Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 07:28

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Психологическая служба

Наши ожидания.
Тришина Татьяна Петровна
Концертмейстер театрально – музыкального отделения
Школа искусств №2 – Клуб ЮНЕСКО

Наши ожидания.

Понимать друг друга – значит не только правильно воспринимать слова и жесты, но и верно истолковывать социальные экспектации – требования, ожидания с которыми партнеры по общению встречают друг друга. Более того, чтобы верно понять сказанное, надо, прежде всего, правильно уловить намерение говорящего. Социальные экспектации играют в повседневной жизни человека громадную роль.
В основе многих трудностей и разочарований нередко лежит стремление подогнать свои взаимоотношения под чужие и внешне усвоенные образцы поведения. Конечно, это вовсе не означает, что надо пренебрегать опытом других людей, - он может оказаться очень ценным и помочь не повторять ошибок. Однако стремление к идеалу затрудняет собственную самооценку, оценку реальности своих сил и возможностей в конкретной ситуации.
Человеку далеко не безразлично, как относятся к нему люди, насколько он может рассчитывать на их внимание, понимание, интерес к себе, а в случае необходимости и на их поддержку. Другое дело, что он может превратно истолковать их ожидания, рискуя при этом вступить в конфликт со своей микросредой, оторваться от нее.
Формы межличностного общения во многом зависят от чувств, которые человек испытывает по отношению к своим близким, товарищам по работе, незнакомым людям и т.д. на основе этих чувств он вырабатывает стратегию поведения и общения, которая может соответствовать или не соответствовать интересам личности, помогать или мешать достижению поставленных ею целей. Говорят же в обиходе “Мне чувство подсказало не делать этого” или “Я поступил, как мне подсказало чувство”. Эти чувства и основываются на экспектациях – взаимных ожиданиях, требованиях, которые могут сложиться как между двумя индивидами, так и между индивидом и группой.
Можно выделить две основные группы экспектаций. Во-первых, это более или менее четко сформулированные “гласные” экспектации, воплощенные в письменные правила, инструкции, указания и т.п. и относящиеся по преимуществу к сфере профессионально-должностных, производственных отношений. Во-вторых, это экспектации неформальные, основанные на неписанных правилах, нормах, стандартах поведения, которых придерживаются порой совершенно неосознанно; они значительно разнообразнее и несут на себе отпечаток культуры, морали человека, коллектива, общества. В обоих случаях ожидания выступают в качестве стандартов оценки и нормирования как со стороны индивида, так и со стороны группы. Каждый человек в зависимости от уровня личной культуры так или иначе воспринимает требования, которые предъявляют к нему другие и которые он сам предъявляет к окружающим. Несовпадение или взаимоисключение экспектаций вызывает их противоборство и как следствие – конфликт между людьми или личностью и группой.
Экспектации формируются и закрепляются путем многократного повторения. Поскольку людям в процессе общения вновь и вновь приходится решать определенные, зачастую одинаковые задачи, они начинают полагаться друг на друга и исходят в своих поступках из ожидаемого от человека поведения. В обыденной жизни мы зачастую делим людей на тех, на кого “можно положиться”, и тех, на кого “нельзя положиться”, а в случае сомнений и колебаний относим человека к числу тех, на кого “трудно положиться”. Из всех человеческих разочарований едва ли не самое тяжкое – обмануться в своих ожиданиях, не получить желаемого и ожидаемого от того, в ком был уверен.
Ожидания и требования одного человека к другому или группе, их взаимопонимание имеют определенные рамки и пределы. Поэтому здесь играет определенную роль взаимное приспособление партнеров с учетом их установок и ценностей, особенностей характеров, конкретных ситуаций и т.д.
При наличии устойчивой экспектации многие формы общения становятся сами собой разумеющимися. При этом легче осуществляются совместные действия, люди правильнее представляют себе как следует относиться к находящемуся рядом человеку, на что можно и на что нельзя рассчитывать и т.д. ясное представление о возможностях вклада каждого в общее дело положительно влияет на формирование коллективистских отношений, на создание благоприятного социально-психологического климата.
При наличии устойчивой экспектации многие формы общения становятся сами собой разумеющимися. При этом легче осуществляются совместные действия, люди правильнее представляют себе как следует относиться к находящемуся рядом человеку, на что можно и на что нельзя рассчитывать и т.д. ясное представление о возможностях вклада каждого в общее дело положительно влияет на формирование коллективистских отношений, на создание благоприятного социально-психологического климата.



Автор: Тришина Татьяна Петровна
Концертмейстер театрально – музыкального отделения
Школа искусств №2 – Клуб ЮНЕСКО
Категория: Психологическая служба | Добавил: Татьяна9389 (09.11.2014) | Автор: Тришина Татьяна E
Просмотров: 321 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 charm1984   (01.12.2016 08:59)
Данная статья дает возможность задуматься: а анализирую ли я свое общение? умею ли я чувствовать настроение других? могу и быть гибким? Вообще подросткам (да и многим взрослым) не свойственна гибкость, чаще говорят не обдуманно или прямо, раня чувства других. Это статья поможет переосмыслить формы  общения.

1 nursaule_6   (27.03.2016 11:57)
Спасибо за данный материал, ваша статья очень интересная, ведь основными причинами плохой коммуникации обычно являются — недостаточное понимание важности общения; неправильная установка сознания (скажем, безразличие); плохое построение самого сообщения; слабая память; неудачное формирование средств обратной связи.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz