Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 17:14

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Мир науки

Век полиглотов.

Концептуальные  основы  трехъязычного  образования  в  Республике  Казахстан и международные

стандарты обучения языку как иностранному

И. Кубаева,

доктор педагогических наук

ХX1  век  назван  ЮНЕСКО  «Веком полиглотов»,  т.е.  на  современном  этапе  требуется  знание  не  только  одного и даже не двух языков, а трех и более, что становится необходимым условием образованности в информационном обществе.

Термин «концепция» в широком смысле означает определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, а также основную точку зрения на данное явление» [1, с.625].

 В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015» сказано, что содержание начального образования (1-4 классы) «будет обогащено ранним изучением иностранного языка и основ информатики» [2]. Если учесть, что в нашей стране казахский и русский языки изучаются с 1 класса в соответствующих типах школ, то введение второго и третьего языков логично с 3 класса. Значение родного языка, который является базовым, трудно переоценить. От базового языка как орудия общения, обмена мыслями, взаимного понимания людей в обществе, в данном случае понимания детьми учебного материала, допустим, по математике, истории и другим предметам, зависит усвоение последних.

Проблема многоязычного образования исследуется систематически. Еще в 80-х годах XX века М. Сигуан и У. Макки [3] показали, что для успешного двуязычного образования нужны серьезная материальная база и высокий социальный уровень родителей, их помощь школе и соответствующая двуязычная среда общения. В школах с валлийским и английским языками обучения качество знаний оказалось ниже, чем в одноязычных школах той же провинции и с таким же контингентом учащихся.

Мир  стал  теснее,  благодаря  появлению  принципиально  новых  видов  коммуникаций,  информационным технологиям.  Интенсифицировались  контакты  стран  и  народов,  их  языков  и  культур.  В  связи  с  этим  образование  сегодня  выходит  за  национальные  границы,  все  более  проявляется  устойчивая  тенденция  к  глобализации  мирового  образования.  Следовательно,  при  разработке  учебных  программ  и  планов,  учебно-методических  комплексов  (УМК)  одним  из  факторов  учета должны стать  общемировые  и  региональные  стандарты  образования.  Помимо  этого  разрабатываются  новые  технологии,  в  частности,  дистанционное  обучение  и  использование  Интернета  в  образовании  свидетельствуют  о  мобильности  современного  человека.  Эта  мобильность,  а  также  оперативность,  готовность  действовать  в  непредсказуемых  и  стремительно  меняющихся  условиях,  адекватность  мышления,  речи  и  поведения  востребованы  в  современной  образовательной  сфере.  Поэтому  сегодня  в учебном  процессе важен отбор лексического и грамматического минимума в когнитивном аспекте, так как когнитивный аспект предполагает изучение проблемы на стыке языкознания, философии, логики, психологии и теории искусственного интеллекта. Вышеизложенное предусматривает строительство  учебного  процесса  на  проблемной,  личностно-смысловой,  альтернативной,  диалоговой  и  ситуативной  основе.    

Данные  идеи  и  изменения  должны  быть  заложены  и  реализованы  в  УМК,  учебниках,  как  обязательных  составных  компонентах  данного  учебного  процесса.  В  контексте  вышеизложенного  актуализируются  инновационные  подходы  к  обучению,  в  том  числе  культурологический  аспект  в  языковом  обучении.  Новые  учебно-методические  комплексы,  прежде  всего  новые  учебники необходимо  разрабатывать  как  коммуникативно-деятельностные  с  культурологической  направленностью,  как  учебники  языка  и  диалога  культур.

Проблемы  методики  обучения  казахскому  языку  как  второму и иностранному  на  современном  этапе  развития  Республики  Казахстан  требуют  настоятельного  рассмотрения  как  в  теоретическом,  так  и  в  практическом  плане.  

На  современном  этапе  развития общества требуется  знание  не  только  одного и даже двух языков, а трех и более, что становится необходимым условием образованности в информационном пространстве. Поэтому  мы ставим стратегическую цель – формирование полиязычной и поликультурной личности выпускника средней школы. Содержательным компонентом коммуникативно-ориентированного обучения языкам должны стать общие понятия, в основе которых  – логико-семантический аспект иноязычной речи в общеевропейских стандартах.

Вхождение  Казахстана  в  Евразийское  и  мировое  экономическое  сообщество  невозможно  без  обеспечения  межкультурной  коммуникации  и  исследований  в  области  теории  и  методики  обучения  казахскому  языку  как  иностранному.

Исследование  основных  лингвистических  принципов  и  параметров  описания  иностранных  языков  в  целях  их  преподавания  осуществлялось  в  ряде  проектов  во  второй  половине  ХХ  века  [4;5].  Наиболее  успешным  был  проект  Совета  Европы,  разработанный  с  целью  интенсивного  обмена  достижениями  в  области  науки,  культуры,  обмена  технологической  информацией.  

Ключевым  принципом  этого  подхода  явилась  ориентация  на  овладение  языком  как  средством  общения  в  реальных  жизненных  ситуациях,  актуальных  для  учащихся.  Проект  был  разработан  Ян  Ван  Еком  и  Джимом  Тримом  для  описания  порогового  (начального)  уровня  английского  языка.

Идея  взаимосвязанного  обучения  казахскому  языку  через  русский  или  английский  языки-посредники  исследована  нами  на  материале  казахского  языка  как  второго  для  русскоязычных  обучающихся.  Работа,  написанная  в  аспекте  теории  взаимосвязанного  многоязычного  образования,  может  быть  полезна  как  теоретическая  база,  так  и  как  практически  прошедшая  экспериментальную  проверку  в  семи  школах  города  Алматы.  И  если  мы  ставим  стратегическую  цель   формирование  поликультурной  личности  выпускника  средней  школы  через  формирование  коммуникативной  компетенции,  то,  естественно,  что  содержательным  компонентом  коммуникативно-ориентированного  обучения  языкам  должны  стать  общие  понятия.  Именно  на  основе  общих  понятий  описан  лексико-семантический  аспект  иноязычной  речи  в  общеевропейских  стандартах.  Анализ  этих  стандартов  показывает,  что  для  начального  этапа  обучения,  когда  необходимо  обучить  детей  общению  в  повседневных  жизненных  ситуациях,  вполне  можно использовать все три языка.    

Презентация  лексики  по  классам  общих  понятий  позволяет  в  полной  мере  использовать  в  обучении  казахскому  языку  так  называемый  естественный  универсальный  алгоритм  овладения  родным  (первым)  языком  путем  «введения  новых  правил  во  «внутреннюю  грамматику»  ребенка».  Развитие  познавательной  деятельности  (когниции),  мышления  при  изучении  параллельно  трех  языков  в  школе  становится  особым,  когда  ученик  для  выражения  мысли  на  новом  языке  отбирает  новый  способ  выражения.  
Полностью материал опубликован в журнале "Учитель Алматы"  3-4, 2007 г.
Категория: Мир науки | Добавил: teacher-almaty (24.03.2008)
Просмотров: 2149 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz