Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 11:11

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Панорама [9]
Образование: модели и методы [60]
Управление [1]
Событие [18]
Воспитание и социализация [40]
Ступеньки к школе [11]
Профессиональное обучение [31]
Коррекционная педагогика [17]
Дополнительное образование [101]
Психологическая служба [47]
Родительское собрание [12]
Автограф на память [13]
Семиречье - взгляд сквозь годы [10]
Хочу поделиться [80]
Хроника [0]
Воспитание о образование в разных странах [2]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рубрики журнала » Психологическая служба

БЛОК МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
БЛОК МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Предлагаю вашему вниманию автоматизированный вариант батареи тестов для определения профиля обучения. Комплект включает 3 методики: 1) для определения преобладающего типа мышления, 2)уровня интеллекта и 3) склонностей
Мы предлагаем проводить тестирование на компьютерах в школьном кабинете информатики. На прохождение всех трех тестов уходит около 2-х уроков, однако разумнее разбивать тестирование на 2 дня – в один день исследовать интеллект, в другой – тип мышления и склонности.
По результатам прохождения всех тех тестов делается вывод о рекомендуемом профиле обучения
Рекомендуется на интеллектуальный тест «Эрудит» ставить защиту от изменений на лист с результатами.
Текст методик был опубликован в газете «Школьный психолог», компьютерный вариант программ выполнен мною, Андроновой О.Е. педагогом-психологом ГУ СОШ №29 «Пальмира» г. Семей,
МЕТОДИКА «ТИП МЫШЛЕНИЯ»
Тип мышления — это индивидуальный способ преобра¬зования информации. Зная свой тип мыш-ления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессио¬нальной деятельности. Однако независимо от типа мыш¬ления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий индивидуальные способы переработки информации, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль де¬ятельности, склонности, интересы и профессиональную на-правленности. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфи-ческими характери¬стиками: предметное, образное, знаковое и символическое. В данной версии опросника типы мышления уточнены в со¬ответствии с имеющимися классикациями (предметно-действенное абстрактно-символическое, словесно-логиче¬ское, наглядно-образное; пятая колонка - креативность).
Обратите внимание ребят на то, что нумерация вопро¬сов идет по горизонтали.
Инструкция. У каждого человека преобладает опре¬деленный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышление. Если согласны с вы¬сказыванием, в бланке по-ставьте плюс, если нет — минус.
П-Д А-С С-Л Н-О К
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменное форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспо¬минания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле- и радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится больше процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику)
23. Meня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать
27. Я понимаю красоту математических формул
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией
29. Я люблю посещать выставки
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить
32. Mне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка
34. Я понимаю красоту природы и искусства
35. Не люблю ходить однним и тем же путем
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю с обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка результатов
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая из колонок соответствует определенному типу мышления. Коли-чество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 — низкий, 3-5 – средний, 6-8 высокий)
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окру-жающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление хорошо развито у спортсме-нов, танцоров, артистов
2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые — физики-теоретики, мате-матики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, на представить. Благо-даря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководи¬телям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышле¬нием.
5. Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талант¬ливых в любой сфере дея-тельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо соче-тание разных ти¬пов мышления, например, для психолога. Такое мышле¬ние называют синтетиче-ским.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обуче-ния. Ярко выра¬женный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствую-щих видов деятельности. Но важ¬нее всего ваши способности и интерес к будущей про¬фессии.
МЕТОДИКА «ЭРУДИТ»
Выполнение этой методики требует интенсивной умствен¬ной работы в течение всего урока. По-этому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда заплани-рованы контрольные работы. Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыс¬лительных процессов и развития вер-бального интеллекта учащихся 8-9-х классов. Она состоит из четырех серий за¬даний, каждая из которых выявляет уровень развития ос¬новных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, есте-ственно-научно¬го, общественного и гуманитарного предметных циклов. За¬дания четвертой серии направлены на изучение способно¬сти к анализу и синтезу знаковой информации.
Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффек¬тивности различных программ и методов обучения.
Работа над тестом занимает один урок. Если нет воз¬можности рассадить ребят по одному, психо-лог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.
I. Даны три слова (или словосочетания). Первое и вто¬рое связаны по смыслу. Из четырех вари-антов выберите тот, который связан по смыслу с третьим словом (или сло¬восочетанием) так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву. Пример: летчик — самолет = машинист - ? Варианты: а) пассажир; б) поезд; в) вагон; г) вокзал. Летчик управляет самолетом, маши¬нист — поездом. Правильный ответ: «б».
1. Рабовладельцы — капиталисты = рабы — ...
а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) наемные рабочие; г) пленные.
2. Богатство — бедность = крепостная зависимость — ... а) крепостные крестьяне; б) личная сво-бода; в) нера¬венство; г) частная собственность.
3. Первобытный строй — рабовладельческий строй = рабовладельческий строй — ...
а) социалистический строй; б) капиталистический строй; в) демократическое правление; г) фео-дальный строй.
4. Роза — цветок = врач — ...
а) занятие; б) должность; в) специальность; г) профессия.
5. Война — смерть = частная собственность — ...
а) феодализм; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы.
6. Стихотворение — поэзия = рассказ — ...
а) проза; б) писатель; в) повесть; г) предложение.
7. Старт — финиш = пролог — ...
а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) эпилог.
8. Роман — глава = стихотворение — ... а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм.
9. Числительное — количество = глагол — ...
а) спряжение; б) действие; в) причастие; г) часть речи.
10. Глагол — спрягать = существительное — ...
а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) скло¬нять.
11. Колумб — путешественник - землетрясение — ... а) природное явление; б) образование гор; в) изверже¬ние; г) жертвы.
12. Север — юг = осадки — ...
а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха.
13. Папоротник — спора = сосна — ... а) шишка; б) семя; в) растение; г) ель.
14. Растение — стебель = клетка — ...
а) деление; б) хромосома; в) ядро; г) фермент.
15. Понижение атмосферного давления — осадки = ан¬тициклон — ...
а) ясная погода; б) циклон; в) гроза; г) влажность.
16. Фигура — треугольник = состояние вещества — ... а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода.
17. Прямоугольник — плоскость = куб — ... а) сторона; б) ребро; в) высота; г) объем.
18. Диаметр — радиус = окружность — ... а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) круг.
19. Холодно — горячо = движение — ...
а) инерция; б) покой; в) скорость; г) взаимодействие.
20. Слагаемые — сумма = множители — ... .
а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.
II. . Даны четыре слова, три из которых объединены об¬щим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке. Пример: а) ко¬рова; б) лошадь; в) собака; г) волк. Три слова обозначают домашних животных, четвертое — дикое. Правильный от¬вет: «г».
21. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий.
22. а) социология; б) психология; в) педагогика; г) тех¬ника.
23. а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Пирогов.
24. а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь.
25. а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ.
26. а) предлог; б) корень; в) суффикс; г) окончание.
27. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ.
28. а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Гумилев.
29. а) пролог; б) сюжет; в) развязка; г) эпилог.
30. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) ска¬зание.
31. а) барометр; б) азимут; в) термометр; г) компас.
32. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость.
33. а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин.
34. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия.
35. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал.
36. а) парабола; б) гипербола; в) ломаная; г) прямая.
37. а) Сахаров; б) Алферов; в) Ландау; г) Пастернак.
38. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем.
39. а) скорость; б) колебание; в) вес; г) плотность.
40. а) круг; б) ромб; в) прямоугольник; г) треуголь¬ник.
III. Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые сущест-венные для обоих слов признаки. Пример: сосна — ель. Варианты ответов: а) ра¬стения, б) при-рода, в) деревья, г) хвойные деревья. Пра¬вильный ответ — «г», потому что он точнее всего от-ражает существенные свойства этих понятий.
41. Феодализм — капитализм: а) устройство общества, б) формы правления; в) неравенство; г) общественный строй.
42. Радио — телевидение: а) способы передачи инфор¬мации; б) средства массовой информации; в) достижения науки; г) формы воздействия на людей.
43. Наука — искусство: а) виды творчества; б) интел¬лект; в) культура; г) области человеческой деятельности.
44. Школа — институт: а) образование; б) здания; в) учеб¬ные заведения; г) способы получения знаний.
45. Монархия — демократия: а) государственный строй; б) формы правления; в) правительство; г) устройство об¬щества.
46. Сказка — былина: а) литературный жанр; б) выдум¬ка; в) устное народное творчество; г) лите-ратурное про¬изведение.
47. Пролог — кульминация: а) литературный прием; б) элементы литературного произведения; в) художествен¬ные средства; г) способы изложения.
48. Глагол — прилагательное: а) главные члены предло¬жения; б) части речи; в) второстепенные члены предло¬жения; г) лингвистические термины.
49. Классицизм — романтизм: а) стиль; б) жанры; в) ху¬дожественный стиль; г) направления в ис-кусстве.
50. Определение — обстоятельство: а) члены предло¬жения; б) части речи; в) виды предложений; г) уточняющие слова.
51. Азия — Африка: а) страны; б) континенты; в) мате¬рики; г) части света.
52. Сердце — артерия: а) органы кровообращения;
б) анатомия; в) система кровообращения; г) органы тела.
53. Облачность — осадки: а) природные явления; б) дождь;
в) погода; г) атмосферные явления.
54. Жиры — белки: а) биологические вещества; б) мик¬роэлементы; в) органические вещества; г) химический состав тела.
55. Канал — плотина: а) гидроэлектростанции; б) вод¬ные сооружения; в) водоемы; г) водные пре-грады.
56. Сумма — произведение: а) математические терми¬ны; б) вычисления; в) результаты математи-ческих дей¬ствий; г) результаты вычислений.
57. Газ — жидкость: а) молекулы; б) состояние; в) хими¬ческое вещество; г) агрегатное состояние вещества.
58. Дифракция — интерференция: а) волновые явления; б) характеристики световой волны; в) природные явле¬ния; г) физические термины.
59. Ампер — вольт: а) электричество; б) физические тер¬мины; в) единицы измерения электриче-ского тока; г) уче¬ные-физики.
60. Синус — косинус: а) квадратичные функции; б) три¬гонометрические функции; в) четные функции; г) нечет¬ные функции.
IV. Числа в каждом ряду расположены по определенному правилу. Вы должны понять эту за-кономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.

61. 6 9 12 15 18 21
62. 9 1 7 1 5 1
63. 2 3 5 6 8 9
64. 10 12 9 11 8 10
65. 1 3 6 8 16 18
66. 3 4 6 9 13 18
67. 15 13 16 12 17 11
68. 1 2 4 8 16 32
69. 1 2 5 10 17 26
70. 1 4 9 16 25 36
71. 128 64 32 16 8 4
72. 1 2 6 15 31 56
73. 31 24 18 13 9 6
74. 255 127 63 31 15 7
75. 3 4 8 17 33 58
76. 47 39 32 26 21 17
77. 174 171 57 54 18 15
78. 54 19 18 14 6 9
79. 301 294 49 44 11 8
80. 23 46 48 96 98 196

Обработка результатов. Обработку проводит сам учитель или психолог. Она заключается в под-счете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов. За ка-ждый правильный ответ начисляется один балл. Качественный анализ результатов выявляет груп-пы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соот-ветствии с структурой методики строки 1-5 бланка занимают вопросы общественных наук, сле-дующие пять строк (6-10) вопросы гуманитарных наук, 11—15 — вопросы естественных наук, 16—20 — физика и математика. Баллы (количество правильных ответов из 15 возможных) запи-сывают в пустой клетке после названия цикла.
Степень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравне-нием количества правильных ответов по четырем сериям (1 — «Аналогии», 2 — «Классифика-ция», 3 — «Обобщение», 4 — «Закономерности» — соответственно буквы «А», «К», «О», «З» внизу бланка). Баллы (количество правильных ответов из 20 возможных) записываются в пустых клетках нижней строки под каждой серией рядом с этими буквами. Общий балл (из 80 возмож-ных) записывается в правом нижнем прямоугольнике. По результатам тестирования класс по раз-деляется на пять групп:
1) наиболее успешные — 10% от общего числа испытуемых;
2) близкие к успешным — 20% от общего числа испытуемых;
3) средние по успешности — 40% от общего числа;
4) малоуспешные — 20 % от общего числа;
5) наименее успешные — 10 % от общего числа испытуемых.
К следующему, завершающему уроку вы должны вернуть ребятам обработанные бланки. Возвра-щая результаты, необходимо напомнить, что по отдельным методикам нельзя давать рекоменда-ции о профиле обучения, тем более что работа еще не закончена. Ни в коем случае нельзя зачиты-вать эти результаты вслух — во-первых, вы травмируете тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряете время.

Образец бланка
1 21 41 61
2 22 42 62
3 23 43 63
4 24 44 64
5 25 45 65
Общественные науки
6 26 46 66
7 27 47 67
8 28 48 68
9 29 49 69
10 30 50 70
Гуманитарные науки
11 31 51 71
12 32 52 72
13 33 53 73
14 34 54 74
15 35 55 75
Естественные науки
16 36 56 76
17 37 57 77
18 38 58 78
19 39 59 79
20 40 60 80
Физика-математика
А К О З


Правильные ответы
1 В 21 А 41 Г 61 24
2 Б 22 Г 42 Б 62 3
3 Г 23 Г 43 Г 63 11
4 Г 24 Б 44 В 64 7
5 В 25 Г 45 А 65 36
Общественные науки
6 А 26 А 46 В 66 24
7 Г 27 А 47 Б 67 18
8 В 28 В 48 Б 68 64
9 Б 29 Б 49 Г 69 37
10 Г 30 Г 50 А 70 49
Гуманитарные науки
11 А 31 Б 51 Г 71 2
12 Г 32 А 52 А 72 92
13 Б 33 В 53 Г 73 4
14 В 34 В 54 В 74 3
15 А 35 Г 55 Б 75 94
Естественные науки
16 А 36 В 56 В 76 . 14
17 Г 37 Г 57 Г 77 5
18 А 38 Б 58 А 78 2
19 Б 39 Б 59 В 79 4
20 В 40 А 60 Б 80 198
Физика-математика
А К О З

ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ
Данная методика с трудом воспринимается на слух, по¬этому у ребят должны быть опросники. Вы-полнение теста занимает 10-15 минут. Подсчет баллов учащиеся прово¬дят самостоятельно. Крат-кая интерпретация результатов дана в опроснике, однако психолог может дополнить ее своими примерами.
Инструкция. Для того чтобы определить свои профес¬сиональные склонности, выберите один из трех вариан¬тов — «а», «б» или «в» — и отметьте его в бланке.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене;
в) заниматься расчетами, вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская пре¬мия
а) за общественную деятельность;
б) в области науки;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше при¬влечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение.
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
8. В людях я ценю прежде всего а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заин¬тересует
а) возможность знакомства с историей и культурой дру¬гой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, гор¬ные лыжи);
в) деловое общение;
11. Мне интереснее беседовать
а) о человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три круж¬ка, я бы выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание
а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь за¬ботиться
а) о защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.
20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи
а) о выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкан¬тов.
22. В свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животны¬ми, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообще¬ние
а) о научном открытии;
б) о художественной выставке;
в) об экономической ситуации.
24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каж¬дом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пу¬стых клетках нижней строчки.
10-12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов — склонность к определенному виду де¬ятельности.
4-6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 балла — профессиональная склонность не выра¬жена.
Шесть столбцов — это шесть видов деятельности.
I — склонность к работе с людьми. Профессии, свя¬занные с обучением, воспитанием, обслужива-нием (бы¬товым, медицинским, справочно-информационным), уп¬равлением, воспитанием и обучением. Людей, успеш¬ных в профессиях этой группы, отличает общитель¬ность, способность находить общий язык с людьми, понимать их настроение, намерения, помнить их осо¬бенности.
II — склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с науч-ной, исследователь¬ской деятельностью. Ученые отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналити¬ческим складом ума.
III — склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка ме¬талла; монтаж, ремонт и обслуживание механизмов, зда¬ний, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление из-делий.
IV — склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связан-ные с изобра¬зительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической дея-тельностью. Людей творческих профессий часто отличают оригинальность и независи¬мость.
V — склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спор-том, путешестви¬ями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии, предъявля¬ют особые требования к физической подготовке, здоро¬вью, характеру.
VI — склонность к планово-экономическим видам де¬ятельности. Профессии, связанные с расче-тами и плани¬рованием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преоб-разованием (редактор, пере¬водчик, лингвист); схематическим изображением объек¬тов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

1. А Б В
2. А Б В
3. А Б В
4. А Б В
5. А Б В
6. А Б В
7. А Б В
8. А Б В
9. А Б В
10. А Б В
11. А Б В
12. А Б В
13. А Б В
14. А Б В
15. А Б В
16. А Б В
17. А Б В
18. А Б В
19. А Б В
20. А Б В
21. А Б В
22. А Б В
23. А Б В
24. А Б В
Сумма баллов I. II. III. IV. V. VI.
Интерпретация результатов. После обработки ре¬зультатов перед психологом стоит задача их анализа и обобщения. Опросник профессиональных склонностей определяет интересы подростка.
Результаты методики «Эрудит» оценивают степень ус¬воения отдельных циклов учебной программы и уровень сформированности основных мыслительных функций. Оп¬ределение типа мышления носит уточняющий характер. Так, выраженное абстрактно-символическое мышление указывает на некоторые склонности к предметам физи¬ко-математического цикла, словесно-логическое мышле¬ние — к предметам гуманитарного цикла, наглядно-образ¬ное мышление — к эстетическим видам деятельности, предметно-действенное мышление — к практической ра¬боте и экстремальным видам деятельности.
Результаты отдельных методик нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, полученная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточ¬няется другими. Сочетание четырех разноплановых мето¬дик дает достоверную картину профессиональных инте¬ресов и склонностей подростков, позволяя рекомендовать учащимся

Категория: Психологическая служба | Добавил: ОЕА (01.03.2011) | Автор: Андронова Ольга Ефимовна
Просмотров: 3275 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Verrena   (08.02.2012 17:17)
очень нужный материал для проведения анкетирования в 9 классе

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz