Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 14:37

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

статья Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях перехода на 12-летку"
«Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях
перехода на 12-летку»
Болотских Наталья Владимировна
учитель начальных классов
ГУ «Средняя школа №7 отдела образования акимата г. Костаная»
специалист высшего уровня квалификации 1 категории

Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство ,развитие конкурентноспособности в свете требований «Концепции развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года требует модернизации отечественного образования ,создания национальной модели среднего 12-летнего обучения ,трансформации знаниецентристкой парадигмы в компетентностную, кардинального изменения и обновления содержания школьного образования.
Под качеством образования в современных условиях понимается достижение учащимися образовательных результатов в виде сформированных ключевых компетентностей ,которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности.
В проекте Государственного стандарта образования Республики Казахстан в качестве современных подходов к организации образовательного процесса выбраны:
• построение общих целей общего среднего образования в виде ожидаемых результатов как ключевых компетентностей выпускника школы;
• смещение акцентов в учении-с усвоения знаний ,умений и навыков на формирование компетентностей , в преподавании- с передачи учебной информации на организацию учебной деятельности ,обеспечивающей достижение учащимися ожидаемых результатов.
Проблема отбора базовых (ключевых) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования и актуальнейшей для системы образования республики.
Если ведущую роль в обучении начнет играть компетентностный подход. то выпускники школ Казахстана на основе полученных знаний смогут свободно самореализовываться и самостоятельно принимать решения в быстроменяющихся жизненных ситуациях, станут конкурентоспособными специалистами.
Компетентностный подход обеспечивает развитие личностных качеств учащихся, формирование ключевых компетентностей как ожидаемых результатов образования.
Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности.
Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Применительно к начальной школе

К наиболее значимым компетентностям личности, необходимыми для продолжения образования, относятся:
• Коммуникативная компетентность
• Информационная компетентность
• Компетентность разрешения проблем.
Коммуникативная компетентность
младшего школьника выражается в умениях самостоятельно:
- вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу,
степени близости и знакомство и т.д.), учитывая его особенности;
- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в
формах монолога и диалога, а также с использованием средств
невербального общения;
- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать
собственное мнение;
- стимулировать собеседника к продолжению общения;
- грамотно разрешать конфликты в общении;
- изменять при необходимости свое речевое поведение;
- оценивать успешность ситуации общения;
- корректно завершать ситуацию общения.
Поскольку понятие коммуникативная компетентность предполагает прежде всего взаимодействие с другими, то некоторыми авторами (Ю.М.Жуков и Л.А.Петровская) рассматривается выделение таких базовых составляющих, как планирование, осуществление и контроль социальных действий. В рамках этого подхода определен набор конкретных знаний и умений, необходимых компетентному человеку, разработан репертуар техник и методов оценки уместности их использования .

Информационная компетентность
учащихся младшего школьного возраста.
Информационная компетентность преимущественно формируется в начальной школе, а на последующих этапах образования лишь развивается и совершенствуется. Начав систематическое обучение, ребенок впервые сталкивается со значительным потоком информации, которой необходимо результативно оперировать. Если раньше он просто рисовал, то теперь ему надо изобразить так, чтобы отразить информацию; раньше просто читал, теперь надо прочесть в соответствии с требования к качеству чтения и т. п. Это приводит к необходимости овладеть способами работы с информацией, то есть информационной компетентностью.
Информационная компетентность выражается в умениях самостоятельно:
-интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и
анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
- делать аргументированные выводы;
- использовать полученную информацию при планировании и реализации
своей деятельности в той или иной ситуации;
- структурировать имеющуюся информацию;
- представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных
запросам потребителя информации.
Все аспекты могут быть освоены учеником начальной школы при систематической работе учителя.
Отдельные аспекты информационной компетентности формируются у ребенка при традиционном подходе к обучению. Так, все дети учатся работать с текстами учебника. Однако текст учебника относится к вторичной информации. Там дана переработанная (адаптированная) информация для детей, которую они чаще всего усваивают на уровне запоминания. Важно научить учеников работать с первичной информацией, той, которая не была подвергнута обработке до того, как была представлена учащимся. Это тексты исторических источников, словари, энциклопедии, художественные произведения, наблюдаемые явления.
Информация представлена в простых и сложных источниках. Простой источник содержит информацию одного вида – текст, иллюстрации или таблицу. Сложный источник содержит информацию разных видов, при чем все виды представления информации связаны между собой. Это может быть вербально-графическая (текст и графики), визуально-аудиальная (картина и музыкальное произведение) информация. Для работы с ней необходимо владеть специальными способами восприятия и обработки.
Основными показателями информационной компетентности личности является способность добыть информацию, переработать ее в выводы, аргументировано представить вывод.
Коммуникативная и информационная компетентности взаимообусловлены. Владение определенной информацией вызывает потребность высказаться. А для того, чтобы принять участие в диалоге - нужна определенная информативность.

Компетентность разрешения учебных проблем
у младшего школьника
Идеальным результатом компетентностного образования является способность личности к самостоятельному разрешению жизненных проблем. С проблемами встречается в жизни каждый человек. Одни успешно их разрешают и личностно растут. Другие – теряются и дезадаптируются в обществе. Проблемно-разрешающее поведение – следствие систематической работы по определению проблемы, ее анализу, активному поиску средств и способов ее решения. В основе проблемно-разрешающего поведения как в основе любой другой компетентности личности лежат как знания и умения, так и личностные качества, способствующие жизненной стойкости личности. Среди личностных качеств ведущее место занимает рефлексивность как способность посмотреть на себя со стороны и найти в себе личностный ресурс для преодоления проблемы, обнаружить особенности личности, знания и умения или способы их получения, которые позволят преодолеть трудность. При формировании компетентности в решении проблем ведущее внимание должно быть уделено не только формированию способов работы с проблемой, но и развитию рефлексии как необходимого для проблемно-разрешающего поведения качества личности.
В начальной школе, в силу возрастных особенностей детей, трудно претендовать на формирование проблемно-разрешающего поведения во всех жизненных ситуациях. Ребенок еще не может в полном объеме управлять своим поведением. У него только формируется произвольность. В то же время, он включается в учебную деятельность, которая создает условия для развития субъектности личности, то есть рефлексивной позиции в деятельности. Поскольку ведущей для ребенка младшего школьного возраста является учебная деятельность, в которой происходит формирование всех ведущих новообразований возраста, постольку и компетентность в разрешении проблем должна формироваться в учебной деятельности, то есть на основе компетентности в решении учебных проблем.
Компетентность разрешения учебных проблем имеет свою структуру:
1. Идентификация проблемы
2. Анализ проблемы.
3. Определение необходимых для решения проблемы ресурсов
(информационных, материальных, личностных).
4. Выдвижение гипотез о вариантах добычи ресурсов.
5. Целеполагание и планирование деятельности по разрешению
проблемы на основе использования ресурсов.
6.Применение технологий решения проблемы.
7.Оценка деятельности.
8.Оценка продукта (результата) деятельности.
9.Рефлексия (оценка собственного продвижения).
Для формирования каждого из компонентов компетентности в решении учебных проблем оптимально включение детей в исследовательскую деятельность. Здесь неоценимую услугу учителю начальных классов может оказать учебный проект. Учебный проект отличается от проекта практического и исследовательского. В нем отсутствует этап анализа проблемы, так как ребенок получает информацию о цели своей деятельности в конкретной учебной ситуации и в готовом виде от учителя как учебное задание.
Компетентности формируются не только в проектной деятельности , но и при использовании исследовательских методов, методов практических ситуаций на уроке, методов моделирования, дискуссионных методов, сюжетной игры и т.п. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей.
Учебный проект, применяемый на уроке в начальной школе, позволяет в доступной для начинающего ученика форме овладеть способами планирования, контролирования и оценки своей деятельности на основе выполнения целей и задач, поставленных учителем. Ученик осваивает отдельные аспекты компетентности в решении проблем, позволяющие ему быть успешным при осуществлении реальных проектов в основной школе.
Таким образом, каждая из ключевых компетентностей имеет свою структуру. В ней можно выделить отдельные составляющие (аспекты), которые выражаются в конкретных видах деятельности. Знание этих составляющих обеспечит педагогу возможность организации деятельности по развитию компетентностей.
Компетентности у учащихся могут быть сформированы на разном уровне. Наиболее часто выделяются три уровня: применения, использования и обогащения. Они соответствуют трем ступеням общего образования: начальной, основной и старшей. На начальной ступени ученик применяет усвоенные способы деятельности к конкретным ситуациям.

Пути формирования информационно-коммуникативной
компетенции у младших школьников.

Результативность формирования рассмотренных компетентностей учащегося в начальной школе определяется систематической работой учителя по включению учащихся в специально организованную деятельность по овладению каждой из составляющих компетентностей. Систематическая работа предполагает особую организацию учебно-познавательной деятельности младших школьников и, прежде всего, специфику урока как главной формы включения ребенка в учебную деятельность.

Список рекомендуемой литературы:
1.Вильчик О.В. «Реализация компетентностного подхода в обучении
естествознанию в 12-летней школе»// «12-летнее образование».-2008г.-№6
2.Жуков Ю.М., Петровская Л.А. «Диагностика и развитие компетентности в
общении»-М,1990г.
3.Жексенбаева У.Б. ,Ниязова Г. Б. «Проектная деятельность в
образовательном процессе»// «12-летнее образование»-2007г.-№7
4.Перелыгина Е.А., Фишман И.С. «Методические рекомендации по
формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы»-
Самара: Издательский дом «Федоров».-2007.
Категория: Начальная школа | Добавил: небо (02.11.2014) | Автор: Болотских Наталья Владимировна E
Просмотров: 573 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 tatjanaluk75   (28.05.2015 19:32)
хорошая статья! Сейчас очень много говорят о компетентности и компетенциях. Вот и у меня похожая тема. Правда в моем случае речь идет об инвалидах, детях, обучающихся на дому. Но кое-что можно взять и из Вашей статьи. Спасибо.

2 небо   (04.11.2014 08:53)
Уважаемая, Людмила Борисовна. Я выслала на Ваш сайт статью на тему "Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях перехода на 12-летку" и 3 комментария к работам коллег. Прошу выслать сертификат на мой электронный адрес:  Natalya.Bolotskih@mail.ru

1 Gulzhikhan02014   (04.11.2014 00:18)
очень хорошая статья, а главное очень полезная, спасибо Вам Наталья Владимировна, творческих успехов Вам!!! biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz