Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 04:58

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Психологическая служба

Королевство внутреннего мира
№ 1, 2008
Роль психологическоц службы гимназии в переходном периоде
к компетентностному подходу в образовании
А. Г. Юраш,
психолог МГ № 79

Психологическая служба в нашей гимназии существует уже 8 лет. Гимназия работает в системе психолого-педагогического сопровождения, которое означает прежде всего:
–  следование за естественным развитием ребёнка. Сопровождение его в ведущей деятельности. При этом мы стремимся опираться на его личностные достижения, реально существующие на сегодняшний момент.
– создание условий для совместного творческого процесса освоения детьми системы отношений с миром и самим собою.
В процессе сопровождения взрослый (педагог, родитель, психолог), создавая ситуации выбора, понуждает ребёнка самостоятельно находить решения (интеллектуальные, этические, морально-нравственные), помогает ребёнку принять ответственность за свою жизнь и результаты деятельности.
Психологов в гимназии на сегодняшний момент трое. Каждый  из нас отвечает за работу отдельного школьного звена. Работа ведётся по единому плану целенаправленно и циклично. Основное значение мы придаём изучению и развитию мотивации учения у детей и подростков. Исследование мотивации проводится при поступлении ребёнка в школу, трижды в первом классе во время адаптационного периода, в третьем, четвёртом, пятом, седьмом, девятом и десятом классе.
Уровень учебной мотивации рассматривается в современной педагогике как один из критериев эффективности учебного процесса и как результат деятельности учебного заведения. Мотивация мыслится как направленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к поставленной цели. Она напрямую связана с содержанием обучения.
Мотивация может быть направлена на достижение успеха и избегание неудач. Это, в свою очередь, является показателем личностных характеристик ученика. Дети с мотивацией избегания неудач имеют низкую самооценку, высокий уровень тревожности. Любые сложности вызывают у них отрицательные эмоции, иногда – агрессию по отношению к учителю, товарищам, более успешным в деятельности, к самому себе. Ребенок стремится переложить ответственность за свои неудачи на тех, кого считает ответственным за себя. Во время исследования мотивационной сферы учащихся мы определяем тип учебной деятельности, тип взаимоотношений с учителем, приоритетность выбора учебных предметов. При всех повторных тестированиях определяется стойкость интереса к определённым предметам и наличие способностей к ним.
Следующим важным направлением работы психологической службы становится работа по выявлению профиля учения в старшем звене гимназии.
Работы проводятся по следующим методикам.
Методика Рогова «Карта интересов» в 7-х классах. В 8-х классах – исследование 1Р (компьютерный вариант). В 9-х – ШТУР (компьютерный вариант), методика «Будь готов»  Н. Пряжникова. В 11-х – тест Холланда и методика «Будь готов».
Анализ тестирования показал, что учащиеся способны уже в 9-м классе делать самостоятельный осознанный выбор, опираясь на знание своих психологических особенностей. В 11-м  классе работа по выявлению дальнейшей профилизации связана с умением ставить перед собой дальние и ближние цели, намечать пути их достижения.
Особым достижением работы психологической службы мы считаем введение уроков психологии в учебный план гимназии. Эти уроки проводятся уже 8 лет и призваны дать детям знания о собственной психике, способностях, законах общения и социализации, деятельности и личности. Курсы выстроены в определённой последовательности и связаны с особенностями и потребностями возраста.
1 кл. «Королевство внутреннего мира».
2 кл. «Мы живем среди людей».
3 кл. «Учись учиться».
4 кл. «Познай себя».
5 кл. «Этот огромный мир».
6 кл. «Я и другие Я».
7 кл. «Могу, умею, знаю».
8 кл. «Психические процессы человека. Самопознание».
9 кл. «Психология личности. Самоопределение».
10 кл. «Психология семейных отношений».
Спецкурсы:
«Ораторское мастерство. Психология публичных выступлений».
«Психология отношений. Конфликтология».
«Возможности человека».
11 кл. «Психология жизненных достижений. Самоактуализация».
Введению спецкурсов предшествовала большая предварительная работа: на протяжении пяти лет сами старшеклассники создавали инициативные психологические группы для работы над основными проблемами в своей жизни.
Следующим направлением работы психологической службы является работа с учительским коллективом гимназии.
У нас  регулярно проводились семинары и тренинги «Режиссура урока», «НЛП в работе учителя», «Основы ноосферного образования», «Развитие целостного мышления человека». Педсоветы на тему «Мотивация учения учителя и ученика», «Основные направления развития личности», «Развитие компетенций учителя как основа компетентностного подхода в образовании». Регулярно организуются  психолого-педагогические консилиумы и консультации для учителей. Результатом такой работы стало повышение мотивации совершенствования учителей.
В настоящее время в школе работает около двадцати учителей, имеющих профессиональную психологическую подготовку.
И конечно, огромное значение в своей работе мы придаем родительскому просвещению, привлечению родителей к внутришкольным проблемам. Мы  исследуем семейные отношения, консультируем родителей и целые семьи.
Вот, например, темы наших родительских собраний:
1 кл. «Вот и кончилось детство».
2 кл. «Причины детской тревожности и пути ее преодоления».
3 кл. «Искажение семейного воспитания».
4 кл. «Роль родителей в осуществлении перехода детей в среднее звено».
5 кл. «Особенности подросткового возраста».
6 кл. «Пути формирования учебной деятельности».
7 кл. «На стороне подростка».
8 кл. «Они такие разные».
9 кл. «На перепутье».
10 кл. «Проблемы взрослых детей».
11 кл. «Профессиональный выбор. Подготовка к ЕНТ».
Мы организовали  «Родительский клуб», в котором  родители могут  получить профессиональную помощь психолога, семейного консультанта, принять участие в проведении тренинга общения и взаимодействия с детьми. В перспективе «Родительский клуб» должен стать основой создания попечительского совета гимназии.
Гимназическое обучение переносит акцент работы психологов с коррекционной на работу по развитию одарённости. Профильное обучение, на которое нацелена программа образования Казахстана, предполагает развитие проектной деятельности детей. Психологи нашей гимназии работают с этой проблемой уже на протяжении нескольких лет. Шесть последних лет учащиеся нашей школы занимают призовые места на конкурсах научных проектов города по психологии. Учебные курсы  по психологии подразумевают самостоятельную исследовательскую деятельность и применение знаний на практике.
Психологическая служба должна стать неотъемлемой и органичной частью общего учебно-воспитательного процесса.
 
 

 
Категория: Психологическая служба | Добавил: teacher-almaty (16.07.2008)
Просмотров: 2469 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz