Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 11:48

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы в серию последовательных уроков «Диалогическое обучение»
Обучение в школе направленно на всестороннее развитие ребенка, в том числе, немаловажно и развитие речи каждого школьника . К сожалению, этому виду деятельности на уроке уделяется мало внимания. Практически все время и все силы учителя затрачиваются на проведение работы по усвоению детьми определенной информации, а проблемы развития речи остаются на втором плане. Данный вопрос очень актуален, так как школьник является частью социума , а умением правильно говорить, общаться владеет не каждый. , Таким образом, развитие связной речи не только играет важную роль в развитии человека, но и является одним из важнейших общеучебных умений. В будущем это позволит ему безболезненно войти в коллектив , чувствовать себя свободно в умении налаживать общение с окружающими. Проблема коммуникации у современного школьника действительно существует. Причинами могут быть бедный словарный запас, малая начитанность, узкий кругозор, неумение выразить свои мысли, сложность в выборе слов. Социальные сети, глобальная мобилизация также приводят к сокращению речевого запаса детей, к неумению вести диалог. Этого можно избежать, сформировав у школьника уверенность в том, что он умеет общаться с окружающими, что он - хороший собеседник. Для этого необходимо вести учебный процесс через диалоговое обучение. Александр (2008) считает, что преподавание в форме диалога позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся. (Руководство для учителя стр.145)
Планируя свои уроки, я следовала модели обучения по Выготскому, которая предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Передо мной стояла цель: включение и применение диалогового обучения на уроках. Для того, чтобы диалогическое обучение состоялось мною на уроках организовывалась индивидуальная, парная и групповая работа.
На диалог со мной я вызывала детей создавая проблемные ситуации: на уроке «Круговорот воды в природе» дети искали слова, которые спрятались в слове «круговорот», после чего они говорили значение этих слов и формулировали тему урока . Диалог мог возникать и во время беседы, через которую я выявляла знания учащихся по пройденному материалу. Для создания диалога «учитель- ученик» или «ученик-ученик» мы зачастую прибегали к вопросам, которые наталкивали детей на «односложные» ответы. Но это не давало возможности учащимся раскрыться. Применяя на практике кумулятивную беседу и исследовательскую беседу (Руководство для учителя,стр.156), было видно, как учащиеся с живым интересом включались в работу, делились имеющимися знаниями, выражали свою точку зрения и ,конечно же, общались с учителем и друг с другом. Изучив учебный материал по теме «Реки и озёра» , дети принялись активно вести обсуждение прочитанного, они внимательно выслушивали друг друга, дополняли и вели комментарии по услышанному от своих одноклассников. После длительного диалога внутри группы, учащимися готовились вопросы и задания для других групп. В ходе этой работы развернулась настоящая дискуссия, где каждый выступающий говорил о том, что узнал, о своем мнении к прочитанному. Вопросы для своих одноклассников были различны по содержанию и сложности, это говорит о том, что учащиеся при подготовке пользовались принципом «от простого к сложному» . «Мозговой штурм» является одним из способов побуждения учащихся к диалогу. Такой вид работы я применила на уроке по теме «Подземные воды». Здесь учащиеся могли продемонстрировать правильность выбранного ответа, который должен быть содержательным, объемным и верным.
Развитие младших школьников 21 века кардинально изменилось, по сравнению с веком 20. Возросла потребность в информированности детей.
Поиск наиболее эффективных приемов, средств и методов в развитии младших школьников приводит нас к интерактивным формам и методам и, в частности, игровому методу, который должен быть более востребованным в начальной школе. Через игру учащиеся могут обмениваться знаниями, опытом, эмоциями. Во всех последовательных уроках тонкой нитью прослеживались игровые технологии.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Они легко вовлекаются в игровую деятельность. Самое главное, что в играх на уроках участвовали все дети, никто не остался в стороне. Игра «Заморочки из бочки» позволила участникам групп самим выбирать вопросы . Это оживило и увлекло детей. Каждый из них переживал за свою группу, прилагал все усилия, чтобы именно его группа дала точный ответ. Во время игры младший школьник незаметно для себя выполняет те задания, ту работу, которые в обычном виде кажутся ему скучными, неинтересными, трудными. Учащиеся играя, обучаются. Именно через игру может происходить самовыражение, самоутверждение, саморегуляция, самореализация учащихся.
Игры могут быть интеллектуальными, познавательными, деловыми, ролевыми. В свои уроки я включала разные виды игр, которые направляли и способствовали тому, чтобы дети могли активно принимать участие в работе, учились самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. Через комплекс игр учащиеся смело высказывали свое мнение и отношение к действительности. Так на уроке «Подземные воды» я выбрала игру «Доскажи словечко», где каждому ребенку предоставлялась возможность говорить о том, что он думает, как видит данную проблему. Замечу, что ответы учащихся отличались друг от друга, были ответы, где учащиеся сходились в точке зрения. В урок «Реки и озёра» я включила игру «Ты –мне, я - тебе» По правилам, с каждой команды выходили по одному участнику и задавали друг другу вопросы. В процессе этой игры можно было проследить, как учащиеся самостоятельно, доказывали, рассуждали и находили ответы на сложные вопросы. Игры применялись на разных этапах урока и даже, как минутка отдыха. Такая игра была включена в урок «Охрана воды», где учащиеся весело ,с азартом хлопали в ладоши, если слышали, что в слове спряталась «вода»,таким образом показывая сплоченность и согласие в группе. Ролевая игра « Маленькие экологи» позволила детям проявить себя с творческой стороны. Каждой группе было дано индивидуальное задание : найти причины загрязнения водоемов; что необходимо сделать для охраны воды; роль воды в жизни. Вначале диалог состоялся внутри группы, это было и обсуждение по теме, выяснение хода работы, распределение обязанностей. Когда проходила презентация работы, каждый член группы выступал по принципу «Аквариум». После выступления обязательно задавались вопросы, учащиеся дополняли друг друга, обменивались опытом и знаниями, таким образом организовывался диалог между группами. Я для себя сделала вывод, что диалог – является важным инструментом в решении многих задач. Диалоговое обучение позволяет нам учителям раскрыть в учащихся ораторские качества, развить и обогатить их речь, сделать так, чтобы речь учащихся была красочная и лаконичная, ответы содержательные и точные.
«вода»,таким образом показывая сплоченность и согласие в группе.
Кроме этого применялась исследовательская работа. При проведении урока «Подземные воды» учащиеся выясняли, какие существуют целебные источники в Казахстане, пользуясь возможностями Интернета. После исследования группы создавали «рекламу»,через которую доказывали полезные и целебные качества источника. Значимую роль занимают и задания творческого характера. При проведении урока «Круговорот воды в природе» дети выступили в качестве сказочников. Им предстояло сочинить в группе сказку «Путешествие Капельки». Учащиеся с удовольствием принялись за работу. Ведь именно здесь они могут выплеснуть всю свою фантазию. Содержание, сюжет, эмоциональная окраска созданных произведений отличались друг от друга. С интересом заслушивались работы групп, а потом путем сравнения учащиеся искали общее, что объединяло все сказки. Цель подобной работы: развитие письменной речи учащихся, умение рассуждать, комментировать происходящее. Так как у меня предмет познание мира, то на протяжении всего урока дети пользуются учебниками, тестовым материалом, что является источником учебной информации, наглядным пособием являлась интерактивная доска, в работе с карточками ученики оценивали свои работы и работы своих одноклассников , также при рефлексии были использованы ТСО, прослушивали музыку.
Я считаю, что диалогическое обучение оказывает благоприятное воздействие на учебный процесс, способствует всестороннему развитию учащихся, помогает учащимся обогатить и пополнить словарный запас.
Проведя уроки познания мира с использованием диалогического обучения, я достигла поставленных целей и получила необходимые результаты.
В дальнейшем я буду применять в своей практике модуль диалогового обучения, планирую изучать дополнительный материал, который будет мне помогать в моей педагогической деятельности.
В заключение своего рефлексивного отчета о важности диалога в классе я хотела бы порекомендовать себе, более развернуто составлять планы уроков, включая в них разные ситуации, в том числе игровые моменты. Внедрение модуля диалогового обучения дает учащимся самим понимать цели урока и достичь ее в конце урока. У детей поменялся взгляд и отношение к предмету «Познание мира». На уроках они стали увереннее в своих действиях, выводах, обменивались опытом и знаниями. Самостоятельность позволила им быть немного взрослее, они учились сами строить свою работу, добывать знания, тем самым самоутверждаясь . А самое главное это то, что я видела в глазах детей огонёк радости, значит уроки им нравятся .
Результаты, которые я ожидала получить следующие:
 ученик сможет свободно выражать свою точку зрения;
 умение прислушиваться к мнению других членов группы;
 ученик сможет непринужденно общаться с учителем, со сверстниками.
В целом ожидаемые результаты оправдались. Мне удалось создать благоприятный психологический климат, дети активно участвовали в обсуждении тем и вопросов, они с удовольствием высказывали и отстаивали свою точку зрения. Усвоение материала стало более эффективным, осознанным. Уроками оставались довольны и дети, и я.
Категория: Начальная школа | Добавил: aktobecity3 (08.08.2015) | Автор: Айтжанова Асем Куандыковна E
Просмотров: 754 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz