Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 02:44

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Людмила1879

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Мир науки

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ...

В.Г. Литвинович,

председатель Ассоциации  исследователей детского движения,

г. Минск, Республика Белорусь.

 

Культура мира, – отмечается в специальной Декларации, – ООН, – является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, видов поведения и образа жизни. В комплексе они отражают и поощряют:

• уважение к жизни, людям и всем их правилам;

• отказ от любых форм насилия и   приверженность делу предупреждения насильственных конфликтов;

• признание прав каждого на свободу выражения мнений и убеждений и на получение информации;

• приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания между народами, этническими, религиозными и другими группами и между отдельными людьми».

Культура мира определяет всесторонний процесс преобразований и длительную образовательную деятельность по укоренению в индивидуальном и коллективном сознании определенных ценностей, принципов, норм и привычек.

В идеях культуры мира выражено стремление осмыслить и концептуализировать те общечеловеческие ценности, вокруг которых могли бы объединиться люди и общественные группы, придерживающиеся различных взглядов и убеждений.

Задачей детского общественного движения является воспитание целостной личности, Гражданина мира, т.е. человека – миротворца, с высшей миссией ответственности не только за свою судьбу, но и за судьбу людей планеты, за всеобщий мир.

Культура мира представляет собой совокупность программ и регулятивных принципов общения, поведения деятельности, основанных на универсальных общечеловеческих ценностях. Общечеловеческие ценности –те ценности, которые сближают и роднят духовные цели разных народов, различных религий, различные эпохи. Исповедовать общечеловеческие ценности – значит уважать и ценить то, что есть у других народов и является их вкладом в общечеловеческое развитие, оберегать все то, что создано всеми народами и что свято для них.

Понятие «общечеловеческие ценности» в педагогике подчеркивает единую социальную функцию, цель, содержание и направленность образования и воспитания, в какой бы стране оно ни осуществлялось.

Задача построения культуры мира требует всеобъемлющей образовательной, культурной, социальной и гражданской деятельности, которая касается всех возрастов и групп. Становление культуры мира является длительным процессом изменений в образе мышления и поведения, поэтому ключом к нему служит также деятельность детей и подростков в детских общественных объединениях.

Через детские общественные объединения необходимо выстраивать сложную систему образовательно-воспитательной работы в духе культуры мира, которая может носить многоуровневый характер:

первый уровень – выработка навыков коммуникаций, выработка поведенческих моделей;

второй уровень – поведение в коллективе и в близком социуме, практическая выработка навыков бесконфликтного, ненасильственного общения и совместной деятельности детей и взрослых;

третий уровень – осознание того, что ты являешься не только членом непосредственно окружающего тебя  общества,  но  и  представителем национальности, гражданином страны, и субъектом мировой цивилизации в целом.

Второй и третий уровни требуют гораздо более широкого представления о социально-политическом устройстве мира, о культуре своего народа и ее месте в мировой культуре, знаний о широком спектре разнообразных традиций, философских и этических взглядов.                              

Безусловным является то, что образовательно-воспитательная работа в детских общественных объединениях должна сопровождаться вовлечением детей, подростков и молодежи в конкретную социально значимую деятельность. Осуществление социально значимой деятельности во благо конкретного человека и общества в целом позволит подростку и молодому человеку реально подготовиться к участию в жизни правового, демократического государства и гражданского общества.

По мнению В.Т. Кабуша, можно выделить основополагающие компоненты образования и воспитания в духе культуры мира:

• формирование у детей и молодежи миротворческого мировоззрения;

• форсирование у личности потребности иметь индивидуальную программу миротворческой деятельности, включающей основные гуманистические качества человека;

• признание человека высшей ценностью, понимание чувств другого, сострадание к нему и соучастие в его судьбе;

• формирование у личности миротворческой стойкости, т.е. сопротивления злу, насилию, непримиримости;

• потребности к познавательной, творческой деятельности;

• потребности к освоению, усвоению и присвоению системы духовных и культурных ценностей.

Правовое образование и воспитание, опирающиеся на международно признанную нормативную основу, становится важным фактором культуры мира, поскольку уважение прав человека и их соблюдение являются условием и краеугольным камнем подлинного устойчивого мира. Коллективы единомышленников взрослых и детей, детских общественных объединений могут стать творческими лабораториями по разработке и распространению идей культуры мира.

В основе целей, нравственных законов и заповедей детских общественных организаций, объединений должен лежать принцип гуманизма и демократии. Это признание права личности быть собой, сохранять свою целостность и уникальность, развиваться, самой творить свою жизнь.

Среди целей воспитания культуры мира в условиях детского общественного объединения можно выделить следующие:

• формирование правильных представлений об общечеловеческих нормах морали, о любви, сострадании, милосердии, миролюбии;

• умение понимать ценность природы и заботиться о ней;

• уважение к труду старших поколений, т.е. к собственной истории;

• способность понимать и уважать окружающее общество, права других людей и народов;

• воспитание потребности в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формирование эстетического вкуса.

Важным моментом в формировании культуры мира является соблюдение основных принципов деятельности детских общественных организаций и объединений. В их числе:

• открытость;

• добросовестность;

• равенство;

• самоуправление;

• самоорганизация;

• саморазвитие;

• самореализация.

В условиях детского общественного движения каждый вид деятельности и различные формы и средства общения служат достижению общего динамического внешнего и внутреннего равновесия личности.

Анализируя и обобщая деятельность детских общественных объединений, можно выделить основные направления их деятельности, способствующие формированию культуры мира:                            

• забота о нравственном и физическом здоровье;

• образовательная деятельность;

• преобразующая, созидательная деятельность;

• миротворчество.

Разнообразен набор форм и методов деятельности детских объединений, которые способствуют реализации концепции культуры мира:

• сочетание коллективной творческой деятельности, работы в малых группах (звеньях, патрулях и др.) и индивидуальной работы;

• поощрение инициативы и принятие собственных решений;

• наличие сбалансированной гибкой программы деятельности;

• самоуправление и соуправление;

• сотрудничество, содружество, сотворчество. Важное значение имеют:

• создание контекстов, дающих возможность детям различных объединений открыть для себя и освоить новые взаимоотношения под руководством опытных педагогов и психологов (форумы, фестивали, совместные лагеря детских объединений);

• межкультурное воспитание, коллективная деятельность и забота о нашем общем доме Земля;

• укрепление культурных аспектов образования, особенно в области музыки, живописи, фольклора, ремесел (культурные фестивали, конкурсы, праздники, передвижные выставки, встречи с творческими работниками);

• исследования, посвященные вопросам ненасилия, изучение представлений молодежи об обществе, отличающемся миролюбием и терпимостью;

• возможность для открытых дискуссий по разным проблемам, связанным с правами   ребенка   (работа   клубов   по   правам   ребенка,   клубов интернациональной дружбы).

Сделать работу детских общественных организаций по культуре мира более разнообразной и содержательной может их участие в десятилетней программе ЮНЕСКО «Культура мира с участием детей» по таким проблемам как мир и семья, мир и мой город, мир и моя страна, мир и моя планета и др.

Можно рекомендовать создание проектов, которые созвучны задачам воспитания культуры мира, а именно: «Ноев ковчег», «Я — миротворец», «Гражданин», «Образ друга» и др.

Так, например, детские общественные объединения путем массовых опросов общественности, дискуссий, «круглых столов» и при содействии средств массовой информации и сети «Интернет» могут отобрать в виртуальный «Ноев ковчег» для будущего человечества самое лучшее, что было создано предыдущими поколениями и народами мира в области науки, техники и культуры.

Это могут быть:

• 100 самых крупных достижений в сфере науки и культуры;

• 100   самых  необходимых  человеку  продуктов   осуществления жизнедеятельности и прогресса;

• 100 самых влиятельных и знаменитых ныне живущих во всем мире представителей политики, бизнеса, науки, культуры и искусства, общественных деятелей;

• 100 самых важных достижений белорусского народа во всех сферах деятельности, которые внесли существенный вклад в прогресс человечества.

Работа в рамках проекта «Ноев ковчег» даст всем возможность задуматься о непреходящих ценностях, об идеалах мира и прогресса, об общности человечества, о культурном разнообразии и национальных традициях, о многом другом.

В основу программ «Учимся и учим культуре мира» могут быть положены следующие идеи, базирующиеся на сформулированном лауреатами Нобелевской премии «Манифесте 2000»:                                     

• Уважать жизнь каждого человека;

• Отвергать насилие;

• «Слушать и стремиться понять»;

• «Оберегать нашу планету»;

• «Укреплять солидарность».

Содержание воспитания детей и подростков на культуре мира многообразно. Но самое главное – повседневный тренинг в миролюбивом поведении. Полем для этого тренинга являются детские общественные объединения и организации. В них ребята могут учиться взаимно принимать друг друга и окружающих людей, требовать участия каждого члена объединения в соответствии с его способностями и возможностями, разрешать конфликты в коллективе и социальной сфере с помощью диалога, стремиться быть готовыми взять на себя ответственность, стремиться общаться на глубоком духовном уровне, совместно работать, переживать трудности и радости.

(Специально для журнала «Коллеги».)

 

1. Культура мира и демократии. – М.: ЮНЕСКО, 1997.

2. Права человека и культура мира: проблемы обучения и воспитания (Под ред. Э.Клевина, И.Игландер, А.Халворсен. — М., 1999.)

3. Развитие творческих способностей ребенка и формирование культуры мира. Программные материалы. — Мн., 1999.

4. Учимся и учим культуре мира. Вып. 1. — Мн., 1998.

5. Учимся и учим культуре мира. Вып. 2. — М., 1999.

6. Учимся и учим культуре мира. Вып. 3. — М., 2000.

 

Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию. (Всеобщая декларация прав человека. Статья 20)

Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций, включая право создавать и вступать в профсоюзы с целью защиты своих интересов.

Соблюдение этих прав в целом не должно ограничиваться, кроме случаев, предписанных законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности с целью предотвращения беспорядков или преступления, с целью охраны здоровья или нравственности или же с целью защиты прав и свобод других. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений в вопросе пользования этими правами для лиц в составе вооруженных сил, полиции или же административных органов государства.

(Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод (Совет Европы) Статья II.)

 

Категория: Мир науки | Добавил: teacher-almaty (01.08.2007)
Просмотров: 1655 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz