Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 03:06

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

статья
ГУ «Аккольская средняя школа №4»









Учитель начальных классов: Цыганкова Надежда Николаевна

2013 год

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это "одежда мысли", по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во - первых, возрастом детей, а во - вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.
Методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться на усвоение звукового строя русского языка и его графики; на процесс овладения чтением, письмом, восприятия речи на слух и на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль; на развитие дикции и орфоэпического навыка; на интонации и выразительное чтение; на понимание состава слова, словообразования, словоизменения, на закономерности функционирования языка, то есть на грамматику.
Орфографические умения и навыки - составная часть речевых умений и навыков, языкового развития в целом. Иными словами, правописание -средство общения.
Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинения, письма, статьи в газету и пр. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант - не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они разумеется взаимосвязаны):
- обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы)
и буквы, с учётом позиции звука и состава слова, на основе развития
фонематического (речевого) слуха учащихся;
- обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их
морфемного состава, словообразовательных гнёзд, на основе проговаривания и
списывания, использование словарей;
- обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением
правил, то есть путём решения грамматико - орфографических задач. .
В решении орфографических задач осуществляется связь всех сторон изучаемого языка - его фонетики, графики, словообразования, грамматики, лексики (значения слов и их сочетаний).

В начальных классах закладываются основы грамотного письма, в первую очередь школа должна обучить детей письму. Что входит в это понятие? Во-первых, усвоение всех букв и их начертаний, т. е. алфавита и каллиграфии. Во-вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи, т. е. усвоение графики. В-третьих, усвоение собственно орфографии - правил, их системы, проверки орфограмм с помощью правил и другими способами.
Важно, чтобы дети поняли, что правописание слов почти всегда мотивировано. Например, заглавная буква позволяет отличать имена и фамилии от других слов: корень в родственных словах пишем одинаково, чтобы не исказить его значения, чтобы понятее было родство слов.
В русском языке рассматриваются три основных правила правописания корня слова, на которых я и хочу остановиться в своей работе:
- правописание безударных гласных в корне слова;
- правописание парных согласных в корне слова;
- правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Знакомство с первым и вторым правилами происходит уже в первом классе.
"Правописание безударных гласных в корне слова"- одна из самых сложных тем в русском языке. В первом классе понятия "родственные слова" и "корень" ещё не изучаются. Проверка идёт методом сопоставления "он-она-они-оно" "сосны-сосна". Подобная работа входит в привычку детей, у них постепенно вырабатывается потребность подбирать родственные слова, делать сопоставления.
Во 2-х - 4-х классах происходит знакомство, изучение и закрепление знаний о безударной гласной и способах её проверки.
При знакомстве с данной темой использую наглядное пособие, которое помогает понять, что для проверки безударной гласной в корне слова необходимо изменить форму слова - "один - много", "много - один" (см. приложение 1).
При дальнейшем изучении темы использую следующие виды работ:
1. Дано три слова: вода, водный, водяной.
Задание: подчеркнуть проверочное слово.

2. Из данного текста выбрать слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочное слово:
Пример: Деревья весело шумели,
Когда вернулась к нам весна
3.Исправить ошибки в тексте, допущенные учителем: Пример: Как молоком облитые, Стоят соды вишнёвые.
4. Составить рассказ, например, на тему "Зима", употребить в нём слова, где в
безударных слогах есть гласные а, о, е.
5. Распределить слова в 2 столбика: 1 - проверяемые ударением;
2 - непроверяемые ударением. Пример: листва, мороз, мосты, девочка и т. д.
Запоминание словарных слов имеет также большое значение при формировании орфографических навыков.
Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Работая по "Прописи" и учебнику "Письмо", Первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как ворона, пенал и т. д., запоминают правописание слов. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся.
Наиболее распространенным видом словарно - орфографических упражнений остаются диктанты:
!
-Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
-Картинный диктант: учитель показывает карточку картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображённого на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

- Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель
предлагает детям либо карточки - картинки (слова), либо слова на слух и
задания:
1) записать в первый столбик слова - названия животных, во второй -растений; 2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй - гласную о, в третий - гласную а (комбайн, берег, магазин); 3) выписать только слова из "Словаря": Пробежишься огородом — съешь морковку мимоходом.
-Диктант с использованием загадок. Ученики записывают слово -отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.
-Диктант по памяти. Ученики записывают по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.
- Диктант с комментированием.
- Творческий диктант. Заменить развёрнутое определение одним словом.
Например: четвёртый день недели (четверг).
Проверка выполнения сопровождается объяснением правильности
написанных слов, или с помощью сигнальных карточек
.
Лексико - орфографические упражнения.
Задания типа "Знаешь ли ты?": - Знаете ли вы происхождение слова
"библиотека"? Это слово пришло в русский язык из греческого языка,
сложено оно из двух древнегреческих частей: библион - книга и тэке -
хранилище книг. Теперь вам понятно значение этого слова. Можете ли вы,
зная происхождение слова библиотека, объяснить написание первой гласной
и в этом слове?
- Знаете ли вы, что слово "завтра" появилось путем слияния предлога за и
существительного утро в форме родительного падежа ед. ч.? Лет двести
назад так и говорили: заутра, т. е. на следующий день.
Данная работа позволяет учителю заинтересовать детей, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Важную роль в обучении детей понимание учащимися объяснение нового материала. Поэтому объяснение стараюсь проводить как можно более доступно с использованием динамичной наглядности. Пример: 2 класс. Тема «Правописание звонких и глухих согласных в корне
слова». Для объяснения темы использую наглядное пособие «Глаз», (см. приложение 2).
В 3-х - 4-х при углублении в изучении данной темы опираюсь на знание
словообразования (суффиксальный способ)
Пример: лё п кий - лёгенький, сне п ки - снежок,
г к ж ш
Опыт показывает, что ошибки на это правило возникают не столько от неумения
проверить, как от того, что дети не замечают слов, подлежащих проверке.
Поэтому нужно тренировать их в нахождении слов в тексте, во время чтения и в
специальных текстовых упражнениях.
Пример: 1. Словарик: слова со звонкими \ глухими согласными на конце слова.
Хлеб б/п флаг г/к рассказ з/с
Гриб пробег связь
Скрип рыбак этаж:
Тулуп сад ложь
Морковь в/ф пароход д/т тишь ж/ш
Шкаф водопровод ёрш
Телеграф салат камыш
Слова даются для орфографического анализа, комментирования, записи,
включения их в предложения.
2. В тексте найти слова со звонкими/глухими согласными на конце/в середине
слова: '<
Долго на листьях лежит Ночи мороз и сквозь лес, Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес.
3. В тексте рассказа «Приёмыш» Д. Мамина - Сибиряка найти орфограммы на
правописание парных звонких \ глухих согласных в корне слова.
4. В тексте сочинения или изложения своего товарища найти и подчеркнуть все
орфограммы на правописание парных звонких \ глухих согласных. Сосчитать
сколько их окажется.
5. В сказке «Морозко» найти проверочное слово к слову «морозко» (орфограмма
з \ с) и т. д.

Изучение темы «Непроизносимые согласные» даёт возможность обобщения всех случаев проверки корня и его стыков с приставкой и с суффиксом на основе морфемного анализа и подбора однокоренных, родственных слов. Дети осознают единую основу всех правил проверки корней слов с безударными гласными, звонкими \ глухими согласными и с непроизносимыми согласными. При работе над темой уделяю внимание так называемым «ложным сочетаниям», В которых при подборе проверочных однокоренных слов ожидаемый согласный не обнаруживается: чудесный, воскресный, прекрасный и т. д.
В своей работе использую ряд упражнений для орфографической работы:
1. Звуко - буквенные упражнения.
Упражнения этой группы развивают у учащихся внимание к звуковому составу произносимого слова, к соответствию букв звукам, развивают языковое чутьё и фонематический слух, умение видеть каждую букву в слове, т. е. развивают орфографическую зоркость.
Пример: 1. Сколько звуков и сколько букв в каждом слове,
назовите звуки и буквы. Какие буквы в этих словах , обозначают два звука? (Даны слова: поём, поёт, поют, стоят, съехал, вьюга.)
2. Из каких звуков состоят данные слова? Какими буквами
они обозначены?
3. Разделите слово на звуки. Напишите, называя буквы.
2. Упражнения на запоминание.
Запоминание - один из важнейших элементов учебной деятельности школьников; велика его роль и в обучении грамотному письму. Произвольному запоминанию способствуют следующие задания, которые предлагаю при списывании:
1. подготовится к письму, т. Е. внимательно прочитать текст упражнения,
обратить внимание на орфограммы, запомнить трудные слова;
2. написать текст по памяти, записать заученное наизусть.
3. Слуховые диктанты.
В диктанте реализуется «фонематический слух» учащегося, его всё более автоматизирующееся умение распознавать фонему за произносимым вариантом и обозначать её соответствующей буквой. В затруднительных
случаях учащийся решает орфографическую задачу, проверяет орфограмму по правилу, но в основном он проводит звуко - буквенный анализ слов, пишет «по слуху», но не то, что слышит непосредственно, а то, что слышит своим глубинным, фонематическим слухом.
4. Комментирование.
Объяснение способов проверки осуществляется на уровне свёрнутого решения орфографических задач.
5. Вершиной орфографических упражнений является сочинение, т. е. такое
письмо, в котором орфография не является целью, а рассматривается как
необходимое условие письма наравне с графическим навыком - начертанием
букв.
Работая в школе и, используя все вышеперечисленные орфографические приёмы, имею следующие результаты: (см. приложение 3)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Школьники должны привыкнуть с одинаковой степенью орфографического внимания подходить к письму всегда: и при выполнении упражнений на определенную тему курса, и при свободном списывании («самодиктанте»), и при самостоятельном выражении своих мыслей, т. е. в сочинении, и тогда, когда они пишут письма своим друзьям, и т. д.
В этом состоит одна из самых важных задач обучения орфографии. Когда нет системы орфографических упражнений и самоконтроля, возникает орфографическая запущенность, появляются отставание и неуспеваемость. Опыт показывает, что ликвидировать орфографическую запущенность бывает очень трудно, иногда вообще не удаётся её устранить.
Изучая причины ошибок, допускаемые школьниками, невозможно не признать, что во многих случаях ошибка допускается не из-за незнания правил и способов проверки, а из-за невнимания. Школьник пишет и не замечает орфограммы, пишет по догадке, по памяти, по «чутью».
Но этот опыт, это чувство языка не приходит само собой, оно отнюдь не врождённое, а именно система работы над орфографией способствует его формированию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Канакина В. П. "Лексико - орфографические упражнения при изучении слов из "Словаря " " журнал "Начальная школа" № 11 (1990 г.)
2. Львов М. Р. "Правописание в начальных классах" Москва "Просвещение 1990г.
3. Пескова С. Р. "Как сделать урок русского языка интереснее " журнал "Начальная школа" 3 5 (2000 г.)
4.Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости.// Начальная школа, 2004 №3
5.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.// Начальная школа, 2006 № 17
Категория: Начальная школа | Добавил: Vietal (23.12.2013) | Автор: Цыганкова Надежда Николаевна
Просмотров: 846 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz