Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 02:50

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Людмила1879

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Психологическая служба

А в голове 100 000 «почему», объясните, мама с папой, что к чему!

 А. Давлетова, преподаватель психологии университета Кайнар.

 
Нам нужно новое поколение с новым мышлением, свободным от страхов и предрассудков.

                                                                   С. Назарбаева,

                                                                    президент фонда «Бобек».

  Ребенок по своей природе любознателен. Его особенно интересует все новое, неизведанное. Посмотрите на него: сосредоточенный вид, ни тени озорства на его лице, весь его облик говорит о том, что «колумб» делает очередное открытие.

  Он впервые узнает, что сосулька, сжатая в кулаке, превращается в воду, что бумага рвется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. Он экспериментирует, открывает давно открытую Америку и многое додумывает сам.

  Стремление познавать часто подводит его: он нечаянно портит футляр от очков, так как хочет узнать, можно ли его разрезать ножницами? Потрошит заводную игрушку: ему интересно,  что там внутри, почему она двигается? Идет по льду и проваливается: хотел выяснить, выдержит ли его тонкая корочка льда?

  Дошкольник склонен к экспериментированию, чем нередко доставляет беспокойство взрослым. Стремление к познанию нового - явление естественное: рефлекс «что такое?» заставляет его ставить опыты -  ломать, потрошить, производить шум, бросать и т.п.

  Еще М.Монтель (1533-1592гг. Франция), говорил о необходимости выработки самостоятельного мышления, которое приводит к развитию человека. Здоровый, нормально развивающийся ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения.

  И если взрослые не вникнут в суть подобных действий развивающегося и познающего мир дошкольника, то он может невольно выглядеть «злоумышленником».

  Поэтому задача взрослых - помогать детям накапливать жизненный опыт, но не стихийно, а целенаправленно, тем самым предотвращая рождение экспериментов с отрицательными последствиями для ребенка.

  Какова в этой связи роль родителей, как именно помогать ребенку осмыслить то, что он видит и слышит? Как содействовать его вхождению в мир непонятного? 

  В дошкольные годы у ребенка все более и более развиваются  когнитивные способности, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность. Непосредственно наблюдая за окружающим миром, ребенок не только «фотографирует» то, что он видит, но и пытается проникнуть в суть явлений, установить связи  между отдельными фактами и событиями. Наша задача -  помочь малышу привести в определенную систему получаемые им сведения об окружающем мире, сделать восприятие того или иного предмета более полным, осмысленным, предоставить возможность логически мыслить, обобщать.

  Учите детей наблюдать, тем самым пробуждая у них любопытство, любознательность, интерес к окружающему. Старайтесь при этом вызвать у них чувство радости, удивления, восторга. Что задевает чувства ребенка, особенно остро воспринимается им, будит его сознание, заставляет думать, размышлять.

  Какие существуют возможности у родителей в развитии у ребенка мыслительной активности, умения самостоятельно делать выводы, логически рассуждать.

  К примеру, вы рассматриваете с шестилетним сыном картину «Школьный урок». Предложите составить по ней рассказ. Ведь чтобы передать сюжет, ребенку проходится совершать довольно сложные умственные операции: определять, в какой связи находятся отдельно изображенные на картине предметы, какое событие отразил художник. Учесть «фон» на котором разворачиваются действия героев, додумать сюжет, выходящий за пределы видимого.

  Вы почитали сыну или дочери книгу. Побеседуйте о прочитанном. Попытайтесь выяснить, как ребенок понял содержание книги, сумел ли он  вникнуть в причины событий, правильно оценить поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев осуждает, других одобряет. Чтобы заставить дошкольника осмыслить факты, недостаточно спросить, о чем книга.  Подобные вопросы лишь требуют восстановления в памяти содержания прочитанного, но не направляют на осмысление событий и действий героев. В этом случае необходимо  вопросами направить детскую мысль на понимание связей, событий, отношений героев, вызвать у ребенка желание высказать свое суждение.

  Загадки по праву можно назвать «спортом» мысли. Они будят смекалку, воображение, память, поднимая из ее тайников имеющиеся сведения о загаданном предмете, Учат ребенка мыслить образно, находить сходство в предметах, делать сопоставление.

  Не забывайте об этом великолепном источнике умственной активности. Но не удовлетворяйтесь механическим ответом на поставленный вопрос: ребенок часто, уже зная ответ и содержание загадки, отвечает,  не вдумываясь в их смысл. Пусть докажет правильность своего ответа. Ребенок  растет. Возрастает и его любознательность к окружающему, незнакомому ему миру. Встречаясь с невиданными еще предметами,  он задает вопрос: «что это?» и требует от нас разъяснений, так как пытается осмыслить то, с чем встретился. Обращенный к нам вопрос «что это?» - свидетельство углубляющегося интереса растущего человека к окружающему миру. В дальнейшем, знакомясь со свойствами предмета, он начинает вникать в их причинную связь и тогда снова обращается за разъяснениями: «Зачем это?», «Чье это?», «Для чего оно?», «Из чего сделано?» и т. п.

  Не раздражайтесь детской надоедливостью, Поставьте себя на  место современного растущего человека: он не пассивный наблюдатель жизненных событий. Он непременно старается их «переварить» в своем сознании. Ведь перед осваивающим мир человеком возникает масса «удивительных загадок», а это рождает все многие новые и новые «почему».

Представьте себе, как интересен мир для маленького «первооткрывателя»!  И наша задача поддержать этот животворный интерес к познанию нового. Ведь от того, как мы относимся к проявлению любознательности ребенка, во многом будет зависеть  дальнейшее  развитие его умственной активности. 

  Познавательный интерес имеет огромное значение в общем развитии растущего человека: являясь побудительной причиной, он содействует накапливанию представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта.

  Итак, расширение детского опыта и объема знаний необходимо поднимать не только как количественное увеличение круга представлений, но и как формирование качественных мыслительных способностей, умение заметить не только внешнее, но и понять смысл. Мы обязаны подвести ребенка к умению проводить сравнения, находить общее и опытное, самостоятельно решать задачи, преодолевать трудности. И, наконец, самое важное: разбудить у маленького человека  потребность и интерес к познанию нового. 

  Важно иметь ввиду, что умственное развитие ребенка идет как бы в двух направлениях: в том числе  за счет накапливания определенной суммы знаний, доступной для развивающегося маленького человека.

Отвечая на бесконечные «почему» ребенка, мы помогаем ему умнеть, готовим его к учебному труду.       

Категория: Психологическая служба | Добавил: teacher-almaty (01.08.2007)
Просмотров: 2094 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 olesy2110   (11.11.2016 10:07)
спасибо автору, очень интересная статья, познавательная, можно взять на вооружение.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz