Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 19:14

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Устное народное творчество. Сказки.
Тема: Устное народное творчество. Сказки
Цели:
Дать понятие об УНТ, об особенностях сказки, о ее отличии.
Развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычном.
Прививать любовь к чтению через сказки
Тип: урок-игра
Методы: эвристического наблюдения, метод ошибок, метод эмпатии, метод придумывания или объединения, рефлексивный метод, словесно-иллюстративный, практический.
Оборудование: иллюстрации сказочных персонажей, уголок сказки.
Структура урока: Время Оборудование
1. Работа по группам” Как получается сказка?” 10 мин. Мячик, рисунки животных, плакат “Волшебная страна”.
2. Практическая работа: ”Виды воображения” 20 мин. Карандаши, бумага для рисования,
макет весёлого человечка.
3. Физкультминутка. 3 мин.
4. Домашнее задание. 3 мин.
5. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока
1 Орг. момент
2. Объявление темы урока: Метод эвристического наблюдения.
Цель данного этапа урока – проанализировать, что такое сказка, чем она отличается от “не сказки”, как придумать свою сказку.
- Очень многие дети любят сказки: читать, слушать, сочинять сами. … Как вы думаете, почему?
Игра с мячом:
- Назовите известные вам сказки. Как определить, где сказка, а где “не сказка”?
(возможные ответы детей: в сказках животные и предметы разговаривают, есть волшебство и волшебники, сказочные герои, в том числе “нечистая сила” и др.)
Работа по группам:
Метод ошибок. Данный метод предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок (и псевдоошибок) для углубления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения её причин, способов её получения. Отыскание взаимосвязей ошибки с "правильностью" стимулирует эвристическую деятельность учеников, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний.
- А теперь послушайте такие сказки:
1. Посадил дед репку. Выросла репка, вытянул её дед и съел …
Из какой сказки отрывок? Осталась ли сказка?
2. Снесла курочка яичко. И была у деда с бабой вкусная яичница …
3. Пошла девочка в лес, на неё напал волк и съел …
А вот настоящие “не сказки”. Послушайте и предложите, как их можно превратить их в сказки?
(каждой группе раздать по карточке)
1 группа: Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошёл в школу …
2 группа: Сели дети смотреть телевизор …
3 группа: Пошла Маша в магазин за хлебом, а деньги забыла дома …
Вывод: легко ли выдумывать? Что нужно для того, чтобы получилось интересно? Можно ли этому научиться?
Физкультминутка. (Задание на действия с воображаемыми предметами).
Примеры действий:
• пришить пуговицу;
• надуть шарик;
• катать коляску;
• надевать рубашку;
• прыгать через скакалку;
• чистить зубы;
2 этап. Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта. Цель этого этапа урока – показать, что бывают различные уровни (виды) воображения. Ненавязчиво пополнять, расширять знания детей. Развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычном.
а) Предлагается последовательное выполнение упражнений:
- Сейчас вы закроете глаза. Представьте в уме какое-нибудь животное: слон, медведь, змея. Кто представит, поднимет руку.
Учитель делает вывод: представление объектов, которые ранее встречались человеку - это первый вид воображения.
б) Нарисуйте живое существо по описанию:
Много надо ль нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом ещё кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развесёлый Чудачок.
А теперь покажите друг другу, а потом гостям свой рисунок.
Зовут этого человечка Микроша. <Рисунок №1>
Видел или слышал кто-нибудь про такого человечка? Как могли его нарисовать?
Вывод: представление по описанию – второй вид воображения.
в) Сказка о волшебной стране.
Микроша придумал волшебную страну, где все улыбаются и говорят всё наоборот.
Игра ”Скажи наоборот”.
- А вы грустные ребята?
- Мы весёлые ребята!
- Вы ленивые ребята?
- Мы трудолюбивые!
- Вы злые?
- Мы добрые!
- Вы недружные?
- Мы дружные!
Физкультминутка. Гимнастика для кисти рук.
- А вот покажите гостям, что вы действительно дружные. Все встали. А теперь взяли в руки карандаш, дружно катаем карандаш обеими руками;
- крутим карандаш тремя пальцами;
- здоровается каждый пальчик с “большим”;
А сейчас все закрыли глаза (раз, два, три – открыли …)
Метод придумывания или объединения – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.
- Мы с вами очутились в волшебной стране.
Ой, что творится в этой стране? Какая путаница! Давайте послушаем стихотворение.
Рады, рады, рады
Светлые берёзы
И на них от радости
Вырастают розы …
То не дождь пошёл из облака.
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
Рады, рады, рады,
Светлые осины
И на них от радости
Растут апельсины.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
В этой стране живут необыкновенные животные, растут фантастические растения. Какие?
Микроша предлагает создать необыкновенное животное, которое никто не видел, объединяя части известных различных живых существ. И вот, что у него получилось.
Вывод: представление объектов, не существующих в действительности – это третий вид воображения.
Какие полезные части взял Микроша от разных животных?
(На доске картинки животных: корова, лошадь, овца, собака, жираф, кузнечик, крокодил, кенгуру. медведь, волк и т. д. )
Например: от коровы – рога и вымя. Она будет защищаться от врагов, и давать вкусное молоко. От овцы – пушистая шерсть. Микроша будет вязать носки и рукавички. От лошади – длинные стройные ноги, чтобы наше животное хорошо бегало и умело скакать. От собаки – хвостик, он будет весело им помахивать.
- Какой приём использовал Микроша?
Практическая работа: нарисовать фантастическое животное, используя приём объединения.
Вообрази себе животное, которое никто никогда не видел, да и ты видишь в первый раз. Это твоё изобретение!
- Как называется животное?
- Оно доброе или злое?
- Где оно живёт?
- Чем питается?
- Когда спит?
- Есть ли у него мех и какого он цвета?
- Как тебе удалось придумать такое удивительное животное?
(В конце обсудить полученные варианты).
Домашнее задание (по желанию): Может ли мышь быть больше слона? Если да, то, в каких случаях? Сочини про это сказку.
Подведение итогов.
Сказка – это …
Какими должны быть изобретения? Нужны ли сказки?
Вывод: придумывание нового и оригинального – не самоцель. Изобретения должны быть полезными.
Рефлексивная деятельность.
- Цель рефлексивного метода – выявить методологический каркас осуществлённой предметной деятельности и на его основе продолжить предметную деятельность. Результатом применения рефлексивного метода может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучаемому предмету и т.п. Рефлексивная деятельность вплетается в ткань предметных действий, осуществляя функцию несущей методологической конструкции всего образовательного процесса.
- Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?)
- Что бы хотели выполнить ещё раз?
Чему вы научились на уроке?
Какие задания вам понравились больше всего?
Микроша очень доволен вами, спасибо вам! Молодцы!
Использованная литература:
1. М. С. Гафитуллин, курс РТВ. Тема “Фантазия – как творчество”, Жуковский 1989г.
2. З. Г. Шустерман “Новые приключения колобка”, Москва, Педагогика – пресс, 1993г.
3. В. и. Перехода “Вообрази себе”, “Поиграем, помечтаем”, НВН, Центр Эйдос, Москва
4. Г. С. Альтшуллер “Краски для фантазии”, Петрозаводск, 1991г.
5. Л. И. Шрагина “Логика воображения”, Одесса 1
Категория: Начальная школа | Добавил: 03000 (18.10.2012) | Автор: Курмантаева Айгуль Саламатовна
Просмотров: 1024 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz