Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 17:40

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
murzabekdami

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Профессиональное обучение

Игра – дело серьезное. Начало
№ 2, 2008 г.
Игровая терапия личностного развития подростков  в условиях профессионально-технического образования

Г. Е. Абулхасанова,   зам.директора по учебно-воспитательной работе  профессионального лицея № 3

Актуальность исследования игровой терапии личностного развития обусловлена тем, что на современном этапе в связи с изменениями в системе среднего образования, введением единого национального тестирования при сдаче выпускных экзаменов в профессиональных лицеях и школах увеличился контингент учащихся, средний возраст которых 15-17 лет. Это  тот возраст, когда происходит спонтанное и неравномерное развитие, как некоторых определенных психических процессов, так и формирование личности подростка в целом. И именно в этот период подросток из средней школы попадает в совершенно иную среду, где может продолжить среднее образование, освоить профессию и совершенствоваться в личностном развитии.

Целью данной статьи является исследование теоретических и практических основ применения игровой терапии личностного развития подростков в условиях профессионально-технического образования.

 

Гипотеза исследования – позитивная динамика личностного развития подростков может определяться применением игровой терапии, основной составляющей которой являются развивающие игры.

 

Психологические особенности подростков уже на протяжении многих лет интересуют психологов. Накоплено большое количество материала о развитии мотивационной и познавательной сферы, о становлении самосознания, о специфике общения подростков со взрослыми и сверстниками. Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. Так, например, в биогенетических теориях обращалось главное внимание на биологические детерминанты развития, из которых вытекают или с которыми соотносятся социально-психологические свойства.

 

Родоначальник этого направления – американский психолог Стенли Холл. Главным законом психологии развития он  считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие – онтогенез – повторяет главные стадии филогенеза [1].

 

Другой вариант биогенетической концепции представлен немецкой «конституциональной психологией». Например, Эрнст Кречмер, разрабатывая главным образом проблемы типологии личности на основе некоторых биологических факторов (тип телосложения и т.п.), предположил, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то связь [1].

 

Американский психолог А.Гезелл, как и С.Холл, ориентируется на биологическую модель развития, в которой чередуются циклы обновления, интеграции и равновесия [1]. «Рост» и «развитие» для А.Гезелла – синонимы, обозначающие процесс прогрессивной дифференциации и интеграции способов поведения. Признавая факт культурных влияний, А.Гезелл подчеркивает, что   «культура моделирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций развития».  Как ни важно обучение и приобщение индивида к культуре, оно никогда не может пересилить влияние созревания.

 

Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд – не создал систематической теории юношеского возраста, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности [3]. Эти идеи были в дальнейшем развиты его дочерью Анной Фрейд и многочисленными последователями.

 

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста в частности был известный американский психолог Эрик Эриксон [4]. Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я»,  изучаемого психологией,  и социального развития, изучаемого общественными науками.

 

Главное новообразование переходного возраста, по Л.С.Выготскому, –  то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор – личность самого подростка … В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития» [4]. Идеи Л.С.Выготского оказали сильное влияние как на общую, так и на возрастную психологию.

 

Ведущей деятельностью   11-15-летних детей Д.Б.Эльконин считает общение в системе общественно-полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая [5]. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных  особенностях и качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. У 15-17-летних ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.

 

В своих исследованиях К.К.Платонов отмечал, что развитие человека в целом, как и каждой отдельной особенности его личности, – это равнодействующая, взаимодействующая двух процессов: биологического созревания и доминирующего над ним социального формирования, стихийного или целенаправленного [6]. Учащиеся профессионально-технических   школ и профессиональных лицеев находятся на важнейшем этапе биологического полового созревания и социального становления личности. Понимание их возрастных особенностей требует хорошего знакомства с основами возрастной психологии, несмотря на то, что контингент учащихся профессионально - технических учебных заведений за последние годы значительно повзрослел, представляя в основном юношеский возраст.

 

Основным моментом профессиональной ориентации К.К.Платонов рассматривает период постепенного вхождения молодого человека в избранную им по желанию или по необходимости профессию. От того, насколько легко  или трудно, быстро или медленно человек будет осваиваться с производственной работой, с окружающими его на предприятии людьми, с его новой ролью уже не учащегося, а квалифицированного рабочего, будет зависеть, как сложится его трудовой путь, насколько успешно и как долго он по нему пойдет. Все это определяется процессом его профессиональной адаптации.

 

Профессиональная адаптация – это постепенное вхождение молодого человека в условия профессионального труда, период превращения из учащегося в кадрового квалифицированного рабочего не по должности, а по его психическому складу. Включая  в себя элементы биологической адаптации  как приспособления организма к производственной среде и режиму труда, в целом она является основным видом социальной адаптации.

 

 К.К.Платонов выделяет 3 этапа профессиональной адаптации, каждый из которых имеет свои весьма существенные для педагогов профессионального образования особенности.

 

Первый этап профадаптации – ознакомительный – осмысливание своей новой роли в окружающей среде.

 

Второй этап профадаптации – подготовительный – освоение профессии, заключающийся в основательном изучении гуманитарных, общетехнических и специальных предметов и производственном обучении в учебных мастерских.

 

Третий этап профадаптации  – основной – включение молодого человека в рабочую среду предприятия. На этом решающем этапе профадаптации ее успешность или безуспешность зависят от трех условий:

 

1. Как преподаватели и мастера системы профтехобразования  подготовят учащегося к работе на производстве по своей специальности в отношении теоретических знаний, производственных навыков  и умений, вызовут ли интерес к профессии и желание работать на предприятии по освоенной специальности.

 

2. Какие межличностные отношения сложатся у учащегося с его рабочим наставником на производстве и как эти взаимоотношения повлияют на его производственные успехи в период производственной практики на штатном рабочем месте и при самостоятельной работе по окончании обучения в училище.

 

3. В какой рабочий коллектив попадает учащийся, и примут ли его как равноправного и полноценного члена коллектива или же как недоучку, снижающего производственные показатели звена или бригады. В зависимости от этого будут складываться его отношения с рабочим коллективом, а в результате – успешность или безуспешность профессиональной адаптации.   

 

Решение проблемы личностного развития подростков в условиях профессионально- технического образования относится к числу острых и актуальных задач  психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики личностного развития. Процесс адаптации подростков всегда вызывает сложности.  В этой связи в  диагностике и коррекции личностного развития подростков в условиях профтехобразования наиболее эффективна игровая терапия.

 

Игровая терапия – это «лечение игрой», способ оказания помощи. В игротерапии возможна личностная реализация и долг, это встреча горячих сердец и открытых душ, направленная на поиск себя и самореализацию – путь к созданию условий для реализации потенциала других [7,8]. В исследованиях Г.М.Касымовой представлены следующие направления игровой терапии: психоаналитическая игротерапия, директивная игротерапия отреагирования, недирективная игротерапия, комплексная игротерапия. Характеристика этих направлений дается в таблице 1.

 

Категория: Профессиональное обучение | Добавил: teacher-almaty (25.09.2008) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 2226 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz