Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 02:58

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Собственные и нарицательные имена существительные. Интегрированный урок русского языка и самопознания, 2 класс
Заикина Наталья Валериевна,
учитель начальных классов,
гимназия «Самопознание» ННПООЦ «Бобек»

Собственные и нарицательные имена существительные. Интегрированный урок русского языка и самопознание, 2 класс
Ценность: Любовь
Качества: чувство братства,
Тип урока: комбинированный.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, практический, наглядный.
Цель: Углубить знания учащихся об имени существительном.
Задачи урока: формирование представления об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; правильно употреблять заглавные и строчные буквы при написании имен существительных; развитие речи; создание условия для развития самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности; воспитание уважения и любви к старшим, традициям семьи, культуры общения на уроке.
Ход урока.
1 Позитивный настрой. «Свет».
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте свою теплоту.
-Пусть девизом нашего урока станут слова: «Дружно работаем – больше узнаем». Сегодня на уроке мы будем наблюдать, замечать, размышлять и делать выводы.
2. Актуализация знаний.
А) Упражнение в умении классифицировать существительные.
-Наш урок мы начнём с повторения пройденного материала. Я вам предлагаю игру «Собери слова»
К,И,Г,Н,А, Ы,С,О,Н,С, И,А,С,Л, Л,К, О,В,И.
- Какие слова можно составить, используя эти буквы?
- Что называется именем существительным?
- На какие группы можно разделить данные имена существительные.
- Что мы знаем о существительных одушевлённых и неодушевлённых?
- Как изменяются имена существительные?
- Сегодня на уроке мы продолжим исследовать имя существительное и пополним наши знания об этой удивительной части речи.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
3.Каллиграфическая минутка.
Задание. Составьте из слогов имена, назовите их.
С какой буквы вы их будете писать? Почему? ( вел, па) (ня, же) , (на, ша, та) ( ля-ю)- Павел, Женя, Наташа, Юля.
Назовите только первые буквы каждого имени.
П, Ж, Н, Ю.
- Что объединяет эти буквы? ( они все заглавные)
- Какая буква « лишняя»? Почему? Какие звуки может обозначать буква Ю?
- Пропишем букву Юю
- Для чего человеку нужно имя? (Чтобы выделять его среди других людей)
4.Определение темы урока
В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это имена существительные собственные и нарицательные.
- Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные)
- Какую можем цель поставить перед собой? (научиться, правильно писать слова).
5.Словарная работа.
- Что ещё необходимо человеку?
-Что такое фамилии (Латинское слово «семья»).
-Каким образом получает человек фамилию?
-Что обозначает фамилия? (что человек принадлежит к какой-либо конкретной семье.) Происхождение фамилий имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки, чем занимались, например Сапожников, Крымов. А если у человека фамилия Храбрый или Честный? Как вы думаете, за что и почему они её получили? Вы встречали в жизни людей с необычной фамилией?
Кроме имени и фамилии, у человека есть отчество. Как оно образуется? (Отечество, отец).
Словарное слово: Фамилия. 4 слога фа-ми-ли-я,3 согласных.4 гласных, 7 букв, 8 звуков, ударение.
Живи так, чтобы твоя фамилия стала просто именем. (Валентина Беднова). Если совершаешь праведные поступки, люди запомнят твою фамилию, как имя. Привести пример.(Ю.Гагарин, Я.Мудрый, Ш Уалиханов).Запишите эту цитату.
6. Работа над усвоением новых знаний. Я познаю себя.
Напишите свое имя. Для мамы вы кто? Для бабушки? А в школе вас как называют? А для друзей? Если вы сделали что-то хорошее? А когда я вам говорю «молодцы» (За добрые дела, поступки). А для своей страны вы кто?
Каким гражданином для своей страны вы должны быть? Почему?
-Настя- дочка(сын), внучка (внук), ученик (ученица), подруга (друг),молодец, гражданин.
Я познаю мир.
Как называется наша республика? А столица? А в каком городе мы живём? На какой улице? В какой школе вы учитесь?
Казахстан, Астана, Алматы, «Бобек».(нарицательные существительные раскрывают глубину собственных имён существительных, раскрывая их потенциал и значение, так и у нас в жизни мы все взаимосвязаны друг с другом и дополняем друг друга).
Создание проблемной ситуации 1.
Как же отличить имена собственные от нарицательных?
Ответы детей – Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Имя существительное собственное указывает конкретный предмет. Имя существительное нарицательное называет, нарекает предмет или множество предметов.
Вопрос: все ли слова, записанные с большой буквы, являются именами собственными?
(Нет, не все. Помним правило, что начало предложения пишется с большой буквы).
Гимнастика для глаз
Создание проблемной ситуации 2.
Работа по учебнику.
Стр. 131 упражнение 347. Слайд.
Предлагаются пары слов
Роза-роза
Шарик-шарик
Рассмотрите пары слов.
- Почему одинаковые слова записаны по-разному? ( Имеют разное значение.)
-Сделайте вывод, что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в написании одинаково звучащих слов.
Необходимо выяснить значение этих слов.
7.Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!

Задание: Составьте и запишите предложения с данными словами. Слайд
Лисичкина. Нашла. Лена. Нору. Лисичкину.
( Лена Лисичкина нашла лисичкину нору ).
-Назовите имена собственные. Что мы помним об их написании?
8. Закрепление нового материала
- А сейчас мы поиграем.
Игра «Найди пару». Работа в паре. Учащиеся получают карточки с именами существительными. Стрелкой укажите правильное соответствие имени собственного и нарицательного.
Река - Казахстан
Озеро - Шарик
Космонавт - Александр Пушкин
Писатель - Астана
Столица-Мухтар Ауэзов
Поэт - Тохтар Аубакиров
Собака-Балхаш
Страна - Ишим
9. Итог урока.
-Давайте обобщим наши знания об имени существительном.
Вопросы: Как пишутся собственные имена существительные, а нарицательные? – и это для нас Истина….
10.Домашнее задание (творческое) Сочинение «Моя семья» (с использованием собственных имён существительных 5 предложений).
11. Рефлексия урока.
- Кто сделал открытие на уроке?
-Кого из одноклассников можете похвалить за работу?
- Я тоже хочу поблагодарить ребят за хорошую работу. Ведь правильно говорят: По труду и честь. Выставление оценок.
- Какое у вас настроение сейчас? Покажите. Спасибо за урок!
12. Минутка тишины.
Категория: Начальная школа | Добавил: ТатьянаТатьянка (08.11.2016) | Автор: Заикина Наталья Валериевна E
Просмотров: 29 | Комментарии: 2 | Теги: имя, отчество, Отечество, Родина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 danilulia   (21.11.2016 10:04)
Интересный урок. Задания подобраны поискового характера,на основе имеющихся знаний учащихся,которые позволяют сделать выводы и прийти к главному правилу урока Правописание имен собственных и нарицательных.На уроке красной нитью прослеживается     воспитание уважения и любви к старшим, традициям семьи, культуры общения на уроке,а также гражданский патриотизм.

1 Svet4393   (19.11.2016 06:46)
Очень интересная интеграция! Хороший объемный материал! Повторили все знания учащихся об имени существительном. Задания хорошо продуманны. Одно вытекает из другого.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz