Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 09:36

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Психологическая служба

Ты - холерик или флегматик?

Психологические проблемы обучения и воспитания  учащихся в профессиональной школе

 С введением психологической службы в профессиональной школе появилась возможность изучить психику подростка, избравшего рабочую специальность. Выяснить роль общеобразовательной школы в его обучении и воспитании, узнать степень влияния на него социальной среды и наследственных факторов на формирование личности.

Профессиональная школа № 9 города Алматы - одно из старейших учреждений этого типа, открытых в свое время еще в г. Верном. Она готовит специалистов для системы связи, имеет сложившиеся традиции в подготовке почтовых работников, монтеров линейных и кабельных линий, токарей, слесарей. И не случайно, что сегодня это старейшее профессиональное учебное заведение возглавляет академик, доктор педагогических наук профессор Е. З. Батталханов,  который отдаёт весь свой научный и педагогический потенциал обучению будущих рабочих.

Введение в школе должности  педагога-психолога открывает новые возможности в изучении психологического состояния учащихся, позволяет по-новому понять и оценить их поведение, увидеть результаты учебной деятельности, прогнозировать будущее.

Учащихся, обучающихся в нашей школе, мы разделили по темпераментам следующим образом.  Холерики составили 17,6%; сангвиники - 23%; флегматики - 54,5%;  учащихся меланхоликов в составе учащихся оказалось  4%.

Основная часть учащихся, как мы видим,   флегматики.

Этот темперамент, как известно,  характеризуется низким уровнем активности, медлительностью и невыразительностью мимики. Он трудно переключается с одного вида деятельности на другой, нелегко  приспосабливается к новой обстановке. Хотя у  флегматиков преобладает спокойное ровное настроение.

Чувства учащегося-флегматика отличаются постоянством. Его характеризует вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.

Люди этого темперамента продуктивные, хотя медлительные и  неторопливые. Они  склонны к порядку, деловиты, настойчивы, обладают сильной волей, чувством товарищества, однако при определённых условиях проявляют вялость, инертность, равнодушное отношение к труду, людям и  к себе, склонны к лени.

Педагоги замечают, что их обращения к флематикам  часто бывают не услышанными. Ученики-флегматики  остаются спокойными, проблемы их не печалят, а успехам они  особо не радуются. На занятиях от них требуют выразительной речи, но речь у ребят остаётся монотонной, медлительной. Их ежедневно и помногу раз «воспитывают», они терпеливо выслушивают замечания, так  как обладают большим терпением, но, как правило  отношение к критике у них безразличное. Они медленно изменяют своим привычкам. Зато  в труде флегматики могут быть неутомимыми тружениками, - это  очень важное качество, необходимое труженику на производстве. Всякое новое они встречают с опаской и отрицают его. Спокойны в опасности, но к достижению поставленной цели идут медленно и упорно,  как правило, реально оценивают свои способности. Их трудно в чём-либо убедить так, как флегматики  обладают слабой внушаемостью, очень мнительны и склонны к внутренним переживаниям.

Как мы  видим, получать  рабочие профессии пришли в основном подростки имеющие психологическую предрасположенность тружеников, способных в опасных ситуациях сохранять спокойствие, и добиваться поставленной цели.

На втором месте, по итогам исследования среди учащиеся, занимают, как отмечено выше – сангвиники,  их 23%.

Сангвиники характеризуются высокой активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции - преимущественно положительные – у него быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро сангвиник переживает неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательном воспитательном воздействии  подвижность такого учащегося  может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.

Уравновешенное, поверхностное восприятия окружающего мира формирует и уравновешенное поведение. При этом настроение учащегося-сангвиника устойчивое, жизнерадостное. Речь, как правило, громкая, живая, плавная. Воспитательное воздействие сангвиник выдерживает терпеливо, поведение  в кругу сверстников у него миролюбивое, он быстро адаптируется к новой обстановке, в общении умерен. Критику воспринимает спокойно, что часто вызывает возмущение и срыв самого воспитателя.

Энергичные и деловые сангвиники  могут быть и болтливыми, но всякое новое встречают с большой долей безразличия. Если ученик-сангвиник вступает в конфликт с недругом  или ему угрожает опасность, он проявляет расчетливость,  не склонен к риску.

Сангвиники стремятся к быстрому решению проблем, при этом лучше «гору обойдут», избегнут  препятствий, посчитают, что  штурм не обязателен.

О себе и своих способностях сангвиник думает, что их больше, чем на самом деле он имеет, склонен переоценивать свои способности, внушения воспринимает до известной степени, т.е. не полностью.

При всей своей активности сангвиники мнительны, а это значит, способны к внутренним переживаниям.

Подготовка рабочих из числа учащихся этого темперамента имеет свои положительные качества. Учащиеся  проявляют большую активность в обучении и деловитость на производстве, однако способны проявлять поспешность и нетерпеливость.

На третьем месте из числа обследованных разместились холерики. Этот тип темперамента характеризуется высоким уровнем активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.

И хотя  число холериков у нас  сравнительно не велико, они  своим неуравновешенным поведением, обладая взрывными, эмоциональными, кратковременными переживаниями, своей энергией способны «взорвать» атмосферу вокруг них.

Хотя настроение холериков неустойчивое, оно отличается активностью и бодростью, речь у них громкая, резкая, неравномерная, как правило, холерик часто проявляет нетерпение. Он хочет всего и сразу. Обладает высокой степенью общительности, хорошо адаптируется в новых условиях.

Отличительным свойством  холерика является агрессивность, особенно в обстановке, когда ему угрожает опасность. Критику воспринимает бурно, возбужденно. Обладает страстностью и увлеченностью, как в отношениях, так и в деятельности. Новое воспринимает положительно. В опасности собран, готов к бою, смело идет на риск без особого расчета. Подготовка рабочих для производств  из числа учащихся этого темперамента требует терпения специалистов. Необходимо формировать у таких подростков  навыки управления своими эмоциями, учить их вырабатывать  и принимать грамотные производственные решения.

На последнем месте в нашем ареале темпераментов учащихся  находятся меланхолики. Их всего 4 %. Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличает высокая эмоциональная чувствительность к происходящим событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубиной и неустойчивостью эмоций при слабом их проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции.  При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых событий, людей и всякого рода испытаний.

Учащиеся этого типа не уравновешены в поведении. Им свойственны глубокие и длительные эмоциональные переживания, настроение их постоянно меняется в сторону пессимизма, они теряют интерес к учебе, могут не посещать занятия. Речь тихая,  с задыханием. Терпение крайне слабое, они с трудом адаптируются в окружающей обстановке. У них низкая общительность, они истеричны и уходят от любых трудностей. На критику обижаются до слёз. Поведение зависит от активности окружающих. Оптимизм сменяется за короткое время на пессимизм. Перед опасностью меланхолики пасуют, входят в тревожное состояние, становятся растерянными, подавленными. К цели идут рывками - то сильнее, то слабее, при этом избегают препятствий. Чаще всего недооценивают свои способности и возможности. Легко внушаемы и мнительны. Обучение и воспитание, подготовка к производственной деятельности учащихся этого темперамента составляет определенную сложность, требует индивидуального подхода, терпения. На производстве, связанном с опасностью для жизни, рабочие-меланхолики требуют особого внимания, отношения к ним, не травмирующее их психики.

…Психологическая диагностика учащихся, определение темперамента позволяет  установить их достоинства и недостатки. Подобный анализ личности учащихся дает возможность  прогнозировать и решать воспитательные и учебные задачи профессионального обучения как мастерам производственного обучения, так и учителям, преподавателям, руководству учреждения образования.

Но не все так однозначно, как, на первый взгляд, может показаться. Темпераменты в «чистом» виде встречаются крайне редко. Как показали наши исследования,  в школе нет ни одного ученика, обладающего одним темпераментом. Каждый учащийся имеет доминирующий темперамент и ещё три сопутствующих темперамента, при этом величина доминирующего часто не намного опережает сопутствующие.

При определенном учебно-воспитательном, производственном взаимодействии с  преподавателями, мастерами,  участниками образовательного и производственного процессов учащиеся могут проявлять себя, меняя тип темперамента, переходить на другой темперамент. Это несомненно усложняет задачу общения, воспитательного воздействия,  требует четкого знания каждого ученика,  использования методов обучения и воспитания учеников  с учетом их психики.

Преподаватели и мастера часто замечают, как всегда ровный,  спокойный,  вежливый и предупредительный ученик вдруг становится агрессивным,  непослушным или  падает духом, начинает плакать. Это как раз пример перехода, смены доминирующего темперамента на сопутствующий.

Говоря о роли темперамента в формировании личности ученика,  следует сказать, что доминирование среди учащихся темперамента флегматика предопределяют достаточно высокий уровень его трудоспособности, прилежания. Он,  как правило,  получает хорошую оценку в производственных коллективах, куда его направляют  на производственную практику.

Профессиональная школа чаще всего получает контингент учащихся, не получивших достаточного внимания и понимания в общеобразовательной школе. Ребята не умеют организовать себя на уроках, у них отсутствуют  навыки поведения, они не подчиняются требованиям  дисциплины.

Зачастую подростки  имеют навыки  уличных норм самоутверждения. Они выражаются с помощью нецензурной лексики, бранятся, курят, употребляют алкогольные напитки. Со всем этим педагогическому коллективу приходится встречаться постоянно,  и в этой ситуации  знание психологии ученика играет важную, если не определяющую роль. Непросто обучать и воспитывать подростков  со сложной и порой не ординарной судьбой.

Важную роль в создании и поддержании здоровой психологической обстановки в школе играют органы школьного самоуправления учащихся, которые позволяют строить взаимные отношения на товарищеской основе, вырабатывают умения подчиняться и руководить, отвечать за порученное дело, как в группах и в целом в  школьном коллективе.

Думается,  повышение  роли  каждого учащегося в школьной жизни поможет снять многие психологические проблемы.

А.П.Белов,

педагог-психолог ПШ 9 г. Алматы

Категория: Психологическая служба | Добавил: teacher-almaty (13.08.2007) | Автор: teacher-almaty
Просмотров: 3084 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 ALEMA@   (10.01.2014 00:13)
Очень классная статья! Было интересно читать.Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz