Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 11:11

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Психологическая служба

Стоп-конфликт"
Занятие « Стоп-конфликт»
Развитие и совершенствование современного образования не принесло уменьшения числа конфликтов между детьми. В современной психологии бытует мнение , что конфликт-одно из естественных состояний человеческих отношений. Поэтому важно не столько предотвращение самих конфликтов, сколько умение управлять ими.
Ребёнок эффективно умеет справляться с тем чему он научен. Если он слушает и записывает лекции, то приобретает навыки в записывании лекции, если читает и размышляет, то совершенствуют свои способности читать и размышлять. Для того чтобы ребёнок мог уменьшить число конфликтных ситуации в своей жизни необходимо развить его способность способам эффективного преодоления конфликта.
Цель: Обучение способам адекватного реагирования на конфликтные ситуации. Развитие навыков способствующих разрешению конфликтных ситуаций, демонстрация стиля сотрудничества как важного фактора в профилактике разрешения конфликтов, выявление способов эффективного общения, позволяющих достигнуть взаимопонимания между участниками.
Задачи:
понимание природы конфликта, формирование отношения к конфликтам как к новым возможностям творчества и самосовершенствования.;
развивать способность устанавливать позитивные контакты с партнерами по общению, воспитывать уважение к нормам и правилам этики;
воспитывать способность выбирать, на основании анализа ситуации оптимальные, толерантные действия.
Упражнение «3 слова о себе»
Цель: Помочь участникам лучше узнать себя , создать благоприятный психологический климат в группе.
Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.
Педагог: Общество часто видит конфликт как противоборство между двумя сторонами, сражающимися за победу. Каждый человек в своей жизни сталкивается с конфликтной ситуацией – они занимают важное место в нашей жизни. Сегодня вам предлагается взглянуть на конфликт не как на проблему современного общества, в решении которой принимают участие обе стороны. А на возможность использовать конфликт для открытия альтернативных возможностей и поиска перспектив для взаимного роста.
Упражнение "Что такое конфликт"
Цель: понимание природы конфликта, формирование отношения к конфликтам как к новым возможностям творчества и самосовершенствования. Формирование у членов группы доверия друг к другу, развитие социальной перцепции.
Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное.
Таким образом, группа выходит на определение понятия «конфликт».
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
Просмотр мультфильма Гарри Бардинаю, 1983г «Конфликт, спички»
По окончании просмотра предлагается проанализировать просмотренную ситуацию, заполнив таблицу:
Причины конфликта

Наиболее общими причинами конфликтов являются:
• разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;
• неравное положение людей в императивно-координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются);
• разлад между ожиданиями и поступками людей;
• недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;
• недостаток и не качественность информации;
• несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.
Уппражнение « Айсберг»
Цель: Развитие навыков способствующих разрешению конфликтных ситуаций, демонстрация стиля сотрудничества как важного фактора в профилактике разрешения конфликтов.
Для формирования микрогрупп по 5 – 6 человек предлагается следующий игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны, (количество жетонов определяется количеством игроков, количество цветов жетонов – количеством микрогрупп). Участникам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются микрогруппы участников с жетонами одинакового цвета. Например, микрогруппа участников с красными жетонами, микрогруппа участников с желтыми жетонами и т. д.
Задача участников на этом этапе – определить в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов. После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист ватмана.
В процессе обсуждения необходимо прийти к идее трех составляющих, которые приводят к конфликту: неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Эту идею лучше довести до участников через образ айсберга, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой. Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.

Преподаватель обращает внимание участников на таблицу (Сетка Томаса)


Упражнение «Кельтское колесо»
Цель: Создать условия для осознания роли общества в жизни каждого человека, формировать качества, способствующие гармоничным взаимоотношениям с окружающими. Осознание собственных деструктивных защит, проявляющихся у субъектов в конфликтной ситуации.

Есть люди дела, есть любители порядка, есть люди творчества, а есть те, кто любит теплые отношения и комфорт. В форме якобы кельтской легенты участникам предлагается отнести себя к тому или иному типы, сделать рекламу своих особенностей и задуматься о развитии других, дополнящих этому типу качеств. Итак, по легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства.
Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины.
Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не всегда занимаются их реализацией.
Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает.
Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.
Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света.
Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.
Цель каждой стороны света:
Представить себя, сделать рекламу своих качеств.
Ответить на вопрос: зачем ей нужны остальные стороны света.
Предложить, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по сторонам света для решения общих задач.
Время на подготовку – 7-10 минут
Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы.

В конце y группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.
Упражнение "Молва"
Цель: Определения степени влияния невербального приема коммуникаций на внимание точность заполнения и понимания информации, умение анализировать и определять полученную информацию, изучение иррациональных убеждений, запускающих разрушающие переживания.
Активными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные — наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.
После выполнения этого задания участниками ведущий перечитывает рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации. Этот факт желательно обсудить со всеми участниками семинара.
Возможная история для игры "Слухи":
"Я ходил по крытому кооперативному рынку, когда увидел милицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. "Притворись, что ты мой ребенок", – прошептал он. Я услышал, как милиционер крикнул: "Они здесь!", и вся милиция побежала в нашу сторону. "Я не тот, кого вы ищете, – сказал мужчина, который держал меня, – Япросто пришел за покупками со своим сыном". "Как его зовут?", – спросил милиционер. "Его зовут Сергей", – сказал один мужчина, в то время как другой сказал: "Его зовут Коля". Милиционеры поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком женщины. Повсюду покатились яблоки и овощи. Яувидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати милиционеров. Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией".
Обсуждение: С какими трудностями вы столкнулись при получении и передаче информации (если таковые были)? Что происходит с общением людей в случае искажения информации? С чем можно сравнить варианты пересказа сюжета? Как это может повлиять на возникновение конфликта.
Упражнение "Я-высказывания"
Цель: Формирование уверенной позиции в межличностной коммуникации, осознание собственных деструктивных защит, проявляющихся у субъектов в конфликтной ситуации.
Разыгрывается сценка на проблемную тему (например: друг опоздал на встречу и после предъявленных претензий не извинился, а стал нападать сам). Затем тренер объясняет, что для снижения накала конфликтной ситуации очень эффективно использование в общении "я-высказываний" – это способ сообщения собеседнику о своих нуждах, чувствах без осуждения или оскорбления.
Принципы, на которых строятся "я-высказывания":
– безоценочное описание действий, что совершил этот человек (не стоит: "ты пришел поздно", желательно: "ты пришел в 12 ночи");
– ваши ожидания (не стоит: "ты не вывел собаку", желательно: "я надеялся, что ты выведешь собаку");
– описание своих чувств (не стоит: "ты меня раздражаешь, когда делаешь это", желательно: "когда ты делаешь это, я испытываю раздражение");
– описание желаемого поведения (не стоит: "ты никогда не звонишь", желательно: "мне хотелось бы, чтобы ты звонил, когда задерживаешься").
Обсуждение: Почему, по вашему мнению, исполнители роли так поступили? Что помешало им спокойно воспринимать информацию?
Упражнение "Смена акцентов"
Цель: формировать навык изменения взгляда на конфликтную ситуацию, развитие позитивного восприятия жизни
Участников просят вспомнить не очень тяжелый конфликт или мелкую проблему и написать на листочке в одном предложении. Затем вместо согласных, используемых в этом предложении, вставить букву "Х" и, начисто переписать предложение. Читать полученный результат по кругу, не называя своей проблемы: (например: хохеха….)
Обсуждение: Что изменилось? Разрешился ли конфликт?
Упражнение "Шалаш"
Цель: Создать условия для умения выбирать конструктивную модель поведения, отработка навыка эффективного межличностного взаимодействия в группе, .
Первые два участника становятся вплотную спиной друг к другу. Затем каждый из них делает шаг (два) вперед для того, чтобы установить равновесие и позу, удобную для двоих участников. Таким образом, они должны представить из себя основу "шалаша". По очереди к "шалашу" подходят и "пристраиваются" новые участники, находя для себя удобную позу и не нарушая комфорта других.
Примечание. Если участников более 12 человек, то лучше сформировать две (или более) команды.
Обсуждение: Как вы себя ощущали во время "постройки шалаша"? Что необходимо было сделать для того, чтобы каждый ощущал себя комфортно?
Составление синквейна на тему «конфликт»
Цель: Закрепить полученную информацию в контексте групповой работы, оценить эффективность проведённого занятия.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова прилагательные, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-итог, характеризующее суть предмета или объекта.
Педагог благодарит за работу.
Упражнение "Спасибо за приятное занятие"
Цель: Закрепить представление участников о своей уникальности, обогатить сознание позитивными эмоционально окрашенными образами личности, закрепить дружеские отношения между членами группы.
- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Учитель благодарит участников за работу.
Категория: Психологическая служба | Добавил: Аничка (24.12.2015) | Автор: Смирнова Анна E
Просмотров: 208 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 olesy2110   (11.11.2016 09:52)
познавательный и интересный материал, очень полезный для психологов материал. спасибо.

2 bluediamond_1980   (15.03.2016 09:43)
ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ СКЛОННЫМИ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ! использовала данный материал в работе с учащими группы риска.

1 adelya252   (15.03.2016 09:34)
спасибо за интересный урок! тема очень актуальна!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz