Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 03:05

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Профессиональное обучение

Игра – дело серьезное. Окончание
№ 2, 2008 г.
Как видно из таблицы 1, в основе всех представленных выше направлениях игровой терапии лежит  развивающая игра. Большинство исследователей подросткового возраста подчеркивают роль игры  как «универсального инструмента» обучения, воспитания и развития.

 

Важность психологических особенностей игры очевидна и вот почему:

 

– во-первых, игра это предпосылка преобразующейся действительности, с помощью которой человек может изменить мир;

 

– во-вторых, в игре подростков привлекает не результат игры, а сам процесс, в ходе которого подросток эмоционально переживает взаимоотношения со сверстниками, взрослыми вполне реально, хотя играет как будто бы и «понарошку».

 

Успешное целенаправленное обучение и развитие возможно в подростковом возрасте, главным образом, благодаря правильно организованной игровой деятельности, которая по праву является эффективным средством всестороннего развития подростков.

 

Развивающая игра – это пропедевтика учения, поэтому, выделяя понятие «развивающая игра», мы вносим в ее содержательный смысл, прежде всего, принцип развития психических функций подростка.

 

В структуру развивающей игры входят следующие компоненты:

 

           игровой замысел – игровая ситуация, в которую вводится подросток. Ситуация по возможности должна отвечать интересам, потребностям подростков, отражать уровень их развития;

 

           игровые действия (найти, догнать, подержать, обменяться предметами и т,д.).

 

           игровой замысел, реализуемый в игровых действиях;

 

           игровая обучающая задача решается через игровые действия и требует интеллектуального, эмоционального и физического напряжения сил;

 

           игровые правила - то, чему подростки должны подчиняться, в них реализуются все компоненты развивающих игр – это и замысел, и обучающая задача, и игровые действия.

 

В игровых правилах различают правила общения и правила действия.

 

Развивающая игра достигает должного эффекта, если взрослые не будут руководить, а будут участвовать в игре и выполнять определенную роль в соответствии с игровым замыслом.

 

Необходимо отметить и такой факт, что в развивающей игре подросток приобретает опыт активного, инициативного поведения, что помогает переносить этот опыт в другую игровую ситуацию, развивает воображение, творческие возможности каждого подростка.

 

Развивающие игры являются эффективным средством формирования таких качеств волевого поведения личности, как организованность, самоконтроль, выдержка, упорство, настойчивость.

 

Более широкое применение получил метод комплексной терапии, так как синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм наиболее эффективен в психокоррекционном процессе. Умение психологов своевременно отреагировать на изменения психики подростка позволяет гибко использовать игровые ситуации различных методов игротерапии,  что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.

 

В исследовании принимали участие учащиеся профессионального лицея №3 г. Алматы в возрасте 15-17лет. Всего было обследовано 186 подростков.

 

В работе была использована следующая батарея методик: наблюдение, беседа, рисуночный тест «Дом.Дерево.Человек», коммуникативная сфера – социометрический опрос. Так, на констатирующем этапе после проведения рисуночного теста «ДДЧ» были получены следующие результаты: незащищенность – 59%, тревожность – 97% , недоверие к себе -28%, чувство неполноценности 36%, враждебность – 21%, конфликтность - 39%, трудности общения 33%, депрессивность – 5%.

 

По материалам психологической диагностики исследования межличностных отношений методом социометрического опроса были получены следующие результаты: зона предпочтения - 55%, зона пренебрегаемых – 20 %, зона изолированных - 15%, зона звезд – 10%.

 

После получения данных исследований нами была составлена программа комплексной игровой терапии с применением развивающих игр, которые не только помогут снизить уровень тревожности, но и оптимизировать учебно-воспитательный процесс, стать ступенью, переходящей от первого уровня – актуального развития – ко второму – зоне ближайшего развития. В программу вошли такие игры, как «Мое поведение в конфликте», «Как разрешаются конфликты»,  «Взросление – это новые роли», «Ласковое имя», «Имя превратилось…», «Мне нравится в тебе…», «Строим автомобиль», «Волшебное зеркало», «Крутой подросток», «Я в будущем».

 

После  проведения игровой терапии можно сказать о возможности коррекции личностного развития в подростковом возрасте.  Подростки стали более самостоятельными, жизнерадостными, менее беспокойными, научились менее негативно воспринимать неудачи и не боятся новых видов деятельности. Они также научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим. У них изменилось поведение как в лицее, так и дома. Подросткам удалось сформировать некоторую внутреннюю шкалу оценки действия, что дало им возможность прогнозировать реакцию других людей на свои поступки, конечно, при условии, что поведение этих людей отмечалось постоянством.

 

Синтез техник и приемов директивного и недирективного методов игровой терапии позволяет подросткам наряду с отыгрыванием тревожности, незащищенности овладевать некоторыми конкретными навыками и способами взаимодействия с людьми.

 

При исследовании уровня личностного и межличностного  развития подростков выяснилось, что после коррекционной работы в экспериментальной группе произошли изменения, о чем свидетельствуют следующие результаты:  незащищенность – 55%, тревожность – 92%, недоверие к себе -23%, чувство неполноценности 30%, враждебность – 15%, конфликтность- 21%, трудности  общения 23%, депрессивность – 3% (рисуночный тест «ДДЧ»).

 

Об изменении уровня личностного и межличностного развития подростков после коррекции методом комплексной игровой терапии показали следующие результаты: зона звезд -15 %, зона пренебрегаемых – 10%, зона предпочитаемых – 70%,  зона изолированных – 5 % (социометрический опрос).

 

Психолого-педагогический эксперимент показал, что применение игровой терапии необходимо для личностного и межличностного развития подростков. Комплексный метод терапии оказал свое действие, о чем свидетельствуют результаты социометрического опроса. Развивающие игры, в игровой терапии дали позитивный результат. В исследовании доказано, что не только необходимо использование элементов игры в обучении, сколько применение развивающих игр в целом является и средством диагностики, а также коррекции развития подростка.

 

Создание условий для взаимоотношений с окружающими, а также включение подростка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и сформированный эмоциональный опыт подростков,– все это может обеспечить существенный эффект, развить нравственные побуждения подростка.

 

Важнейшим результатом такой целенаправленной организационной совместной деятельности взрослого и подростка является улучшение эмоционального климата в группе, а также коррекция личностного развития подростка.

 

Итак, применение программы развивающих игр способствует развитию произвольных форм поведения подростка, осознанию и целенаправленному регулированию своих действий и поступков. Теоретическое и экспериментальное исследование доказало адекватность выдвинутой нами гипотезы и подтвердило, что применение игровой терапии, одной из составляющих которой являются развивающие игры,  в коррекции личностного развития подростков, имеет широкие перспективы и требует дальнейших исследований.

 

 

Литература:

 

1.             История зарубежной психологии 30–60-е годы ХХ века Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. - М.,1986. - с 232-293.

 

2.             Фрейд О.З. О психоанализе: Пять лекций //Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980. - с148-183.

 

3.             Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Г.Эриксона // Принцип развития в психологии. - М., 1978. - с.212-242.

 

4.             Выготский Л.С. Педология подростка //Собрание сочинений. Т6. -  М., 1960.- с.238.

 

5.             Эльконин Д.Б.Психология игры. – М., 1999. – 360 с.

 

6.             Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М., 1977. - с.182.

 

7.             Касымова Г.М. Игровая терапия в программе «Самопознание» для студентов вузов //Вестн.КНМУ им.С.Асфандиярова. – Алматы, 2004. – с.26-28.

 

8.             Касымова Г.М. Психологические основы игровой терапии детской тревожности. – Алматы, 2005. – 111с.

 

Название направлений

Методы диагностики в направлениях

Краткая характеристика направлений

Психоаналитическая игротерапия А.Фрейд,М.Клейн, Г.Хаг-Гельмут

Наблюдение, изучение рисунков: «Дом- дерево-человек», «Кинетический рисунок семьи», клиническая беседа, свободные,словесные ассоциации.

Основные механизмы терапии в игре: 1)аналитическая связь; 2)катарсис, через игру, вербализация чувств и переживаний; 3)инсайт как глубокое понимание себя и своих отношений со значимыми людьми; 4) тестирование реальности для установления границ новых способов взаимоотношений со значимыми людьми; 5) сублимация подавленных бессознательных импульсов и тенденций, согласования с нормами и моралью, а также ожиданиями общества.

Директивная игротерапия отреагирования Д. Леви

Ролевая игра, свободная игра.

Взрослый активно участвует в игре, создавая ситуацию переживания, психотравмы в три этапа: 1) установление контакта, свободная игра знакомство; 2) введение в игру ситуации, напоминающей психотравму, где при разыгрывании ситуации постепенно идет перемещение с пассивной роли в активную; 3) продолжение свободной игры, важны ограничения в игре.

Недирективная игротерапия Д.Тафт, Ф.Ален, К.Мустакас, В.Экслайн, В.Оклендер, Г.Л.Лэндрет и др.

Наблюдение, просмотр содержания иг-ры, техника зеркального отражения чувств и мысли, бесед, оценка, ролевая игра, свобод-ная игра.

В этом направлении прослеживаются плюрализм, вобравшей в себя идеи психоаналитической, директивной игротерапии отреагирования и недирективной игротерапии (клиент-центрированной).

Комплексная игротерапияВ.Экслайн, Г.Л.Лэндрет,А.С.Спиваковская,С.А.Игум-нов и др.

Психодиагностический эксперимент, ролевая игра, проективные, рисуночные тесты,беседа и т.д.

Применение прогностических методов диагностики эффективно в личностном развитии, так как они ориентированы на самоопределение в трех сферах: по-ловой (половая идентификация), возрастной (чувство взрослости), соци-альной (социальный статус). Комплексный подход поможет реализовать шесть основных потребностей личности: активность безопасность, эмансипация, привязанность, успех, самореализация и развитие собственного «Я»

Категория: Профессиональное обучение | Добавил: teacher-almaty (25.09.2008) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 3961 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz