Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 01:20

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Инновационная деятельность в современном образовании.
Инновационная деятельность в современном образовании.
Современная педагогика ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.
Педагогическая наука в процессе развития образовательного учреждения выделяет:
1. Абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
2. Относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);
3. Псевдоновизну (видимость новизны).
Существуют различные основания для классификации инноваций:
1. По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность.
2. По способу возникновения и протекания инноваций.
3. По глубине и ширине осуществления инноваций.
4. По характеру происхождения.
5. По признакам масштабности.
В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств, нововведений:
1. Возникновение или зарождение идеи нового.
2. Перевод идеи в цель. Этапы постановки цели.
3. Разработка путей реализации цели и проектирование.
4. Реализация проекта.
5. Распространение новой практики.
6. Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме.
Если инновация – это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
1. Интуиция творческого руководителя, педагога;
2. Опыт, рожденный в данной школе;
3. Педагогический опыт, рожденный в других школах;
4. Директивы и нормативные документы;
5. Мнение потребителя образовательных услуг;
6. Потребности педагогического коллектива работать по-новому;
7. Потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
8. Достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.
Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Необходимость инноваций в педагогическом процессе исходит из развития современного образования.
В организации образовательного процесса появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.
В современной педагогике существует множество новых технологий. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). В нашем же понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Педагогическая технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью ученика и учителя, ее структурой, средствами, методами и формами. В структуру педагогической технологии входит:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
- цели обучения – общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
в) процессуальная часть – технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности школьников;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются: социальные преобразования и новое педагогическое мышление, наука – педагогическая, психологическая, общественные науки, передовой педагогический опыт, опыт прошлого, отечественный и зарубежный, народная педагогика (этнопедагогика).
В теории и практики дошкольных учреждений сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
По сущности и инструментально значимым свойствам выделяются следующие классы педагогических технологий:
1. По уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные), локальные (модульные) технологии.
2. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие.
3. По ориентации на личностные структуры: информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технологии саморазвития, эвристические и прикладные.
4. По типу организации и управления познавательной деятельностью: взаимодействие учителя с учеником может быть разомкнутым, цикличным, рассеянным и направленным, ручным и автоматизированным.
Виды технологий:
1. Классическое лекционное обучение;
2. Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
3. Система «консультант»;
4. Обучение с помощью книги – самостоятельная работа;
5. Система «малых групп» - групповые способы обучения;
6. Компьютерное обучение;
7. Система «репетитор» - индивидуальное обучение;
8. «Программное обучение», для которого имеется заранее составленная программа.
Типы технологий:
1. Авторитарные технологии;
2. Дидактоцентрические технологии;
3. Личностно – ориентированные технологии;
4. Гуманно – личностные технологии;
5. Технологии сотрудничества;
6. Технологии свободного воспитания;
7. Эзотерические технологии.
В процессе изучения инновационных технологий можно убедиться, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не только на вооружение детей знаниями, но и на их разностороннее воспитание.
Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности.
Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Работу можно условно разделить на три направления: уверенность в себе; чувства, желания, взгляды; социальные навыки.
Первый раздел предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он как и каждый человек уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, что не смог сегодня.
Нам необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.
Уверенность в себе является важным качеством личности человека. Оно позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего возраста.
В своей работе следует избегать таких неэффективных способов педагогического воздействия, как долгие настаивания и нравоучения, которые часто дают обратный эффект. Целесообразно заранее продумывать позитивные способы воздействия, которые должны вытеснять прямые запреты и нарекания. Благодаря применениям инновационных технологий в современной педагогике, вышеуказанные способы утратили свою актуальность.

Список используемой литературы
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 2002.
2. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд. «Эгвес». 2008
3. Котлярова И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально-педагогической квалификации. – Челябинск: Челябинский Государственный Педагогический Университет, 2008, с.6.
4. Пидкаситый П.И. «Технология игры в обучении» - М.: Просвещение, 2002
5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориенторованная монография/ Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 1997.
6. Онищук В.А. «Урок в современной школе» Москва «Просвещение», 2001г.
Категория: Начальная школа | Добавил: ksenia (23.11.2012) | Автор: Конюшевская Татьяна Эдуардовна E
Просмотров: 1325 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 2
2 (-((_))   (28.03.2013 00:15)
Спасибо за статью. Она очень актуальна.

1 5soldo   (17.12.2012 16:24)
Жаль, что статьи здесь не проверяются на подлинность. Явно, что написано не из опыта работы и не на основе богатых жизненных впечатлений. Для приличия можно было бы что-то сочинить о наличии инновационного подхода в практической деятельности автора этой писанины. Скорее всего, девочка - только после окончания вуза. Скромности ей явно не хватает - ведь мы книжки тоже читать умеем и на компьютере как-нибудь нужную кнопку нажмём.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz