Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 20:38

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1520
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Роль имён прилагательных в речи
Харланова Валентина Владимировна
Аккольская средняя школа №2

Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Роль имён прилагательных в речи.
Цель: показать роль прилагательных в речи.
Задачи:
• научить использовать имена прилагательные в прямом и переносном значении в речи, обогатить речь прилагательными- синонимами и антонимами;
• развивавать внимание, память, логическое мышление;
• содействовать эстетическому воспитанию на уроке.
Тип урока: комбинированный
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной ратоты, ИД,
презентация, лестница успеха.
Ход урока:
1.Психологический настрой.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!
2.Минутка чистописания. Посмотрите на экран и назовите знакомые вам части речи. Что общего между именами существительными?( успех, удача, урок). Письмобукв:Уу ум ун… Вы хотите,чтобы наш урок был каким? (интересным, познавательным…).А что необходимо для этого?
3.Актуализация опорных знаний, умений навыков. Прочитайте предложение.
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».К.Г.Паустовский
О чём это предложение? Как писатель говорит о языке? Слова какой части речи использует? Запишите имена прилагательные в тетрадь, подчеркните орфограммы.
Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора. Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек - немало ловушек. Хотите научиться не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка. Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок? (С повторения).
4. Блиц - опрос.
• Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет).
• Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да).
• Имя прилагательное обозначает предмет (нет).
• Имя прилагательное обозначает признак предмета (да).
• Имя прилагательное отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? (нет).
• Имя прилагательное отвечает на вопроы какой? какая? какое? какие?
• Имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)
• Имя прилагательное имеет постоянный род (нет).
• Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да).
• Род, число, падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да).
5.Постановка учебной задачи.
Зачем прилагательные нужны в речи? Можно ли обойтись в речи без прилагательных? Что будет, если из речи исчезнут все прилагательные? Только ли для того, чтобы точно определить предмет, назвать его признаки употребляются имена прилагательные? Нам сегодня предстоит исследовать «Роль прилагательных в речи». Сформулируйте задачи урока.
6. Работа по теме урока. Какие признаки могут называть имена прилагательные? (цвет, запах , вкус, форму, размер, отношение к предмету…)
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
• Опиши дерево, кошку.
• Работа в группах.
Задание подберите и вставтьте в текст имена прилагательные так, чтобы у вас получился рассказ об определённом времени года.
Был … день. Дул … ветер. По … небу плыли … облака. Погода была ... . И настроение было … .
7. Роль прилагательных в описании природы. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Прочитайте текст. С помощью какой части автору удалось передать красоту зимнего леса?
Х…рошо в л…су в зимний полд…нь!
Стройные, высокие сосны развесили иглистые лапы.
Изумрудные ёл…чки ст…ят под тихим снегом.
Горят рубиновые яг…ды на застенчивой р…бине.
На м…гучих ветках дуба л…жат снежные шапки.
1 группа: из 1 предложения выписать словосочетание сущ.+ прилагательное, морфологический разбор прилагательного.
2 группа : синтаксический разбор 2 предложения.
3 группа: синтаксический разбор 3 предложения.
4 группа: синтаксический разбор: 4 предложения.
Синтаксический разбор 5 предложения индивидуально 1 ученик у доски.
8.Словарная работа. Знаете ли вы оттенки цветов? Определите значение прилагательных и сгруппируйте их по основному цвету.
Красный, алый, малахитовый, зелёный, салатный, багровый, пунцовый, изумрудный.
9.Музыкальная физминутка. «Две сестрицы – две руки».
10.Роль прилагательных в переносном значении. Игра «Узнай прилагательное». Составьте предложение, употребив прилагательное в прямом и переносном значении.
1 группа: йругсытн грустный (Грустный дождь стучал в окно.)
2 группа: лыйжёят тяжёлый (У Коли тяжёлый характер.)
3 группа: кийгёл лёгкий (Лёгкий ветерок пробежал по саду.)
4 группа: ямгйки мягкий (Самолёт совершил мягкую посадку.)

11.Работа с многозначными словами. Сравните значения слова верный в предложениях
Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.
Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надёжный, преданный, точный, правильный.
12. Восстановление деформированных предложений. Допишите прилагательные- антонимы .
1 группа Р… сторона - мать, а ч… - мачеха.
2 группа С… друг лучше н… двух.
3 группа Лучше г… правда, чем с… ложь.
4 группа М… дело луше б… безделья.
13.Подбери к казахской пословице близкую по смыслу русскую пословицу:
И бедный дом отца родного милее нам дворца чужого. (Всякому мила родная сторона).
Если друг твой – человек плохой, значит ты и сам такой. (Скажи, кто твой друг, я скажу, кто ты.)
Хоть ты друга нового найдёшь, старый друг по-прежнему хорошо. (Новых друзей наживай, а старых ни за что не теряй.)
14.Гимнастика для глаз.
15.Роль прилагательных в описании характера героев. Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Составьте и запишите словосочетания.
Определите, какие из них отражают внешний вид человека, какие – внутреннее состояние, черты характера.
Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка (аккуратная, высокая), мальчик (стройный, заботливый). Разобрать по составу слова задумчивый, заботливый. Приведите примеры прилагательных с такими же суффиксами.
16.Игра «Узнай сказочного героя.Подбери прилагательные для описания характера героя. Составь небольшой текст, испольуя эти словосочетания.
1 группа
У син… моря,
золот… рыбку,
в ветх… землянке,
разбит… корыто. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
2 группа
В холод… зиму,
в дыряв.. шубёнке,
на чудесн… шубу,
на хорош… коне. Казахская народная сказка «Чудесная шуба».
3 группа
Хрустальн… туфельку,
на сказочн… балу,
у королевск… дворца,
от добр… феи. Ш.Перро «Золушка».
4 группа
Отважн… девочка,
трудн… путём,
с добр… друзьями,
к Снежн… королеве. Г.Андерсен «Снежная королева».
17. Игра «Путаница».
Голодный как рыба
Хитрый как индюк
Трусливый как ёж
Изворотливый как лиса
Колючий как сорока
Надутый как уж
Немой как заяц
Болтливый как волк
18. Индивидуальная работа по карточкам
19.Подведение итогов урока.
Вот и подходит к завершению наш урок. Какая задача перед нами стояла?
Так какую роль играют имена прилагательные?
( Прилагательные придают речи яркость, выразительность, образность. Делают речь точной.)
«Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроении».
С задачей урока мы справились?
Оцените свою работу на уроке.

20. Задание на дом. с 72 №216, придумать продолжение сказки

21.Рефлексия.
Вежливый, старательный, скромный и внимательный. Добрый, ласковый и смирный. Нежный, вежливый и мирный. Злой, сердитый и крикливый. Ленивый и драчливый. Сколько качеств есть на свете.
Выбирайте себе, дети!
- Напишите на листочках своё мнение об уроке, используя имена прилагательные. Каким для вас был сегодняшний урок русского языка. Наклейте своё мнение на нашу «Лестницу успеха.»
Выставление оценок.
Спасибо за урок!
Категория: Начальная школа | Добавил: harlanova (31.01.2014) | Автор: Валентина E
Просмотров: 698 | Теги: прилагательные в прямом и переносно, антонимы, синонимы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz