Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 21:39

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Предмет: Познание мира 3 класс Урок-игра «Счастливый случай» ТЕМА: Этот удивительный мир природы.
Предмет: Познание мира 3 класс
Урок-игра «Счастливый случай»
ТЕМА: Этот удивительный мир природы.
ЦЕЛЬ: Продолжить работу по расширению представлений учащихся об окружающей среде.
ЗАДАЧИ:
1. Обобщить знания, полученные при изучении раздела “Эта удивительная природа”.
2. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать в группе, высказывать свое мнение и слушать мнение других.
3. Воспитывать бережное отношение к природе посредством игр экологического характера.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• Кроссворды для каждой команды.
• Карточки “Логико – малыш” для конкурса капитанов.
• Бочонки с номерами для гейма “Заморочки из бочки”.
• Секундомер.
• Фонограммы со звуками природы.
• Картинки с изображениями зверей и растений для оформления.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о разнообразии растительного и животного мира, о свойствах воздуха, воды, о строении почвы и о взаимосвязи живой и неживой природы. И сейчас настало время подвести итог.
– А сначала положите головы на парты и закройте глаза.
/Учитель включает пластинку с записью голосов птиц, распыляет каплю духов./
– Что вы почувствовали? Что представили?
/Выслушиваются ответы детей./
– Скоро наступит весна. Она входит в наши окна яркими солнечными лучами. Лес скоро наполнится птичьими голосами. Оживает природа.Не правда ли, прекрасны творения природы! Давайте подумаем вместе: будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или сорвем два-три красивых цветка? Или поймаем необыкновенную бабочку?
/Дети отвечают./
– Да, природе будет хуже. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще – что же с ней станет?
Песня “Дружба с природой”.
(Мелодия песни “Песенка крокодила Гены”.)
Знай, наш милый дружочек,
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать.
Зайца, белку, синицу,
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать.
Припев:
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!
II. Постановка цели урока.
-Сегодня мы вспомним материал предыдущих уроков и выясним, кто же лучший знаток удивительного мира природы.
Ход игры
-Как вы уже, наверное, догадались урок сегодня необычный. Сегодня у нас игра “Счастливый случай”. В игре принимают участие три команды, давайте познакомимся:
1 команда “Защитники моря”
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без воды.
2 команда “Морская звезда”
На небе звезд много – не счесть,
И в море свои звезды есть.
По дну они перемещаются
Как будто цветы распускаются.
Подводное царство от бед, защищая,
Мы новые звезды в морях “зажигаем”!
3 команда “Защитники леса”
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты -
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.
-С командами познакомились, а теперь начинаем игру. Перед началом игры хочу вам пожелать:
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Ведет к победе не судьба,
А только ваши знания.
Вы отвечайте дружно
И в том сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
1 ГЕЙМ “Дальше, дальше, дальше…”
-Каждая команда должна постараться успеть ответить за 1 минуту на максимальное количество вопросов.
Вопросы для 1 команды.
1. Как называется наука о животных? (зоология)
2. Тела бывают естественные и …(искусственные)
3. Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
4. Как называется прибор для измерения температуры? (термометр)
5. Верно ли, что: чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее. (нет)
6. Кто так размножается: икра – головастик – взрослое животное. (лягушка или жаба)
7. Животное, которое строит дом на реке. (бобр)
8. Молоком детенышей выкармливают … (звери или млекопитающие)
9. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушата.)
10. Подосиновик, сыроежка, боровик – это какие грибы? (съедобные)
11. Какой лесной зверек сушит на деревьях грибы? (Белка.)
12. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
13. Зимой спит – летом ульи ворошит (медведь)
14. Кто на себе свой дом носит? (улитка)
15. На вид неказист, зато голосист. (соловей)
16. Кто меняет молоко на сено? (корова)
17. Сквозь землю прошел красну шапочку нашел. (гриб)
18. Летом – сладкий и зеленый, в зиму – желтый и соленый. (огурец)
19. Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги. (подорожник)
20. Красная овечка, белое сердечко. (малина)

Вопросы для 2 команды.
1. Искусственные тела кто создал? (человек)
2. Что зимой страшнее для птиц – голод или холод? (Голод.)
3. Как называется наука, изучающая растения? (ботаника)
4. Как называется прибор для очищения воды? (фильтр)
5. Пользу или вред приносит зимой барсук? (Ни то, ни другое – он спит.)
6. .Верхний плодородный слой земли называется… (почва)
7. Кто так развивается: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь? (бабочка)
8. Какие живые существа делают воздух чище? (растения)
9. Что обязательно должен иметь грибник, для сбора грибов и сохранения грибницы? (ножик)
10. Можно ли паука назвать насекомым? (Нет, у него восемь ног.)
11. Какое животное все время проводит под землей? (крот)
12. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
13. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
14. Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (муравей)
15. Днем слепа бывает, ночью прозревает. (сова)
16. Зимой и летом одним цветом. (ель)
17. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (еж)
18. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)
19. Кто дважды родится, один раз умирает? (Птицы.)
20. Какую птицу нацывают лесным барабанщиком? (дятел)
Вопросы для 3 команды.
1. Растет ли дерево зимой? (Нет, оно замирает.)
2. Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании? (кислород)
3. Лед и снег – это вода в каком состоянии? (твердом)
4. Что происходит с водой при нагревании? (она расширяется)
5. Главное свойство почвы – это … (плодородие)
6. Что такое воздух? (смесь газов)
7. Кто так развивается: яйцо – личинка – взрослая особь? (кузнечик)
8. Животные, тело которых покрыто перьями называются … (птицы)
9. Желчный гриб, бледная поганка, мухомор – это какие грибы? (несъедобные)
10. Кто из кукушек кукует – самка или самец? (Самец.)
11. Самое быстрое животное из семейства кошачьих? (гепард)
12. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (заяц)
13. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
14. Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые? (крапива)
15. Какому насекомому хлопают в ладоши? (комару или моли)
16. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
17. Чудо – юдо - великан на спине везет фонтан. (кит)
18. При какой температуре вода превращается в лед? (при 00)
19. Какая рыба зовется именем человека? (Карп.)
20. Кто на себе свой дом носит? (улитка)
2 ГЕЙМ “Заморочки из бочки”
/Каждая команда по очереди достает бочонки и отвечает на вопросы. /
• Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь? (бобр)
• Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. (лютик)
• Сюда под старый ореховый куст, он пришел под утро с “жиров”. Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаза. (заяц)
• Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” слетают легкие пушинки. (одуванчик)
• Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого “города”? (муравьи)
• Верхняя сторона листьев этого растения – холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. Как называется это растение? (мать-и-мачеха)

-Сейчас мы узнаем какая из команд самая дружная и хорошо знает правила поведения в природе. Я буду читать стихи, если вы согласны с действиями в стихотворении, то отвечают дружно”Это я, это я, это все мои друзья!” Если нет, то молчите.
3 команде «Защитники леса»
Мухомор, увидев я,
Мимо прохожу друзья.
Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя!
Кто бруснику собирает,
С корнем клюкву вырывает?
По тропинкам кто шагает,
На жуков не наступает?
Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем.
Съедобные грибы мы топчем и сбиваем,
А несъедобные в корзинку собираем. Муравейник мы найдём,
Понаблюдаем и уйдём.
Магнитофон мы взяли в лесок,
И заглушили птичек голосок.
В лес собачек мы возьмём,
Спокойней птичкам будет в нём!
Ландышей нарву в лесу,
На праздник маме принесу.
Мы ежонка видали,
И домой его забрали.
1 команде «Защитники моря»
Кто придя на водоём,
Лилии срывает в нём?
Кто водоём не загрязняет?
Бутылки в воду не бросает.
Кто на глади зеркальной, речной,
Не нарушает уток покой.
Вот незнакомый водоём,
Буду я купаться в нём! Если ловим мелкую рыбёшку,
То мы её бросаем кошке.
Мы улиток охраняем,
Прудовиков не обижает?
Мы машины в реке моет,
Копоть, грязь с неё отмоем.
Мы кувшинки охраняем ,
И рогоз не обрываем.
2. команде «Морская звезда»

Летом по лугу гуляем,
И цветочки собираем.
Гнездо в траве мы увидали
И с птенцами поиграли.
Земноводных уважаем,
Их в траве не обижаем.
Мы цветочки собираем,
Сачком бабочек гоняем.
Будем луг оберегать,
Его глазами изучать. В траве полёвок мы нашли,
Понаблюдали и ушли.
Поджигаем на лугу
Весною старую траву.
Мы любуемся цветами,
Не срываем их с корнями.
Мы костёр не разжигаем,
На землю мусор не бросаем.
Музыкальная пауза: «Почему медведь зимой спит?»
“Кто как весну встречает?”
Животные весну встречают,
Что-то в жизни изменяют.
Карточки передвигай,
Предложенья составляй.
1. Зайка беленький И он вылез из берлоги.
2. Белка серую дублёнку Вылез из норочки раньше всех погреть иголочки.
3. Вода подмочила мишке ноги Меняет костюм на серенький.
4. Ёжик Сменила на рыженькую дублёнку
5. Рыбы После долгого сна выползают на прогретые солнцем места.
6. Лиса тёпленькую шубку В лужице, в пруду, вымётывают икру.
7. Змеи Поменяла на лёгенькую шкурку.
8. Крот В лесной хатке появляются волчатки.
9. У волчихи Вылезает из норы делать новые ходы.

3 ГЕЙМ “Ты – мне, я – тебе”
Команды задают друг другу вопросы. На обсуждение командам предоставляется по 30 секунд.
Узнай животное.
А) Гнездо, которое строит зверёк, называется гайно. Сначала зверёк сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями. В таком гнезде один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает лёгким лишайником.
(Если дети берут подсказку, то вычитается один балл)
– Подсказка: Зимой этот зверёк серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (Белка)
Б) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: “Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав”.
– Подсказка: Этих зверей называют санитарами леса. (Волки)
В) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное зверёк чувствует жука или личину в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
– Подсказка:Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Еж)
Г) У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
– Подсказка: Его считают большим трусишкой. (Заяц)
Д) Это самый хитрый и осторожный зверью. Он умеет прекрасно маскируется, у него острые зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.
– Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)
Е) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.
– Подсказка: Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)
2 этап. Верю – не верю.
– Медведь в берлоге зимой сосёт лапу?
Ответ: нет. Зимой у медведей на подошве отслаивается кожа. Молодая нежная кожица зудит и мёрзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим языком.
– Кабаны очень любят принимать ванну?
Ответ: да. Кабаны устраивают себе купальни в больших лужах, а также валяются в болотной грязи. Когда грязь на щетине подсыхает, они трутся боками о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному.

4 ГЕЙМ “Темная лошадка”
Этот конкурс состоит из двух частей, которые проходят одновременно:
1. Конкурс капитанов (капитаны работают с карточками из комплектов “Логико-малыш”)
2. Команда разгадывает кроссворд. Тема. "Животные леса".

1. Словно елка, весь в иголках.
2. Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
3. Он в берлоге спит зимою под большущею сосною,
А когда придет весна, просыпается от сна.
4. Кто зимой холодной бродит – злой, голодный.
5. Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он и не знает.
6. Днем сидит он как слепой,
А лишь вечер – за разбой.
7. Маленький рост, длинный хвост,
Серенькая шубка, остренькие зубки.
8. По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица.
9. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.
10. Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит, постучит – и легче.
11. Мне не скажешь слово "брысь".
Я не кошка ведь, а...
12. Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
Ответы
1. Еж. 2. Лиса. 3. Медведь. 4. Волк. 5. Крот. 6. Филин. 7. Мышь. 8. Белка. 9. Лось. 10. Дятел. 11. Рысь. 12. Заяц.
В выделенных клетках – "животные леса".

(Капитаны, выполнив задание, присоединяются к своим командам).
5 ГЕЙМ “Гонка за лидером”.
Каждая команда должна ответить на 4 вопроса.
Вопросы для 1 команды.
1. Кит – это рыба? (нет, млекопитающее)
2. У какой птицы самый длинный язык? (у дятля,15 см)
3. Родилась в воде, а живет на земле. (лягушка)
4. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки, очищать кожу. Это свойство и дало название растению. (чистотел)
Вопросы для 2 команды.
1. У кого самый чуткий нос? (у бабочки)
2. Какое травянистое растение зацветает первым? (мать-и-мачеха)
3. Назовите главный источник света на нашей планете. (Солнце)
4. Почему именно с растений начинается цепь питания? (только растения могут самостоятельно производить питательные вещества)
Вопросы для 3 команды.
1. Одно из самых красивых явлений в природе, которое можно наблюдать только после дождя рано утром или ближе к вечеру. (радуга)
2. Именно их Виталий Бианки назвал “мастера без топора”. (птицы, которые строят свои гнезда)
3. Про кого можно сказать “Лезет из кожи вон”? (о змеях)
4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (дыхание)
IV. Подведение итогов.
-Пришло время подвести итог нашей игры. Команда “Защитники моря” получила … баллов, “Морская звезда” … балов, “Защитники леса” … баллов. Победителем стала команда….
-Человек изучает природу, использует ее, но надо стремиться к тому, чтобы не причинить природе вреда. Нельзя забывать, что в природе все взаимосвязано. Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека в самом высоком смысле этого слова.
Исполняется песня «Защитники природы».
Наш урок завершен. Всем спасибо, а на память о сегодняшней игре получите призы

Категория: Начальная школа | Добавил: Елена (17.02.2008) | Автор: Сироткина Елена Константиновна E
Просмотров: 10379 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.6/7
Всего комментариев: 5
5 ЮлияМ   (22.05.2014 18:41)
В планировании данного урока все конкретно отражено! Думаю, что многое возьму для проведения своих уроков. спасибо!

4 давыдова   (31.01.2014 20:50)
Очень интересный материал. Подробно все описано. Большое вам спасибо!

3 mari   (26.01.2014 11:23)
Спасибо! Очень интересный материал!

2 Лёля   (17.12.2011 14:42)
спасибо за материал очень интересный, обязательно им воспользуюсь

1 teacher-almaty   (17.02.2008 17:45)
Елена Константиновна! Спасибо за материал. smile Вы ничего не пишете о себе. Если Вы алматинка и хотите напечатть свою разработку в журнале "Учитель Алматы", то напишите о себе подробнее.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz