Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 21:41

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Психологическая служба

Ребенок не успевает. Почему?

О  некоторых  методах психолого-педагогической  работы с  детьми, имеющими проблемы по математике

Х. Н. Атаханова,

учитель  математики школы «Престиж»

Все  дети рождаются с  достаточно хорошими способностями.  Но дальнейшая их судьба – в руках педагогов, родителей, воспитателей.

Слово «воспитание»  каждый родитель обязан воспринимать как воспитание  духовное, интеллектуальное, направленное на формирование  личности  человека.

Очень  важно  в этом деле  участие  профессионалов.  Поэтому наши мамы и папы должны  интересоваться,  какие учителя  работают с детьми,  можно  ли им доверить свое «чадо».                                       

Работая  над  проблемами  ликвидации  пробелов знаний  у учащихся  по математике, я  сталкивалась  с  разными  причинами  потери у ребенка интереса к  этому предмету. Хочу рассказать о некоторых из них.

Слово. Известно, что   словом   можно окрылить,  но можно  и   убить      человека. Практически в каждом случае при работе  со  «слабыми» детьми мы сталкиваемся   с   перекрытием   восприятия ребенка   именно  словом.

Как-то ко мне обратилась  мама  шестиклассника  с  просьбой  позаниматься  с ее ребенком. После  первого занятия,  когда  я  увидела  неплохие  способности мальчика   к изучению математики,  я  спросила его, как он относится к этому предмету.

 Не очень. Я тупой в математике, –  последовал ответ.

 А   кто тебе   это   сказал? – поинтересовалась я.

 Никто.  Я  сам  это  знаю.

Тут  к разговору подключилась  мама:

 А  ну-ка  вспомни!

 Это мне  в  5-м  классе  учитель сказал.

Слово, произнесенное «авторитетом» (учителем), для ребенка  явилось   «установкой»   в  его  несостоятельности в математике  и  со  временем  стало  его  убеждением  в  собственной «тупости».

Далее я применила метод «подбивания авторитета» (делаю это осторожно).

  Ты знаешь, люди часто ошибаются.  Это может произойти  и с нами,  учителями. Мне, кажется, твой  учитель ошибся:  у тебя есть способности  к математике».

…В  настоящее  время  этот  парень  учится  на экономическом   факультете, хотя  на тот  момент  он  мечтал стать  историком, считая, что математические науки не для него.

Я уверена, что из лексикона  учителя  должны  быть  исключены  слова и выражения,  которые могут дать ребенку установку (иногда  долговременную)  на  перекрытие  восприятия: вечно  ты ничего  не видишь, не слышишь, не  понимаешь, ты  необучаемый.   

Какой бы  ни был  ребенок,  надо  всегда  оставить ему  надежду на то,  что он сможет преодолеть все преграды, если  включит свою  волю.

Пробелы  в знаниях – это как   «недоложенные»  кирпичи   при  построении  здания.  Каковы их устойчивость,  качество?  При этом у ученика  оказывается нарушена  система  приема  знаний, в голове  ребенка не  укладывается  «новое», так как у него нет  базы  «старого».

Как здесь  быть?  Тут обязательно нужны   коррекционные  занятия,  дополнительная  работа  самого ученика.

Именно  в данной  ситуации   хорошую  роль могут сыграть  «опорные  конспекты»,  которые  я  использую (разрабатываю  сама,  беру  из  опыта  других  учителей)  для  каждой  темы. Их  также  могут использовать  родители,  когда  хотят  помочь  своим  детям.

Очень  часто  ученик  начинает  отставать   от других ребят, так как недопонимает  значения каких-то слов,  встречающихся   в задании.

Простой пример. Ученик  получает  задание: «Вычислить…»  Тут  все  понятно, и он вычисляет. Но  стоит  изменить  слова:  «Найдите  значение  выражения…»,  и  наш  ученик  уже  спрашивает: «А что тут надо делать?»

Разбираем  каждое  слово.

  «Найдите» – понятно?

 Да.

 Слово «выражение»  – понятно?

 Да.  Слово «значение»  непонятно!

Проясняю.  Что значишь  ты в этой  жизни?   А что  значит  этот  пример, то есть чему он равен!

Ученик облегченно вздыхает. Оказывается,  нужно  было  просто  вычислить  его.

В  математике  очень  много жизненных задач:  на  экономические,  сельскохозяйственные, промышленные, экологические  и другие темы. Поэтому  учителю часто  приходится  объяснять ситуации, которые имеются в  задачах. К  сожалению,  зачастую мы  из-за  недостатка  времени  стараемся научить учеников методам  решения,  пренебрегая   прикладной  ролью  математики  в решении  жизненных проблем.  

Важно, начиная  урок, разбирать  значение  малоизвестных  детям слов, рассматривать  задачи  с  их точки  зрения. Например, предположить,  что  ученик  является   участником  ситуации, которая дается в задаче, например, что-то покупает в магазине, строит дом, планирует бюджет семьи. А затем попробовать проиграть ситуацию,  найти выход-решение.

Если каждый раз мы будем вот  внимательно подходить  к работе с нашими отстающими учениками, то поймем, что необучаемых детей нет или крайне мало. Есть просто невдумчивые учителя.

Наш комментарий

Не удержусь от комментария, так мне близка эта тема. Эту историю мне рассказывал отец. Дело было до войны. Мальчиком, он с семьей переехал в другой город и поступил в новую школу. В первый же день на уроке математики им, ученикам,  дали трудное задание. Отец промучился с ним целый вечер (новая школа, нельзя сразу падать в грязь лицом) и решил его. На следующий день выяснилось, что он оказался единственным учеником  в классе, решившим задачу. С тех пор за ним закрепилась слава лучшего математика школы, хотя  в прежней школе он особо математическими талантами не блистал. Ему нельзя было терять свой авторитет. А когда он окончил десятилетку, его сразу же сделали директором одной маленькой семилетней  школы – с учителями и директорами тогда была напряженка.

Л.Мананникова.

Категория: Психологическая служба | Добавил: teacher-almaty (25.03.2008)
Просмотров: 2473 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz