Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 15:47

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Проектная работа в начальной школе
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Великая проблема подобна
драгоценному камню. Тысячи
проходят мимо, пока, наконец,
один не поднимет его.
Фридрих Ницше
Современная школа переживает сложный процесс поиска новых целей образования, нового содержания обучения и воспитания, оптимальных педагогических технологий.
Перед школой ставится задача: воспитать младшего школьника, как деятельную личность, способную к творческому самовыражению, к поиску решений проблем и к самостоятельной организации своей деятельности.
Воспитание в этом направлении предусматривает включение школьников в творческую и учебно-познавательную деятельность. Само время подсказывает новые идеи, замыслы. Внимание кафедры учителей начальных классов СОШ № 29 привлекла идея проектных работ учащихся. Сама идея создания «проблемных» ситуаций в познавательной деятельности и нахождения более эффективных способов решения их, активное вовлечение детей в процесс поисковой деятельности и заинтересованность в результатах, подсказала нам новый путь решения общешкольной темы самообразования: «Расширение образовательного пространства каждого обучающегося».
Приступая к этой работе, мы ставили перед собой цель научить детей определять интересующую их проблему, обозначать ее, ставить задачи, задавать вопросы по теме, находить всевозможные варианты накопления и обработки материала, строить умозаключения, проводить различные виды исследовательской деятельности, уметь обобщать, делать выводы, уметь защитить свою точку зрения, выступить перед аудиторией.
В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Ученик, занимающийся проектной деятельностью, смотрит на мир глазами исследователя, что в конечном итоге и приводит к расширению его личного образовательного пространства.
Начиная работу над проектами, мы педагоги, были на распутье – как помочь детям обозначить проблему исследования. Но неожиданно, выход подсказала ситуация, возникшая на уроке в 3 «В» классе.. Учитель, как обычно бывает на уроке, автоматически сделала замечание детям по поводу осанки. Но на этот раз кто-то из детей возмутился: «Ну и что, что я опускаю плечи, мне так гораздо удобнее писать и здоровье у меня крепкое, нисмотря ни на что!» Дети возмутились: «Вырастишь кривым и некрасивым!» «А мужчина и не должен быть красавцем, а на здоровье я и не жалуюсь!» - отпарировал возмутитель спокойствия. Тогда учитель обратился к детям: « А, может, проведем собственное исследование. Влияет ли осанка на здоровье детей?» Дети с радостью согласились. Но когда учитель рассказал о замысле творческого проекта, многие ученики растерялись – уж очень трудной показались им задача стать настоящими исследователями и взвалить на себя дополнительный груз работы. Первопроходцем вызвалась стать Мухамедиева Альбина. И работа закипела. Для начала четко обозначили тему исследования: «Влияние осанки на здоровье школьников», затем обозначили цели и задачи исследования. Сформулированы они были следующим образом:
Цель исследования:
Изучить, к чему приводит нарушение осанки, выявить, есть ли нарушение осанки у детей класса и разработать комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные моменты формирования правильной осанки и выяснить последствия ее нарушения для детей школьного возраста.
2. Протестировать детей класса и разработать комплекс упражнений для ежедневного использования.
3. Провести анкетирование среди одноклассников.
4. Составить рекомендации для школьников.
Гипотезу исследования разрабатывали совместно с учениками класса и прозвучала она в работе так: «Предположим, если дети будут долго сидеть за компьютером и телевизором, неправильно сидеть за партой, у них может нарушиться осанка и это может привести к развитию заболеваний внутренних органов».
Далее Альбина начала обрабатывать различные источники информации: энциклопедии и справочники, специальную медицинскую литературу по теме, материал из интернета, взяла интервью у специалиста в данной области врача ЛФК, невропатолога, ортопеда Владимира Николаевича Елисеева. Весь материал был собран в специальную тетрадь для исследовательских работ, затем обработан и подготовлен материал для публичного выступления. Здесь Альбина дала понятие осанке – медицинское и лингвистическое (по словарям С.Ожегова и В.Даля), назвала и охарактеризовала пять видов осанки (правильная, сутуловатая, кифотическая, лордотическая, выпрямленная), осветила различные науки (этика, эстетика, физическая культура, психология и т.д.), изучающие осанку, как предмет исследования, дала понятие осанки – как продукту эволюции человека, назвала основные этапы формирования осанки ( прямохождение – 2 миллиона лет назад, изобретение стула – 15 век, массовое школьное обучение – 19 век, массовая профессия офисный работник – 21 век), все свои выводы подтверждала строго научными фактами, примерами, медицинскими понятиями.
Но самый познавательный этап работы был впереди. Альбина, совместно с мед. работником школы Исмагуловой Даметкен Рахимжановной, провели медицинское тестирование учеников класса на предмет выявления нарушений осанки по 4 тестам.
1 тест. Подойти с привычной осанкой к стене и встать к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в 4-х точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка – правильная. Если сильно вперед выделяется грудная клетка – «лордоз».
2 тест. Нужно встать прямо и напрячь коленки, закрыть глаза, руки вытянуть вперед. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.
3 тест. По высоте плеч (одинаковая высота плеч).
4 тест. По длине рук (одинаковая длина рук).
Результаты тестирования были проанализированы и составлена следующая схема:
Самая лучшая (правильная) осанка у двух учеников:
1. Тюленев Артем – занимается в спортивной секции
2. Кадугинова Мадина – делает по утрам гимнастику
Диагнозы записанные в медицинской карте двух учеников, имеющих нарушение осанки по трем тестам:
- состояние после перенесенной сердечной лихорадки (кардит); - ангиопатия зрения, астигматизм.

Анализ тестов озадачил Альбину и учеников класса о причинах отклонений в осанке, и решено было провести анкетирование для выявления возможных причин изменений.
Анкеты были тщательно проанализированы и Альбина сделала следующие выводы по данному методу исследования: 1.Дети находятся в сидячем положении от 7 часов до 17 ч 40 мин в сутки.
2. В школе дети занимаются физической культурой – 3 учебных часа в неделю.
3. Из 21 ученика класса только 6 занимаются физическими упражнениями вне школы.
4. 20% родителей не проявили интерес к предмету исследования и не дали ответов на вопросы детей.
По результатам исследовательской работы Альбина составила рекомендации совместно со специалистом в данной области, врачом ЛФК, невропатологом, ортопедом – Владимиром Николаевичем Елисеевым: дополнительные физические нагрузки дома, в спортивных секциях, танцевальных кружках, занятие плаванием, правильная посадка за партой, ранцы вместо портфелей, упражнения лечебной физкультуры – ежедневно вместо физминуток на уроках, вести разъяснительную работу о серьезности последствий нарушения осанки, составить и разучить комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки.
Альбина совместно с учениками класса составили комплекс парных упражнений на формирование и поддержание правильной осанки: «Полет к звезде». Данный комплекс учитель оформила в виде презентации и ставший уже однообразным процесс выполнения упражнений – физкультминуток на уроках превратился в веселую, полезную, радостную игру. А на вопрос для чего необходимо следить за своей осанкой все ученики класса дружно дают ответ: «Для своего сегодняшнего и завтрашнего здоровья!!!»
Дети младшего школьного возраста, как многократно отмечали ученые, уже по природе
своей исследователи. Неудивительно, что
проектной деятельностью заинтересовались и
учащиеся 2- го класса. Любознательность,
постоянное желание экспериментировать,
самостоятельно искать истину вылилось в
проектную работу ученика 2 «А» класса
Младенцева Кирилла «Волнистые попугайчики».
Главный смысл настоящего исследования –
добыть знания самостоятельно.
Была поставлена цель: «Изучить жизнь экзотических птиц».
Определены задачи исследования:
1. Прочитать литературу и познакомиться с жизнью попугаев.
2. Собрать литературу о волнистых попугайчиках.
3. Изучить повадки этих птиц.
4. Создать наиболее благоприятные условия для жизни волнистых попугаев.
Гипотезу исследования Кирилл обозначил так:
- Предположим. Мой попугай заговорил.
- Допустим, мы купили ему самочку.
- Возможно, у них появятся птенцы.
- Что, если мне заняться разведением волнистых попугаев.
Для начала Кирилл ознакомился с методами исследования, затем составил план работы и принялся за сбор информации. Он изучил и обобщил материал, содержащийся в разных источниках, общался с людьми. Занимающимися разведением волнистых попугаев, проводил собственные эксперименты, что особенно ценно для проектных работ. В конце работы Кирилл сделал выводы, что у каждой птицы свой характер. Попугаи требуют хорошего ухода, им необходим ежедневно корм. А в рацион необходимо включать витамины, часто менять воду, выпускать птиц из клетки полетать. Если человек решил завести питомца, он должен знать, что это большая ответственность. Мы не должны забывать о тех, кого приручили.
Итогом исследовательской работы стал буклет с фотографиями и рекомендациями по содержанию волнистых попугаев.
В феврале 2010 года в нашей школе была проведена конференция, на которой выступили ученики начальной школы, принявшие участие в проектной работе. Были приглашены учителя, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью с учениками старшего звена школы, администрация, пресса, ученики начальной школы. Все гости дали положительные отзывы о качестве выступления учащихся 2 и 3 классов, в местной газете «Наше дело» была опубликована статья под названием « Маленькие исследователи» .
В этом учебном году кафедра начальных классов вновь запланировала работу в данном направлении. Самым главным результатом работы стало желание многих талантливых и способных учеников школы заниматься проектными работами.

Авторы статьи: учителя начальных классов
Рахимжанова Асия Газмиевна, Середина Валентина Александровна

СОШ № 29 г Семей, Казахстан

Категория: Начальная школа | Добавил: Асия1 (07.01.2011) | Автор: Рахимжанова А.Г., Середина В. А. E
Просмотров: 6983 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 жса   (09.02.2014 23:38)
Здравствуйте, интересный материал. Мне немного тяжеловато дается работа над проектами , а ваш материал поможет мне, большое спасибо. Успехов вам на этом поприще!

1 Luiza08   (30.01.2014 16:10)
Здравствуйте Асия Газмиевна, Валентина Александровна! Я второй год занимаюсь проектами со своими учениками, поэтому мне интересен ваш опыт работы. Действительно, такая деятельность сначала казалась сложной для детей, но теперь она увлекает наших маленьких исследователей. Спасибо вам!Творческих вам успехов!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz