и покойная мать…
Исследуем портрет “Митраши”.
1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.
Предполагаемая таблица
Портрет Митраши
Внешний Внутренний
Возраст: десять лет с хвостиком.
Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.
Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…
Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки.
Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста. Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.
Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.
Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.
Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос
Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.

Задание1 . Прочитайте эпизод “Сборы Насти и Митраши за ягодой” – отрывок
( стр 251 ) от слов: “Настя, начиная собираться,…” до слов: “…где растёт сладкая клюква”.
– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?

Задание 2. Прочитайте эпизод “На Блудовом болоте” – отрывок ( стр 259 ) от слов: “Проверив по компасу направление троп,……” до слов: “-Кра!” – закричала ворона”.
– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?
Учитель. А теперь объединим наши выступления и составим общий литературный портрет Насти и Митраши. Составление общей таблицы “Портреты Насти и Митраши”.
ЧТО ОБЩЕГО вы нашли в литературных портретах Насти и Митраши ?
Общее
1. Внешние сходства
2. Внутренние
3. Отношение жителей
4. Отношение автора Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.
Различие внутреннее
Настя – уступчивая и благоразумная. Митраша – строптивый (упрямый).
– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)
Тест из 5 вопросов(Слайды 19-24)
1. 1. Тема произведения:
а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;
б) взаимоотношения между людьми;
в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей
2. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:
а) прекрасное равенство;
б) бесспорное первенство сестры;
в) преимущество брата.
3. В предложении: «…могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» - автор употребил:
а) антитезу; б) аллегорию; в) сравнение.
4. Митраша и Настя отправились за клюквой
а) осенью; б) весной; в) летом.
5. Жанр произведения:
а) повесть; б) сказка; в) сказка-быль.
2. САМОПРОВЕРКА: 1а, 2а, 3в, 4б, 5в
Учитель. СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНОВ (Слайд 25-26) по прочитанному - 3 минутки
Зачитывание синквейнов
Учитель. Думаю, ребята, что у вас синквейны получились лучше. Молодцы. – Итак: В чём нравственная суть взаимоотношений брата и сестры?
Домашнее задание. (Слайд 27) Прочитать до конца. Подумать над вопросом: “Как в сказке отражён труд детей и соседей?” (Запись в дневник.)
Учитель. ОЦЕНКИ за урок До свидания.

Синквейны, составленные ребятами:
1. Настя. 1. Слепая елань
2. Трудолюбивая, умная 2. Опасная, внезапная
3. Помогает, заботится, уступает. 3. Засасывает, топит, маскируется
4. Золотая курочка на тонких ножках 4. Слепая елань как прорубь во льду
5. Хозяйка 5. Опасная ловушка

1. Дети 1.Кладовая солнца
2. Смелые, умелые 2. Полезное, редкое
3. Работают, помогают, ухаживают 3. Обсыхает, греет, теплеет.
4. Дорожат крепкой дружбой 4. Кладовая солнца дарит тепло людям
5. Брат и сестра 5. Полезное ископаемое - торф

1. Палестинка. 1. Соседи
2. Чудесная, ягодная 2. Добрые, отзывчивые
3. Увлекает, расцветает, дарит 3. Помогают, ухаживают, поддерживают
4. Палестинка – ягодное место 4. Соседи заботились о Насте и Митраше
5. Ягоды 5. Добрые люди

1. Митраша
2 Бесстрашный, храбрый
3. Мастерит, хозяйничает, спасает.
4. Митраша убил «Серого Помещика»
5. Герой.
Категория: Хочу поделиться | Добавил: Виола (02.06.2012) | Автор: Елена Кравченко E
Просмотров: 10164 | Комментарии: 1 | Теги: Нравственные отношения, Кладовая солнца, М.М.Пришвин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 5soldo   (17.12.2012 16:42)
Изумительный урок. Я - музыкант по профессии, но открыла Вашу статью потому, что уже давно возмущена самим подходом к написанию сочинений в классе моего сына, ученика одной из лучших гимназий Караганды. Там - заказ на 6-8 листов по плану, в котором отражено лишь содержание. Получается соревнование - кто лучше напишет - Пришвин или школьник. У Вас же урок проникнут стремлением натолкнуть детей на размышления, на формирование и выражение собственных выводов. У думающего педагога не может быть учеников, тупо списывающих сочинения из Интернета. Испытала огромное удовольствие от чтения конспекта, думаю, что дети выходят из аудитории, переполненные впечатлениями и новыми мыслями. Ну и, конечно, целеполагание, постановка задач - на самом высоком уровне. Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz