Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 01:25

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Нерудные полезные ископаемые
Предмет познание мира.
Тема: Нерудные полезные ископаемые.
Цель: Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании; познакомить с нерудными полезными ископаемыми их свойствами, способом добычи; формировать умение по условным знакам находить на карте Казахстана месторождения нерудных полезных ископаемых.
Развивать внимание, восприятие, познавательный интерес, речь.
Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, прививать чувство бережного отношения к природе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать.
II. Проверка домашнего задания.
Представление сообщений о горючих полезных ископаемых Казахстана; кроссвордов.
III. Сообщение темы, целей урока.
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу — Она понадобится сразу. (Глина)
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже И в стекле расплавлен даже. (Песок)
Одну меня — не съешь никогда, А без меня — не вкусна еда. (Соль)
Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске — Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый, Ведь и он побелен ... (Мелом)
Покрывают им дороги, Улицы в селеньях,
А ещё он есть в цементе. Сам он — удобрение. (Известняк)
- Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на некоторых нерудных полезных ископаемых.
- Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).
- Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое самое важное для человека?
IV. Изучение нового.
1. Работа по составлению таблицы нерудных полезных ископаемых. Основные свойства, внешний вид, использование человеком.
Соль.
1. Поваренная соль: её добывают со дна высохших солёных озёр или из солёных озёр с помощью специальных машин.
2. Каменная соль: её добывают из-под земли, в шахтах.
Соль используют в пищу, из неё получают соду и хлор и т.д., некоторые виды соли используют в качестве лекарств, соли калия - как удобрения.
В Казахстане соль добывают около Павлодара.
Фосфориты – это осадочные горные породы, из которых получают фосфорные удобрения.
Фосфориты измельчают и превращают в фосфорную муку и вносят в почву.
В Казахстане месторождение фосфоритов – Каратау – одно из крупнейших в мире.
Асбест.
1. Волокнистая горная порода. Её называют горным льном, легко делится на тонкие волокна.
2. Нить его прочная, легко гнётся, не рвётся, по прочности не уступает стальной нити.
3. Она не горит в огне и из неё делают одежду для пожарников. Из асбобетона изготовляют шифер для крыш, прочные трубы для воды.
Месторождения асбеста открыты в Жетыкаре Костанайской области.
Гранит, глина, песок – строительные материалы.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве.
«Глина» Я - твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, и из меня лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я - осадочная порода. Как и песок, образуюсь в результате выветривания различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.
Известняк.
1. Бывает белого, сероватого или желтоватого цвета.
2. Есть горы, состоящие полностью из известняка – Актау на острове Мангыстау.
3. Известняк обжигают и получают известь. Перемешивая глину с известняком получают некоторые виды цемента.
4. Из смеси песка с известью изготавливают белый кирпич.
В Казахстане известны Мангыстауские карьеры известняка.
Мел.
1. Белый цвет.
2. Мягкий и легко крошится.
3. Мелом пишут на доске, применяют при производстве цемента, стекла,
резины, зубного порошка.
Мрамор.
1. Красивый и твёрдый камень.
2. Его широко используют в строительстве для отделки зданий, для
изготовления скульптур.
В Казахстане его добывают в центральных и южных областях.
2. Практическая работа. Определение на карте месторождений полезных ископаемых, обозначение их на контурной карте.
ОПЫТ 1: пропускает ли полезное ископаемое воду?
(В стакан ставится стеклянная воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает воду, если вода осталось на ископаемом – не пропускает)
Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не пропускает, известняк - пропускает
ОПЫТ 2: - А теперь определим, растворяются ли данные ископаемые в воде.
(в стакан наливается вода, опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой).
Вывод: данные ископаемые не растворяются в воде.
ОПЫТ 3: - А теперь давайте определим прочность ископаемых.
Пересыпает песок из одной чашечки в другую.
Вывод: песок – сыпучий
В блюдце положить глину и добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой).
Вывод: пластичная, вязкая
3. Работа в группах. Тестовые задания.
1.Нерудные полезные ископаемые:
А) Поваренная соль, гранит, газ.
Б) Нефть, алмазы, песчаник
С) Глина, песок, асбест.
2. О каком нерудном полезном ископаемом говорится в загадке:
«В воде родится, а воды боится»:
А) Известняк Б) Соль С) Глина.
3. Каждый день человек в пищу употребляет до 20 граммов:
А) Поваренной соли Б) Калийной соли С) Каменной соли
4. В результате разрушения твёрдых плотных пород образуются нерудные полезные ископаемые:
А) Известняк, песчаник Б) Песок, глина С) Ракушечник, мел.
5. Сырьём для стекла является:
А) Соль Б) Известь С) Песок.
6. Какое свойство глины используют при изготовлении посуды:
А) Твердость Б) Водонепроницаемость С) Лёгкость
7. Из смеси самого ценного вида песка с известью изготавливают :
А) Красный кирпич Б) Жёлтый кирпич С) Белый кирпич
8. Самая твёрдая разновидность известняка:
А) Мел Б) Мрамор С) Ракушечник
9.Горючие полезные ископаемые – это, прежде всего:
А) топливо Б) средство для получения лекарства С) удобрение
10. Это горючее полезное ископаемое ещё используется как удобрение:
А) торф Б) бурый уголь С) нефть

V. Домашнее задание – подготовить сообщение о нерудных полезных ископаемых Казахстана.
VI. Итог урока.
Категория: Начальная школа | Добавил: dinara1972 (29.05.2016) | Автор: Смаилова Динара Аманжоловна E
Просмотров: 369 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz