Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 21:37

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Урок русского языка в 3 классе "Род имени существительного"
ГУ "Средняя школа №13 города Рудного"
Учитель: Иванова Ю. В. (1 категория)
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Род имени существительного.
Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.
Задачи:
• актуализировать знания обучающихся о приемах распознавания рода имени существительного; упражнять в распознавании рода имени существительного по алгоритму;
• развивать внимание, память, логическое мышление; обогащать и уточнять словарный запас;
• прививать интерес к изучению предмета.
Тип урока: урок выработки умений и навыков.
Оборудование: карточки с заданиями, оформление доски, задания для работы в группах, у детей – светофорики.
Ход урока.

1. Организационный этап. Настрой на урок.
Вот звонок нам дал сигнал:
«Поработать час настал!»
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
А) - Отгадайте загадку и определите, чему будет посвящен наш сегодняшний урок:
Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает.
- Действительно, мы продолжаем изучать большой раздел «Имя существительное» и знакомиться с тайнами этой интереснейшей части речи.
Б) - Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном и составим опорную схему.
Игра «Третий – лишний»
На доске записаны столбики слов, по 3 слова в каждом. Дети должны в каждом столбике выбрать лишнее слово, обосновав свой выбор.
баран бабочка Бурёнка билеты
белый барсук Балхаш брюки
барабан бант брат берёза
В ходе выполнения заданий каждого столбика на доске составляется опорная схема:
Имя существительное
Предмет
Кто? (одуш.) Что? (неодуш.)
Собств. Нариц.
Ед. ч. (один) Мн. ч. (много)
- Расскажите по опорной схеме, что узнали об имени существительном как части речи.
В) - Разгадайте ребус, и вы узнаете тему нашего урока:
З = Д (рисунок розы) ,

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
Г) – Вспомним, что узнали во 2 классе о категории рода имени существительного. Ответы детей: имена существительные могут относиться к мужскому роду (он, мой), женскому роду (она, моя), среднему роду (оно, моё).
- Как вы думаете, а есть ли ещё какой-то способ определения рода имени существительного? (по окончанию)
- Составим таблицу - подсказку:

М. р. Ж. р. Ср. р.
Он, мой Она, моя Оно, моё
□, -а, -я -а, -я, □ -о, -е, -я

3. Выполнение учащимися тренировочных упражнений.
А) Пальчиковая гимнастика.
Мы перчаточки снимаем
И на точки нажимаем.
Развиваем память, слух,
Внимание, мышление,
И у нас хорошее будет настроение.
Раз, два, три, четыре, пять – весело играть, здоровью помогать!
Б) Оформление тетради.
В) Каллиграфическая минутка.
- Что объединяет все слова в столбиках? (они начинаются на букву б)
- Найдите эту букву у себя в тетрадях. Дайте характеристику звукам, которые обозначает эта буква.
- Какую закономерность будем соблюдать, прописывая соединение:
Бб Ббб Бббб …
- Какие соединения?
- На что надо обратить внимание? (наклон, высота букв … )
- Продолжите закономерность.
Г) Словарная работа.
– Какое новое словарное слово вы видите на доске и у себя в тетрадях? (батыр)
- Запишем это слово и проанализируем.
- Кто такой батыр?
Батыр (тюрк.) – почетное звание, дававшееся за воинские подвиги, героизм, доблесть, отвагу; герой, храбрец.
- О подвигах батыров рассказывают казахские народные эпосы.
- Имена каких батыров вам знакомы? (Кобланды-батыр, Богенбай-батыр, Алпамыс, Райымбек, Кабанбай, Наурызбай и др.)
- Подберите синонимы к слову батыр (герой, воин, смельчак, храбрец)
- Подберите подходящие по смыслу прилагательные.
- Дайте характеристику этому слову как части речи.
- На карточках со словарными словами найдите все имена существительные и определите у них род (по цепочке)
Д) Физминутка.
Физкультурная минутка –
Это вам совсем не шутка.
Выдох-вдох! Внимание!
Начинаем приседания.
А теперь согнуться
И носка рукой коснуться.
2 хлопка, 3 прыжка,
Поворот, 2 шажка.
Вдох-выдох! Потянись!
И тихонечко садись.
Е) – А теперь мы поучимся определять род у существительных, которые употреблены не в начальной форме, а встречаются нам в предложениях, в потоке речи.
- Прочитайте на доске пословицу:
Смелому батыру удача помогает.
- Назовите окончание у подчеркнутого слова. Как определить род у такого существительного, ведь в нашей таблице-подсказке нет окончания –у?

Алгоритм определения рода имени существительного.
1. Ставлю имя существительное в начальную форму, чтобы оно обозначало один предмет и отвечало на вопрос кто? что?
2. Заменяю имя существительное одним из слов: он, она, оно.
3. Делаю вывод: стол (он) – мужской род, тарелка (она) – женский род, ведро (оно) – средний род.
- Выполним упр. 244 (стр. 109) и потренируемся в распознавании рода у имен существительных (с комментированием)

4. Выполнение заданий повышенной трудности.
А) Работа в группах.
1 группа. Переставьте местами слоги и образуйте новые слова. У всех имен существительных определите род:
КАБАН, МЫШКА, СОСНА, СКАЛА, ЛОЖА.
2 группа. Добавьте 1 букву в начале или в конце слова и образуйте новые слова. У всех имен существительных определите род:
РЫБА, УТКА, СТОЛ, ЛЕНЬ, РОЗА.
3 группа. Переставьте местами буквы и образуйте новые слова. У всех имен существительных определите род:
ТЕЛО, КУЛАК, ЛИСА, СОН, КОЛОС.
Защита работ.
Б) «Хитрые» вопросы:
• Какое небесное тело имеет 2 названия: одно женского рода, второе – мужского рода?
• Как вы думаете, есть ли существительные, которые не принадлежат ни к мужскому роду, ни к женскому роду, ни к среднему роду? (да, это существительные, употребляющиеся только во множественном числе – ножницы, санки, сутки, брюки и т. д.)
В) Задания игры «Русский медвежонок»:
• Какое из существительных не того рода, что остальные?
А) муравьишка Б) зайчишка В) скворушка Г) коровушка
А) мочалка Б) щётка В) паста Г) шампунь
- Подберите прилагательные к слову шампунь.
- В нашей речи мы часто делаем ошибки в определении рода «хитрых» существительных: кофе, тюль, шампунь и др. Нужно запомнить, что эти существительные мужского рода.

5. Самостоятельная работа (на карточках с разноуровневыми заданиями).
Проверка по цепочке + светофоры.
- Встаньте ребята, у которых не было ошибок и исправлений.
- Встаньте те, у кого было 1-2 исправления или ошибки.
- У кого больше ошибок?

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Услышим скоро мы звонок,
Пора нам подводить итог.
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
- Встаньте те, кому сегодня на уроке все было понятно, и вы научились определять род имени существительного.
- Кому надо еще потренироваться?
- Как вы думаете, а зачем нужно уметь определять род имени существительного?
- Представьте, что сегодняшний урок вы провели не в кабинете, а в кафе, а те задания, которые вы выполняли – это съеденные вами блюда. Мне, как директору этого кафе интересно, какое блюдо было для вас сегодня самым вкусным и вы бы попросили добавки; какое блюдо показалось вам не очень вкусным?

Домашнее задание: стр. 107, упр. 241.
Оценивание.

Приложение.
Карточки с разноуровневыми заданиями.
1 уровень. Определи род имён существительных (подпиши сверху).
Медведь, медведица, небо, солнце, лошадь, конь.
2 уровень. Допиши подходящие по смыслу имена существительные, укажи у них род.
В нашем доме живёт добрая ……………… .
Мы подошли к высокому ……………. .
В глубоком ………………….. водится много рыбы.
3 уровень. Придумай и запиши 5 названий предметов одежды, укажи сверху род:
………………………………………………………………………………………………
Категория: Начальная школа | Добавил: uvi (17.12.2013) | Автор: Иванова Юлия Васильевна E
Просмотров: 2819 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 Vietal   (26.12.2013 18:11)
Замечательный урок! Спасибо большое, понравился.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz