Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 09:29

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Доклад на тему «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Доклад на тему «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

учитель начальных классов Кайркулова Г ульсара Куанышевна
ГУ «Ольгинская СОШ» Успенского района Павлодарской области



Основополагающим требованием общества к современной школе, к характеру обучения в ней, о чём постоянно говорится в государственных документах, является формирование личности человека, который умел бы творчески решать научные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения , систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения творчески применять их в преобразовании действительности.
Следовательно, в системе этих требований общества, тенденций развития культуры, науки и техники проблема активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения становится актуальной.
Возникает противоречие между необходимостью обществу в интеллектуальных личностях и реальными возможностями активизации познавательной деятельности учащихся.
Для разрешения возникших противоречий, формулируется проблема, сущность, которой заключается в определении дидактических средств активизации познавательной деятельности учащихся.
Направленной целью работы является разработка системы заданий проблемного характера для развития интеллектуального и творческого потенциала личности в целом.
В связи с этим выдвигается гипотеза: целенаправленное применение на уроках системы заданий проблемного характера, игр и упражнений способствуют формированию мыслительной деятельности, что повлияет на развитие интеллектуального потенциала личности младшего школьника.
Задачи:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме активизации познавательной деятельности.
2. Выявление сущности проблемного обучения и его роль в активизации познавательной деятельности.
3. Разработка заданий проблемного характера, игр и упражнений, направленных на активизацию познавательной деятельности и внедрение в учебный процесс.
При изучении темы были выделены следующие дидактические средства активизации познавательной деятельности учащихся:
1. Самостоятельная работа.
2. Дифференцированный подход в обучении.
3. Применение опорных схем.
4. Игровые и занимательные элементы.
5. Проведение нестандартных уроков.
6. Применение проблемных ситуаций в обучении
7. Использование нетрадиционных заданий, направленных на развитие познавательных интересов.
8. Использование информационно – коммуникационных технологий.
Структура проблемного урока лежит в основе тематического и поурочного плана.
Структурные элементы проблемного урока:
1. Актуализация прежних знаний учащихся.
2. Усвоение новых знаний и способов действия.
3. Формирование умений и навыков.
Это структура отражает основные этапы современного урока. Поскольку показателем проблемности является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:
 возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;
 выдвижение предположения и обоснования гипотезы;
 доказательство гипотезы;
 проверка правильности решения проблемы.
Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создаёт возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.
Использование проблемного обучения, как самостоятельной технологии, в начальных классах не целесообразно в силу индивидуальных умственных способностей и возрастных особенностей младших школьников. Поэтому показывается возможность применения элементов проблемного обучения- проблемных ситуаций, как средства активизации мыслительной деятельности младших школьников.
Остановимся на одном из основных средств активизации познавательной деятельности и целесообразности применения проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Цель активизации путём развития проблемных ситуаций состоит в том, чтобы понять уровень понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям. Это активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него информацию.
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
 возникновение проблемной ситуации;
 осознание сущности затруднения и постановки проблемы;
 нахождение способа решения путём догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
 проверка правильности решения проблем.
Для решения возникших проблем, организуются малые группы, каждая группа пытается выдвинуть гипотезу по поводу решения проблемы. Понятно, что детские гипотезы могут быть неверными. Но каждый ребёнок имеет право думать и ошибаться. Учитель принимает каждую гипотезу, никого не обидев. Ведь главная задача обучения – учить рассуждать, учить мыслить.
Для обеспечения развития творческого мышления учащихся в проблемном обучении необходима оптимальная последовательность ситуаций, их определённая система. Поэтому при организации проблемного обучения были сформулированы четыре уровни проблемности:
1. Самый высокий.
2. Высокий.
3. Средний.
4. Низкий.
Уровни проблемности отличаются степенью обобщённости задачи, предложений учащихся для решения, и степенью помощи или подсказки со стороны учителя. Начиная с самого высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задания. Учитель помогает каждому ученику решить проблему, корректируя ход решения проблемы каждым учеником.
Сущность уровней проблемности заключается в следующем. Проблемные задания на высоком уровне не содержит подсказки, на высоком уровне – одну подсказку. На среднем уровне – две подсказки. На низком уровне – ряд последовательно предполагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят учащихся к выводу.
Учитель ставит для всех общую проблему, формулирует последовательно на всех уровнях проблемности. Чтобы определить, кто в состоянии вывести правило на каждом из четырёх уровней проблемности, записать на листочках, ставя порядковый номер проблемности.
В случае, когда отдельные ученики не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, учитель имеет возможность определить характер затруднений, их причины и своевременно помочь.
При такой организации проблемного урока нет изначального деления учащихся на «сильных», «средних» и «слабых». Задание всем одинаковое; конечный результат – формулировка правила на одном из уровней проблемности – показатель уровня самостоятельности и развитие мыслительной деятельности, уровня развития творческого мышления у учащихся.
Для выявления уровни сформированности мыслительных операций учащихся 4 и 1 классов была проведена следующая методика.
Цель: выявить уровень сформированности мыслительных процессов учащихся 4 и 1 классов.
Содержание: Учитель предлагает школьникам за специально отведённое время( 40 минут) решить 20 заданий. Ученики за это время должны решить как можно больше заданий. Определённое количество верно решённых заданий соответствует определённому уровню мышления.
3 уровень – самый высокий ( 16 – 20 заданий)
2 уровень – средний ( 6 – 15 заданий)
1 уровень – низкий ( 0 – 5 заданий)

При использовании проблемных ситуаций на уроках в начальной школе активизируется познавательная деятельность младших школьников. Постановка проблемных ситуаций приводит к тому, что ребёнок не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым, войдя в жизнь, ребёнок будет более защищён от стрессов.
Активизация познавательной деятельности очень трудоёмкий процесс и требует больших затрат времени, но помочь может лишь труд, терпение и совершенствование процесса преподавания.

Список использованной литературы
1. Блохин И.А. и др. О проблемном обучении в начальных классах.// Начальная школа. – 1973. - №6.
2. Матюшкин А.М.Проблемная ситуация в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972.
3. Немов Р.С. Психология. 3 книга. – М.: Просвещение, 1995.
4. Начальная школа плюс до и после. – М.: ООО «Баласс»,2008.
5. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Школьные технологии. – 1999 .
7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982.
8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
Категория: Начальная школа | Добавил: isara (22.01.2014) | Автор: Каиркулова Гульсара Куанышевна E W
Просмотров: 1574 | Комментарии: 1 | Теги: Начальная школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Direktor   (05.02.2014 10:02)
Гульсара, очень понравился материал, метод проблемного обучения актуален в наше время. Раньше было "навязывание" мнений. Сейчас же, учить мыслить, рассуждать - неотъемлемая часть процесса обучения.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz