Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 05:13

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Психологическая служба

Профессиональная ориентация лицеистов
№ 1, 2008
А. Д. Танатова,

психолог технического лицея № 165 

 Профессиональная ориентация  является одной из главных задач школы на всех этапах научно-технического прогресса общества. Понятие «профориентация» развивалось по мере того, как менялось представление общества о целях, задачах, методах, формах и вообще о сущности профориентации.
На каждом этапе общественного развития во время работы по  профориентации решались различные  задачи.
• В 30-е годы ставились задачи преимущественной ориентации молодежи на рабочие, инженерные и военные профессии.
• С середины 50-х годов молодежь ориентировали  на рабочие профессии.
• В 80-е годы – на профессии сельскохозяйственного производства, а также педагогические, военные, инженерные, рабочие профессии основных и вспомогательных производств,  на профессии обслуживающего труда.
• В 90-е годы – стали нужны специалисты  юридических, экономических, технических и медицинских специальностей.
• В 2000-е  –  стали актуальны инженеры по новым технологиям,  специальности, связанные с бизнес-информатикой  и вычислительными технологиями.
Сегодня общество нуждается в самостоятельной, интеллектуально подкованной и творчески одаренной личности. Это еще раз подтверждает, что с каждым новым этапом научно-технического и общественного развития происходит дифференциация и интеграция профессий.
Таким образом, подготовка подрастающего поколения к активному участию в труде и правильному выбору профессии  была актуальна во все времена.
Известно, что правильный выбор профессии положительно влияет как на производительность, так и на качество труда. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии сказываются  как на самом человеке, так и на всем обществе.
По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15 % увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Следовательно, трудовые достижения выпускников школ или других учебных заведений, связанных с профориентацией, служат еще одним важным критерием успешности выбора профессии.
Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон:
- Подросток с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом  развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте
- Специальность  –  с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.
При правильном выборе специальности индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора – это и есть цель профориентации.
Профессиональная ориентация – это система научно-обоснованных мероприятий, которые направлены  на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии. При этом важно учитывать как  желания и  возможности личности, так  и потребности рынка труда.
Профессиональное самоопределение – это процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Оно  позволяет юному человеку   успешно адаптироваться к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Критерием эффективности подготовки школьников к выбору профессии является уровень их готовности к профессиональному самоопределению.
А готовность к профессиональному самоопределению – это интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора.  Выражается оно в нравственной, психофизиологической и практической готовности личности  к формированию и реализации профессионального намерения и стремления. Это результат целенаправленной подготовки и самоподготовки человека к профессиональному самоопределению.
Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям.
1. Профессиональное просвещение.
2. Профессиональная диагностика.
3. Профессиональная консультация.
4. Профессиональный отбор (подбор).
5. Социально-профессиональная адаптация.
6. Профессиональное воспитание.
Изучение учащихся в целях профориентации (профдиагностика)  составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. В связи с этим участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы школьного психолога и освобожденного классного руководителя (ОКР).
В содержание этой деятельности входит:
– выявление интересов и склонностей лицеистов, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
–  определение социальных установок и помощь в их формировании;
– определение мотивации выбора и ее структуры:
– формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
– определение выраженности структуры способностей;
– определение уровня развития различных сторон личности;
–  осуществление профотбора.
Планировать и начинать работу по профессиональному просвещению в школе следует  с предварительной профдиагностики. Так, например, психологическая служба нашего лицея совместно с ОКР на протяжении нескольких лет осуществляла диагностику по профориентации с 9-го класса. С этого учебного года предварительная профдиагностика начата с 8-го класса.
На этом диагностическом этапе психологическая служба, ОКР, педагоги лицея изучают характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья. Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда,  насколько у него четкие, аргументированные мотивы выбора. Это, в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.
Отследить уровни развития интеллектуальных и мотивационно-личностных особенностей лицеистов позволяет ежегодно проводимая психолого-педагогическая диагностика. Результаты диагностики заносятся в общую сводную ведомость по каждому ребенку и в компьютерный банк данных. Это позволяет  проследить динамику развития каждого учащегося. Таким образом, совместная деятельность психолога и педагогического коллектива проводится на основании глубокого изучения и понимания индивидуальных психологических особенностей учащихся и их профессиональной направленности.
На основе уже полученных результатов по всем диагностическим материалам можно проводить работу с лицеистами, которая направлена  на формирование у них сознательного отношения к выбору профессии. В этом нам помогают такие формы работы как профессиональная консультация и просвещение лицеистов и их родителей.
Так как родители не всегда знают интересы своего ребенка,  не умеют объективно оценивать способности детей, желания родителей по профессиональной направленности и намерения школьников во многих случаях не совпадают. 
Вопросам профессионального просвещения лицеистов посвящены специальные профинформационные уроки и классные часы.  Организован клуб интересных встреч, куда приглашаются выпускники лицея, родители учащихся и представители вузов г. Алматы. На них педагоги, ОКР и приглашенные лица рассказывают лицеистам о классификации профессий, о требованиях, предъявляемых  к человеку, выбравшему ту или иную профессию.
 Также лицеистам предлагается самостоятельно выбрать и изучить  ту или иную профессиональную деятельность. С этой целью им дается  перечень литературы по профессиональной ориентации.
Работа любой школы по профориентации будет намного эффективнее, если к ее осуществлению будет привлечена родительская общественность. Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа лицея с родителями. Основными направлениями ее  являются:
• психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации лицеистов – родительские собрания, беседы, конференции;
• активное привлечение родителей к организации и проведению в лицее мероприятий по профориентации учащихся (бесед, профинформационных экскурсий, диспутов);
• индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации лицеистов.
В процессе проведения индивидуальных бесед с родителями происходит взаимообмен необходимой информацией об интересах, наклонностях и профессиональных намерениях детей. Психолог и ОКР сообщают родителям сведения, которые были выявлены на основе полученных результатов диагностик учащихся, анализа их профессионального намерения. ОКР подключают отцов и матерей учащихся к активной совместной деятельности. 
Профессиональный отбор лицеистов начинается с 9-го класса. Цель: выявление наиболее успешных детей для обучения в 10-11-х профильных классах.
Профессиональный отбор проходит в несколько уровней.
В первый уровень входят:
• ежемесячный анализ текущей успеваемости каждого лицеиста;
• психолого-педагогический консилиум, во время которого педагоги изучают личность каждого лицеиста, динамику  его интеллектуального развития,  профессиональные намерения. Здесь также  учитывается средний балл учащихся  по успеваемости, их участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, марафонах и проектной научной деятельности. Консилиум проводится ежегодно в конце первого семестра.
Такое групповое изучение,  анализ полученных результатов способствуют предварительному профессиональному отбору лицеистов. То есть составляется резервный список учащихся.
Второй уровень включает в себя консультативную работу ОКР, педагогов, психолога с лицеистами и родителями по определению профессионального направления, соответствующего природным задаткам, психологическим особенностям учащегося, его успехам и интересам в учебной деятельности. Учащимся, у которых определилась  склонность к изучению гуманитарных наук, даются соответствующие рекомендации.
Третий уровень включает в себя мониторинг итоговой аттестации.  Средний балл  для старшей ступени обучения должен быть не меньше 4-х. Такой профотбор позволяет из 3-х девятых классов создать два десятых.
Как показывает опыт, итоги предварительного уровня совпадают с третьим, завершающим шагом в профотборе лицеистов.
Профессиональное воспитание и адаптация лицеистов осуществляются через следующие формы внеклассной работы.
• Ученические конференции. Они позволяют расширить банк знаний, показать методику публичных выступлений, формировать познавательную активность учащихся.
• Предметные декады. Включают в себя выпуск радиогазет, тематические выставки, олимпиады, конкурсы газет, проведение КВН. Эти мероприятия дают возможность “сильным” учащимся реализовать свои способности, а “слабым” приобрести уверенность в своих силах.
• Кружки, факультативы. Позволяют развивать интерес к предмету, углублять знания.
• Конкурсы профессионального мастерства: «Лучший радио телемастер», «Лучший программист», «Лучший водитель».  Позволяют развивать интерес к профессии, применять теоретические знания в условиях соревнования, повышать степень ответственности, сознательную настроенность на критическую оценку своих товарищей.
• Выставки технического и декоративно-прикладного творчества на различную тематику;
• Экскурсии на предприятия торговли и общественного питания. Позволяют учащимся воспринять трудовой процесс в целом, видеть перспективы труда, получить представления о требованиях к современному предприятию.
• Привлечение родителей для проведения классных часов.
• Методической копилкой по профильному обучению является тематическая папка «Портрет группы»,  создаваемая ОКР. В каждой папке содержится полная информация о каждом лицеисте: анкета-самоанализ способностей, результаты диагностики по профориентации, результаты по успешности обучения (грамоты, сертификаты, дипломы по олимпиадам и конкурсам), анкета-рассуждение лицеиста «Что такое профессиональный успех? От чего он зависит?».
Таким образом, готовность к выбору профессии –  одна из актуальных проблем современности, а одним из основных направлений в работе педагогического коллектива школы со старшеклассниками является не только проведение профориентационной работы, а скорее - развитие готовности учащегося к профессиональному самоопределению.
 
  Литература
1. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.
3. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов /А.Д.Сазанов, В.Д.Симоненко, В.С.Аванесов, Б.И.Бухалов; под ред. А.Д.Сазанова. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с./
4. Развитие системы общего среднего образования в современном мире: Учебное пособие / Сост. Абылкасымова А.Е., Ушуров Е.А., Омарова Р.С. – Алматы: НИЦ «Fылым», 2003. – 112 с./

Категория: Психологическая служба | Добавил: teacher-almaty (16.07.2008)
Просмотров: 2777 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 ivulal   (18.04.2012 01:45)
Судя по материалам, представленным в статье, формы профориентационной работы, используемые в техническом лицее № 165 школьным психологом и классными руководителями, очень разнообразны. Молодцы! Так держать! Успехов в дальнейшей работе!

1 Елена   (05.06.2010 10:04)
Спасибо! Очень интересная статья!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz