Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 15:47

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Психологическая служба

"Работа педагога- психолога с педагогическим коллективом школы"
Работа педагога - психолога с педагогическим коллективом школы

Сулимова Наталья Сергеевна, педагог- психолог
ГУ «Средняя школа № 33 Целиноградского района»
Акмолинская область

Современное состояние общества, перемены, происходящие у нас в стране и в мире в целом, предъявляют новые требования к человеку. Поэтому все более увеличивается значимость проблематики субъекта, способного воздействовать на изменяющуюся социальную ситуацию, правильно оценивать и прогнозировать ход ее развития. В связи с этим по-новому ставится проблема качества профессиональной деятельности педагога- психолога в школе
Современной школе необходимы новые учителя, которые глубоко владеют психолого-педагогическими знаниями и понимают особенности развития школьников, являются профессионалами в различных областях деятельности, способны помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
В системе координат, определяющих становление педагога-профессионала, важную функцию выполняет проблема формирования его личного опыта. Расширение границ индивидуального опыта приводит в движение рефлексивные процессы, профессионально-личностное развитие и саморазвитие педагогов школы.
Психологическая служба является органическим компонен¬том современной системы образования, обеспечивающим свое¬временное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей интеллектуального и личност¬ного потенциала, имеющихся у каждого педагога, раскрытие его задатков, способностей, интересов и склонностей Министерство образования РК провело ряд съездов, коллегий, конференций, семинаров, круглых столов, в которых участвовали практические психологи системы образования, ученые академических заведений. Итогом этих обсуждений явился пакет документов, в которых отмечается необходимость интенсивного внедрения психологических знаний во все структуры системы образования. В свете этого появилась необходимость и возможность дальнейших теоретических разработок путей и средств психологического обеспечения педагогического процесса в школе.
В настоящее время уже вышло много работ по изучению, анализу и обобщению путей становления психологической службы (А. Г. Асмолов, М. Р, Битянова, Л.А.Головей, И.В.Дубровина, У.В.Кала, А,Д.Карнышев, Н.В.Морозова, А.А.Крылов, В.В.Раудик, А. А. Реан, Н.А.Розе, Е.И.Рогов , Г. С. Сухобская , Е.М. Дубовская , 0.А.Тихомандрицкая и др(1). В этих работах в определенной степени обобщен как российский, так и зарубежный опыт по основным направлениям развития психологической службы. Однако по настоящее время нет общепринятой модели работы педагога- психолога с педагогическим коллективом. Достижения в психологической науке стимулируют пересмотр и расширение сфер деятельности психологической службы и ее методов, технологий. В связи с этим требуется на современном этапе создать модель психологического обеспечения, базирующуюся на современных достижениях психологии, синергетики и других науках.
Во многих странах ежегодно происходит уточнение и расширение направлений деятельности психологической службы. В США с учетом новых данных о психических закономерностях развития человека и с появлением новых педагогических и психологических технологий уточняется сфера деятельности каунслера (советника) и психолога в школе. В Бельгии, как и в других странах, каждый год идет конкретизация, коррекция сфер деятельности психологов, социальных педагогов, медицинских работников, специальных педагогов в индивидуальном сопровождении, которое осуществляют Психолого-Медико-Социальные (ПМС) центры(2) Подобная работа проводится и в других странах. В связи с этим встает задача проанализировать опыт и уточнить направления становления психологической службы в данном направлении.
Современная сельская школа, в частности наша, ГУ Калачевская средняя школа отдела образования Есильского района Акмолинской области, использует психологическую службу для повышения профессиональной компетентности педагогов . Наше исследование имеет целью формирование профессиональной компетентности педагога через систему работы психологической службы.
Задачи , которые мы ставим перед собой следующие:
-изучить уровень профессиональной компетентности педагогов, их потребности, проблемы, интерес.
-совершенствовать уровень психолого- педагогических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессиональных и личностных ориентаций.
-информировать педагогов о достижениях психологической науки и практики посредством нормативных документов и программно- методического обеспечения
-создать условия для непрерывного развития и самореализации профессиональной компетентности педагогов.
В нашем коллективе три группы педагогов:
-творчески работающие, мастера своего дела
-испытывающие затруднения
-молодые специалисты
Предлагаем свое видение решения данного вопроса, состоящее из следующих этапов:
- диагностико – аналитический
- этап создания условий профессионального роста
-результативностный
Первый этап включает следующие направления деятельности:
- педагогическая диагностика
- создание диагностической карты педагогического мастерства
- перспективное планирование повышения квалификации педагогов через курсовую переподготовку
В разных работах психологов описаны различные личностные структуры, а следовательно диагностические приемы и методы (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.Е.Личко,В.Н.Мясищев А.А.Реан и др.). Сделана попытка описать модели саморазвивающейся личности (А.Маслоу, А.В.Петровский, К.Роджерс, Д.Снигг и А.Комбс,В. А.Ядов и др(3). Новейшие исследования в психологии, постоянные изменения в обществе требуют уточнения базовых личностных структур, которые должны соответствовать современным требованиям государства, общества и самого человека.
Как уже упоминалось выше, нами составляется диагностическая карта психолого-педагогического мастерства (таблица1)
Таблица 1
Ф.И.О.
педагога Стаж работы образование Курсовая переподготовка Заявленная проблема

Каждый из показателей носит не формальный, но действенный характер. В зависимости от проблемы, подбираем направление коррекционной работы и определяем траекторию развития (таблица2)
Таблица 2
Фамилия педагога Виды практической деятельности в школе Районные, городские, областные мероприятия курсы Тема самообразования

К видам практической деятельности относим:
-педагогические советы, выступления психолога, педагогов
-семинары(всех видов)
- консультации
-практические психологические упражнения
-взаимопосещения
-день открытых дверей
-конкурсы
Районные, городские, областные мероприятия всегда с удовольствием посещаются нашими педагогами, активизируя их деятельность в практической направленности. Для полноты исследования проводится анализ результатов деятельности по следующей форме (таблица3):
Таблица 3
Ф.и.о. педагога Форма анализа


Форма анализа представлена следующими направлениями:
-самообразование
-педсовет
-собеседование
-самоанализ
-аттестация
-доверие
-оперативный контроль
-эпизодический контроль
Следует отметить, что для любого вида деятельности, особенно важны факторы и условия профессионального роста. Так, в совместной работе педагога- психолога и педагогического коллектива необходимо:
1.Создание максимально возможного информационного, психологического, дидактического, технологического обеспечения повышения профессиональной компетенции
2.Разработка системы психологической поддержки в соответствии с заявленными проблемами (4)
В заключении хочется отметить, что работа с педагогическим коллективом требует очень серьезного отношения. Очень тяжело одновременно являться членом какого-либо коллектива и работать с ним. Поэтому некоторые, особенно начинающие психологи, принимающиеся по заказу администрации за «работу с коллективом», иногда через некоторое время с удивлением обнаруживают, что находятся в социальном вакууме из-за слишком рьяного «перевоспитания». Для того, чтобы этого не произошло, обратите внимание на создание соответствующей деловой, личностной, но, главное, гуманной и доброжелательной атмосферы в коллективе.

Список литературы:
1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999
2. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко. – М., 1997
3. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2001.
4. Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2004.
Категория: Психологическая служба | Добавил: rina (24.10.2015) | Автор: Сулимова Наталья Сергеевна E
Просмотров: 203 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz