Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 15:43

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

программа факультативного курса
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» для 3 класса
Крупко Татьяна Евгеньевна-учитель начальных классов
школы гимназии №6 г. Степногорска Акмолинской области
Пояснительная записка
Человек – часть природы. Сегодня отношения природы и человека превратились в экологическую проблему. Если человек не будет бережно относиться к природе, он погубит все живое вокруг себя. Что же делать, чтобы не допустить этого? Прежде всего нужно воспитывать экологическую культуру, каждый человек должен отвечать за свои действия и поступки.
И уже с самого раннего возраста начинать экологическое воспитание.
Природа – это живая, очень сложная система. Любым своим действием человек влияет на природу.От поступков каждого человека зависит,в каком мире будут жить будущие поколения. Дети с детства должны осознать и понять, что ответственность за всё живое на Земле лежит на каждом из нас. Каждый цветок,каждый живой организм играет свою роль в экологической системе, а это значит играет огромную роль и для всей природы в целом. Человек – сам часть живой природы. И он не будет здоров, если загрязнена окружающая среда. Необходимо не только дать ребенку знания, нужно воспитывать бережное отношение к природе.
Экологическое воспитание–является важным направлением образования в наши дни для младших школьников. Это наблюдение за объектами и явлениями природы, различные исследования, эксперименты. На занятиях надо предоставить детям возможность самим что-то сделать для того, чтобы улучшить экологию своего города. Ребенок с детства изучавший природу, имеющий экологические знания, став взрослым никогда не нанесет вред природе.
Программа «Мир вокруг нас » направлена на то, чтобы развить интерес к изучению природы, учить применять теоретические знания в практической деятельности. Изучение окружающего мира, закономерностей его развития дают возможность детям по–новому взглянуть на окружающую природу.
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас » разработана для учащихся 3 класса, которые начинают познавать мир во всём его многообразии и взаимосвязях. Это дополнение к курсу «Познание мира». Факультативный курс рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
Актуальность создания программы факультативного курса «Мир вокруг нас» вызвана обострением экологической обстановки по причине техногенных катастроф и аварий, а также не правильного ведения хозяйства и безответственного отношения каждого человека к природе.
Факультативный курс позволяет расширить знания детей о растениях, животный своего родного края.

Цель программы факультативного курса «Мир вокруг нас» –
формирование основ экологической грамотности учащихся 3 класса , расширение знаний о взаимосвязи окружающей нас природы и человека, воспитание бережного отношения к окружающей среде, активной экологической позиции у порастающего поколения.
Задачи:
• развивать интерес к изучению природы своего родного края;
• углублять знания о родном крае, полученные на уроках познания мира
• исследовать конкретные объекты природы;
• дать представления о природных сообществах в своей области;
• познакомить с заповедниками Казахстана и Акмолинской области;
• привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края;
• воспитывать бережное отношение учащихся к природе родного края и всей страны;
• воспитывать в детях нравственные качества. Помочь стать верным другом природы.
Разнообразный материал курса позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к предмету «Познание мир». Как форма организации учебного процесса предлагаются уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки КВН, интегрированные уроки. Система вопросов и заданий на уроках составлена с учетом разных уровней усвоения знаний (репродуктивного, продуктивного, творческого), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Методы работы:
- словесный;
- наглядный;
- поисковый;
- исследовательский;
- практический;
- игровой;
- метод коллективного творчества

Формы работы:
-работа с энциклопедиями и другой литературой
-создание тематических стендов, выставок.
-озеленение школы и класса;
-экскурсии;
-создание экологических проектов;
-уборка пришкольной территории;
-исследовательская деятельность;
-создание памяток экологического содержания;
-просмотр фильмов о природе.

Принципы работы:
- научность;
- доступность;
- сотрудничество;
- последовательность;
- систематичность;
- чередование разнообразных видов деятельности;
- обратная связь;
- творчество;
- опора на интерес;
- результативность;
- учет возрастных особенностей

В результате реализации программы «Мир вокруг нас» планируются следующие результаты:
• ориентироваться в современном животном и растительном мире;
• развитие интереса к человеку, к общению, к миру ,различать изученные растения, животных;
• вести наблюдения в природе ;
• оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями, подкармливать птиц в кормушках
• проводить поисково-исследовательскую деятельность
• применять полученные знания на практике
• работать самостоятельно и в коллективе
• экологически грамотно вести себя на природе;
• принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;
• осознавать себя частью природы
• быть ответственным за будущее планеты, родной природы
Календарное планирование занятий факультативного курса
«Мир вокруг нас»
№ Тема К-во ч. Содержание занятия
1. Кто в ответе за планету? 1ч
Проблемный вопрос: «Как сохранить природу для следующих поколений?»
Что такое плохая экология? Путешествие по станциям. Презентация.
Охрана воздуха,воды, почвы. Интересные факты.

Жизнь насекомых
2. Пчелиные семьи 1ч
Работа в группах «Хочу знать». Блиц-турнир( насекомые).
Сообщение учащихся о пчелах по плану.Составление синквейна.
3. Муравей-труженик 1ч
Игра «Верите ли вы». Работа в группах: строение тела муравья,питание, муравейник-большой дом,общение муравьев». Презентация. Составление синквейна.
4. Насекомые-друзья или враги? 1ч
Урок-суд.Человек против жуков,пчел и ос. Бабочек, мух,комаров.
Их польза и вред. Защита насекомых. Все в природе взаимосвязано. Презентация.
Жизнь птиц
5. «По лесным дорожкам» КВН 1ч
Конкурсы: визитка, разминка,птичья семейка, лесная аптечка, деревья, экологические знаки. Кроссворды.
6. Пернатые соседи. Как помочь зимой? 1ч
Составление кластеров «все о птицах», работа в группах.
«Корзина идей» Как помочь птицам зимой. Высказывание мнений.
Практическая работа изготовление кормушек.
7. Птичка-невеличка.Воробей. 1ч
Внешний вид, повадки-сообщение учащихся. Воробей- герой произведений.
Интересные факты. Составление синквейна.
8. Сорока-белобока 1ч
Загадки. Считалки. Сказки о сороке.
Работа в группах: внешний вид,повадки.Конкурс рисунков.
9. Птичка-синичка 1ч
Презентация. Фотоальбом. Лакомства синиц. Интересные факты о синицах.Синквейн.

10. Пернатый доктор. 1ч
Работа в парах«Верные и неверные утверждения».
Сообщенияучащихся.Обсуждение произведений о дятле.
Жизнь зверей
11. Колючая семейка 1ч
Интересные факты о ежах. Внешний вид, питание.
Обсуждение в группах: способы защиты ежей. Правила поведения в лесу. Синквейн.
12. Белка-хлопотунья 1ч
Внешний вид, повадки. Сообщение и обсуждение в группах:как зимует белочка? Составление кластеров.

13. О лисичке-сестричке 1ч
Сказки, загадки,стихи о лисе. Внешний вид,повадки. Презентация. Синквейн.
14. Беляк и русак 1ч
Обсуждение в группах:как зимует беляк. Питание. Зайчиха и детеныши.
Тонкие и толстые вопросы. Конкурс рисунков.
15. Серый хищник 1ч
Презентация. Игра «Верите ли вы?»
Повадки волка-работа в группах. Синквейн.
16. Косолапый великан 1ч
Фотоконкурс «Мишка-игрушка».
Блиц-турнир о медведях. Работа в группах :медведица-мать. Синквейн.
17. Как зимуют звери. 1ч
Проблемный вопрос: как зимуют звери. Работа в группах-составление эссе.
18. Домашние питомцы 1ч
Презентация «Питомцы нашего класса». Сообщение учащихся. Обсуждение в группах правила ухода.Синквейн.
19. А если нет хозяина? Проблема бездомных животных. 1ч
«Мозговой штурм» -бездомные животные. Статистика по городу. Как помочь-обсуждение в группах. Презентация.
Растительный мир
20 Этажи леса 1ч
Работа в группах «Хочу знать», кроссворды, загадки. Конкурс на лучший гербарий. Синквейн.
21. Листопадные и вечнозеленые деревья. 1ч
Игра «Узнай дерево»,составление коллажа. Работа в группах описание дерева. Экскурсия в парк.
22. О чем шумят деревья? 1ч
Обсуждение в парах: как сохранить лес. Презентация. Вопросы экологии. Создание памяток.
23. Растения-лекари. 1ч
Кроссворд. Таблица «Знаю,хочу знать, узнал». Конкурсы в группах: описание, лечебные свойства, места произрастания. Памятка «Правила сбора лекарственных растений»

24. Сад на подоконнике. 1ч
Польза комнатных растений- обсуждение в группах. Практическая работа: озеленение класса. Уход за растениями. Составление кластера.
Неживая природа
25. Три состояния воды 1ч
Интересные факты о воде . Проблемы экологии и экономии воды. Составление синквейна.
26. Везде ли есть воздух? 1ч
Блиц-турнир .Составление коллажа. «Мозговой штурм» обсуждение в группах вопросов защиты воздуха от загрязнений.
27. Что мы знаем о погоде? 1ч
Что рассказывают синоптики. Сообщение учащихся. Кроссворд(работа в парах). Составление синквейна.
28. Осадки 1ч
Работа с календарем погоды. Сообщения об осадках.Загадки о явлениях природы.
29. Радуга- разноцветное чудо. 1ч
Фотоконкурс. Интересные факты.
Таблица «Знаю,хочу знать, узнал». Работа с энциклопедией.
30. Реки и озера Казахстана 1ч
Презентация. Прием «Верные и неверные утверждения».Интересные факты о озерах Казахстана. Легенды.
Создание тематического стенда.
31. По страницам Красной книги Казахстана 1ч
Знакомство с Красной книгой.Работа в группах: редкие растения и животные Казахстана.Составление синквейна.
32. Заповедники Казахстана 1ч
Просмотр фильма о природе Казахстана. Прием тонких и толстых вопросов. Составление кластера.
33 «В каком мире ты хочешь жить?» Дискуссия 1ч
Прием «Тонкие и толстые вопросы»-работа в парах. Вопросы охраны природы-дискуссия.
34 Итоговое занятие. Фотовыставка. 1ч
Фотовыставка. Прием «Верные и неверные утверждения». Правила поведения в природе.

Источник: http://Негробов О.П., Черненко Ю.И. Определитель семейств насекомых. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. — 184 с. Плешаков А.А. Велик
Категория: Начальная школа | Добавил: krupko_tatyana63 (25.03.2016) | Автор: Крупко Татьяна Евгеньевна E
Просмотров: 334 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz