Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 06:51

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Психологическая служба

Какие знания должны быть сформированы у детей поступающих в первый класс (Консультация для родителей ).
Шевелева Н И.,
педагог – психолог
гимназия «Самопознание»
ННПООЦ «Бобек»

Какие знания должны быть сформированы у детей поступающих в первый класс (Консультация для родителей ).



1.Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти сегодня. Время летит быстро. В жизни вашей семьи скоро наступит торжественный момент – ваш малыш сделает новый шаг по лестнице жизни. Вам хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми.
2.Предлагаю определить Вашу степень беспокойства по – этому поводу .

- Кто испытываете сильное беспокойство, поднимите 2 руки вверх .

- Кто слегка волнуется (умеренно) – поднимите правую руку.

Если испытываете чувство уверенности за своего ребенка (нет особого беспокойства) – сложите руки перед собой, как ученики.

3. Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика.
Давайте попробуем порассуждать «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд первоклассник?» Назовите, пожалуйста!
- Ответственность
- Умение считать, писать
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками
- Самостоятельность
- Настойчивость (стремление преодолевать трудности)
- Дисциплинированность
- Организованность
- Состояние здоровья
- Умение логически мыслить
- Умение планировать и контролировать деятельность
- Умение организовать рабочее место
- Развитие речи и памяти
- Адекватная самооценка
- Высокая познавательная активность
- Желание пойти в школу.
Всеми этими качествами должен обладать первоклассник, чтобы его обучение проходило успешно. Список требований к современному первокласснику, разумеется впечатляет. В них есть много общего, но есть и различия. В чём вы видите причины различий? Мы с вами смотрим на эту проблему под разными углами зрения; не всегда наши требования к ребёнку объективны, оправданы; бывает так, что они завышены или занижены
Главное - это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.
4.Критерии готовности ребенка к школьному обучению:

Личностная готовность – ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.
Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
Социально-психологическая готовность – умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.
Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка.
Показателем интеллектуальной зрелости можно считать и уровень общей осведомлённости ребёнка, его кругозор .Осведомлённость – это показатель того, что ребёнок любознателен, хочет знать «что?», «зачем?» и «почему?». Поэтому как можно больше беседуйте с ребёнком на разные темы, отвечайте подробно на все его вопросы. Этим вы поддержите любознательность ребёнка, желание узнать что-то новое и подготовите его к восприятию учебного материала.

5.Примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс:
• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие города Казахстана.
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• объяснить почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.
• назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.)
• назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.
• знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.
•привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях..
•назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.
•какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.
•показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.
• дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена.
•как называется город, в котором живем.
•какие профессии знает.
•какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг.
•какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.
•ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
•иметь представления о природных и погодных явлениях;
•знать основные цвета;
•знать понятия «право-лево»;
•знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
•уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• знать праздники;
• уметь рассказать, чем он любит заниматься;
• самое главное: ответить на вопрос «Зачем он идет в школу?»

Подведем итог «подготовленного к школе ребёнка: у ребёнка выражено желание учиться, узнавать новое. Он положительно относится к школе, учителям, учебной деятельности. Умеет общаться со сверстниками, может наладить контакты с другими людьми. Способен выполнять требование взрослого, не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет. Может контролировать своё поведение, объяснять причины своих поступков. Обладает эмоциональной устойчивостью, умет ограничивать эмоциональные порывы. Способен напряженно трудиться, достигать заданной цели, доводить начатое до конца, преодолевать трудности. Имеет хорошее умственное развитие, развита мелкая моторика рук. Развит фонематический слух, сформировано звукопроизношение. Ну и конечно же, ребёнок должен быть физически вынослив.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
-уметь четко произносить все звуки речи;
-уметь интонационно выделять звук в словах;
-уметь выделять заданный звук в потоке речи;
-уметь определять место звука в слове;
-уметь произносить слова по слогам;
-уметь составлять предложения из 3-5 слов;
-уметь составлять рассказ по картинке;
-уметь составлять несколько предложений о предмете;
-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение);
-уметь наизусть читать любимое стихотворение;
-знать автора прочитанного стихотворения;
-уметь передавать содержание сказки..
- подбирал слова на заданную букву;
- делить слово на слоги;
- читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Если у ребенка есть проблемы, не четко произносит звуки , нужно обратиться к логопеду.
Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст, стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
-знать цифры от 0 до 9;
-уметь считать до 10 и обратно;
-уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
-знать знаки +, -, =, <, >;
-уметь сравнивать числа первого десятка;
-уметь соотносить цифру и число предметов;
-уметь сравнивать 2 группы предметов;
-уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
-знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
-уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
-уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «вперед», «за», «между»;
-уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.
Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. когда ребенок считает до ста и даже более. Надо помочь ему овладеть решением простейших примеров, арифметических задач в пределах пяти. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос: “Что больше — один или два”, не может ответить.

Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики (ребенок уверенно владеет карандашом, правильно держит ручку, карандаш, ножницы в руке; )
Доказано , что чем выше развита мелкая моторика, тем выше развитие речи мышления, памяти и внимания у ребенка. Поэтому важно еще до школы начать готовить руку ребенка к письму:
- проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
- обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
- уметь рисовать по клеточкам и точкам;
- уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
- копировать с образца геометрические фигуры;
- уметь продолжить штриховку рисунка;
- уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, собирание мозаики, пальчиковые игры. Важно не перестараться и тогда обучение ребёнка превратится в увлекательное занятие.
Развивать мышление –уметь рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, сравнивать предметы, находить различия и сходство группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения .
Развить внимание вам помогут задания: «Найди отличия между картинками», «Запутанные дорожки», «Что здесь лишнее», «Что перепутал художник», «Найди недостающие детали». Такие задания интересны и полезны .
Главное, чтобы задания соответствовали возможностям вашего ребёнка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребёнок откажется заниматься. Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть. Не доигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре : «хочу – делаю, хочу - нет».

Важно – научить доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит от того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться. В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным.

Игра с родителями “Разброс мнений”.
Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить.
Мой ребенок любит играть ...
Мой ребенок мечтает о ...
Мой ребенок в школе ...
Я хочу, чтобы мой ребенок ...
Положительные черты характера моего ребенка – это ...
Мой ребенок в детском саду ...
Дома я своему ребенку читаю ...
Я думаю, мой ребенок в школе ...
Я рассказываю своему ребенку о школе ...
Любимая сказка моего ребенка ...
Меня радует в моем ребенке ...
В выходные дни я с ребенком ...
Мой ребенок умеет хорошо ...
С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок ...
Мой ребенок любит больше всего ...
Любимая игрушка моего ребенка ...
Дома мы играем ...
Игры могут научить детей ...
Мне кажется, что моему ребенку ...
Я считаю, что игра ...
Любимая игра моего ребенка ...
Ребенку для игры нужно ...
Мой ребенок любит ...
Я со своим ребенком занимаюсь ...

Я благодарю всех за внимание. Желаю ,чтобы первый школьный год, а за ним и все последующие, были похожи на одну из глав удивительной книги, полной чудес и новых открытий.
Категория: Психологическая служба | Добавил: ТатьянаТатьянка (11.05.2016) | Автор: Шевелева Нина Ивановна E
Просмотров: 239 | Комментарии: 1 | Теги: подготовка к школе, знания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 balovgleb   (23.11.2016 20:19)
Очень нужная  консультация для родителей будущих школьников. Поддерживаю мнение ,что необходимо не только научить ребенка читать и считать. Важно научить доводить начатое дело до конца, быть усидчивым, трудолюбивым .Важно развивать познавательные процессы такие как внимание, мышление, память. Развивать мелкую моторику рук.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz