Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 17:30

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Начальная школа

Урок русского языка во 2 классе по теме "Словообразование".
Урок русского языка во 2 классе с использованием ИКТ.
Учитель:Фулей Елена Александровна,СОШГ № 9 ,г.Павлодар


Тема: Словообразование.
Цель:- обобщение знаний о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова; формировать умения анализировать слова;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; создать условия для коллективной мыслительной деятельности учащихся;
-способствовать воспитанию сотрудничества, взаимопомощи для проявления инициативы и формированию собственного мнения.
Ход урока:
I.Мотивационно-целевой этап.
-Долгожданный дан звонок. Начинается урок.
-Садитесь. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи.
(слайд 1 – оформление классной работы)
1.Грамматическая сказка.
-Много-много лет назад появилось на свет маленькое слово «сад». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» Подумав, они посадили это слово на лист бумаги. Когда вспомнили, то увидели, что оно разрослось.
Ученик: Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовый-
Был он только словом.
( слайд 2-3, на котором нарисовано дерево с разветвлённым стволом, на ветвях в виде плодов прикреплены однокоренные слова)
-Посмотрите, ребята, что за чудо-дерево выросло? Как называются части у этого необычного растения? (корень, плоды, стебель)
Ученик: Чудо-слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новых слов.
-Внимательно посмотрите на это чудо-дерево. Что же выросло на нём? (слова)
-Назовите эти слова. Что в них общего? (корень)
-Как называются такие слова? (однокоренные)
Ученик: Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
Вот ещё садовод
С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять
В саду словесном.

-Определите тему урока. (Состав слова)
-Какую цель поставим? (повторить о составе слова, способы образования слов, вспомнить порядок морфемного разбора)
2.Актуализация знаний учащихся.
-Какие части слова знаете? (окончание, корень, приставка, суффикс)
-Что такое корень? (это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов)
Ученик: Корень слова - главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова.

-Что такое приставка? (это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
Ученик: Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Получаются слова.

-Что такое суффикс? (это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов)
-Что такое окончание? (это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)
Ученик: Та слова часть, что изменяется,
Окончанием называется.

Крепятся на магниты к доске:

-Какая часть слова передаёт лексическое значение? (основа слова)

Ученик: Остальную же часть слова
Именуем мы основой.

II.Операционно-деятельностный этап.
-Назовите однокоренные слова. ( Сад, рассада, посадки, садовод, садовник)
Как же случилось, что у одного слова появилось много родственников? (использовали приставки и суффиксы)
-Давайте проверим, выполнив разбор.
-разбор слов (проверка в группе и на интерактивной доске)
( слайд 3 – проверка разбора по составу)
Сад, рассада, посадки, садовод, садовник.
-На какие группы по способу образования можно разделить эти слова?

1) приставочный; 2) суффиксальный; 3) приставочно-суффиксальный;4)сложение двух основ (варианты ответов)

-В науке такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнёздами, а процесс образования новых слов в русском языке называют словообразованием.
Наш словесный сад находится в городе Словообразования , по которому мы совершим путешествие. Для того чтобы определиться с маршрутом, нам следует вспомнить алгоритм морфемного разбора.
( слайд 4 - на экране высвечиваются все части, учащиеся располагают их по порядку:

1)улица Окончания
2)проспект Основы
3)площадь Корневая
4)переулок Приставочный
5)переулок Суффиксальный
6)Итоговая аллея )
-У вас на партах лежат оценочные листы. Возьмите их, прочитайте, по каким параметрам вы будете оценивать свои знания, свою работу на уроке. На партах у вас лежат Моники красного и зелёного цвета. Зелёный цвет покажет, что вы с работой справились самостоятельно, а красный цвет – вам необходима помощь учителя или товарища. Работать будем в группах. В каждой группе есть ведущий, который будет работать сам и оказывать помощь, если в этом будет необходимость. Сверять ответы будем по ответам – образцам, которые лежат на партах и проверять ответы у доски. Какая группа закончит раньше задание, поднимет руки. Будет учитываться порядок и правильные варианты ответов.
Критерии оценивания
+ хорошо справился с заданием сам
? затрудняюсь, выполняю с помощью товарища или учителя
! не могу выполнить задание
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№ ЗАДАНИЯ ОЦЕНКА
1 Словарный диктант.
2 Составление предложений.
3 Образование имён прилагательных.
4 Игра «Найди лишнее»
5 Игра « Угадай-ка»
6 Определение значений приставок.
7 Образование слов при помощи суффиксов.
8 Игра « Подбери слово».
9 Тест.

УЛИЦА ОКОНЧАНИЯ
( слайд 5 – словарные слова с пропущенными орфограммами)
1 ЗАДАНИЕ: Словарный диктант. Запишите в столбик, выделите окончание. Образуйте форму множественного числа.
К.ртоф.ль-
п.м.дор-
.гурец-
м.лина-
м.рко.ь-

-Назовите эти же слова во множественном числе. ( Пробуют, делают вывод, что не все слова могут иметь форму множественного числа)
-Какая часть при этом изменилась?
-Выделите окончания в данных словах. Какое слово лишнее? Почему? ( в слове малина окончание -а, в остальных – нулевое окончание)
-Что общего в этих словах? (они относятся к одной части речи)
-Что такое окончание? ( Окончание- это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)
-Что такое нулевое окончание? (Нулевое окончание не выражено звуком.) Как его обнаружить?
-Что показывают окончания в этих словах? (Число, род, падеж существительных)
-Что нам может рассказать нулевое окончание в данных словах?( ответы детей)
-Меняет ли окончание смысл слова? ( нет, не меняет)
-Получаются ли однокоренные слова при изменении этих слов? ( Нет, меняется форма одного и того же слова)
-Что заложено в окончании? ( Грамматическое значение слова)

2 ЗАДАНИЕ: Составление предложений из слов. Выделите окончания.Определите грамматическое значение слов( у сущ.- число,падеж.; у прилаг.-род,число,падеж;у глаголов-в наст .вр. и буд.вр.-лицо и число,а в пр.вр.-род,число ,эта схема на доске высвечивается как помощник)
Из, коридор, мы, входить, в, светлая, комната.
Над, диван, висеть, картина.
Проверка по эталону-образцу:
Из коридора (ед., Р.п.) мы входим (н.вр.,1 л.,мн.ч.,) в светлую ( ж.р., В.п., ед.ч.) комнату ( ед.ч., В.п.)
Над диваном ( ед.ч., Т.п.) висит (н.вр., 3 л., ед.ч.) картина ( И.п., ед.ч.)
Заполнение листов самооценки.
ВЫВОД: Для чего служит окончание? (окончание служит для связи слов в предложении и в словосочетании)

ПРОСПЕКТ ОСНОВЫ
-Какие значимые части слова могут входить в основу? (приставка, корень, суффикс)
-Что такое основа? (это часть изменяемого слова без окончания)
3 ЗАДАНИЕ: Образуйте от словарных слов имена прилагательные мужского рода. Составьте словосочетания. Разбери по составу образованные слова.
Картофель - картофельный суп
Помидор - помидорный рассол
Огурец - огуречный лосьон
Малина - малиновый чай
Морковь - морковный сок.
-Что входит в состав основы? Какую часть слова использовали, чтобы от существительного образовать имя прилагательное? (суффиксы –н-, -ов ) Какое значение этих суффиксов?( то, из чего получают продукт)
-Что вы заметили в корне слова огуречный? (чередование согласных в корне)
Проверка в группе. Заполнение листа самооценки.

ПЛОЩАДЬ КОРНЕВАЯ
-Какие слова образовали? Как они называются? (однокоренные слова)
-Какие слова называются однокоренными? (это слова, которые имеют общую часть)
-Что такое корень? ( Корень- это значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

4 ЗАДАНИЕ: «Найдите лишнее». Запишите слова в 2 столбика. Выделите корень. Что вы заметили?
Вода, безводный, водитель, водяной, водить
(слайд - на доске высвечиваются, учащиеся выходят при проверке слов по составу)
-На какие две группы разделили? Почему? (лексическое значение разное)

вода водитель
безводный водить
водяной

-Как образовались однокоренные слова? (обращаемся к доске: суффиксальный-водяной, водитель; приставочно-суффиксальный - безводный).
Самопроверка, оценивание работы.

5 ЗАДАНИЕ: « Угадай-ка». Напишите отгадки. Разберите по составу. Составьте с этими словами предложение.

1) Пыль увижу- заворчу, заворчу и проглочу. ( Пылесос)
2) Не птица, а летает.
Не жук, а жужжит. ( Самолёт)
(слайд - проверяют у доски)
ВЫВОД:
-Как называются такие слова? Как образованы? ( сложные слова, состоят из двух основ, соединённых между собой интерфиксами -о-,-е- )
-Какие можете вспомнить сложные слова?
Самопроверка, оценивание работы.

ПЕРЕУЛОК ПРИСТАВОЧНЫЙ
6 ЗАДАНИЕ: На доске высвечиваются глаголы:
Вносить, выносить, обносить, переносить.
-Какая часть слова придаёт глаголу носить разные значения? ( приставка)
( слайд - учащиеся пробуют, используя схемы, изобразить значения приставок)

В- ВЫ- ОБ- ПЕРЕ-
движение наружу что-то с одного места
внутрь обходить на другое
ВЫВОД:
-Что такое приставка? (это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов)
Оценивание работы

ПЕРЕУЛОК СУФФИКСАЛЬНЫЙ
7 ЗАДАНИЕ: От слов барабан и труба образуйте слова, которые могут определить род занятий людей, которые умеют играть на этих инструментах. Составьте с этими словами сложное предложение.
(слайд - проверка у доски, убирают предмет с конца слов)
-От какой части слова зависит разница в значении слов каждой пары:

Барабан- барабанщик ( суффикс –щик-)

Труба- трубач ( суффикс- ач-)
ВЫВОД:
-Что такое суффикс? (это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.)
Слушание предложений фронтально.
Оценивание работ.

8 ЗАДАНИЕ: Игра « Подбери слово»
-Подберите к схемам слова:
Берёзка к а
Русский ск ий
Грибок беж и
Побежали ок
( слайд - проверка у доски с доказательством)
Оценивание в листах самоконтроля.

9 ЗАДАНИЕ:
ТЕСТ
1)Какая часть в слове самая главная?
________________________________
2)Какие части слова служат для образования новых слов?
___________________________________________________
3) Для чего служит окончание?
___________________________________________________________________________
4)Какие значимые части слова могут входить в основу?
____________________________________________________________________________
5) Какое значение заключено в основе слова?
А) лексическое; Б) грамматическое.
6) Какое значение заключено в окончании слова?
А) лексическое; Б) грамматическое.
ОТВЕТЫ – ОБРАЗЦЫ
1 задание. Картофель – нет формы множественного числа
помидор – помидоры
огурец – огурцы
малина – нет формы множественного числа
морковь – нет формы множественного числа, морковный сок
2 задание. Из коридора(в ед.ч.,в Р.п.) мы входим ( в наст.вр.,в 1 л.,во мн.ч.) в светлую (в ж.р., в ед. ч., в В.п.) комнату ( в ед.ч., в В. П.).
Над диваном( в ед.ч., в Т. П.) висит ( в наст. вр., в 3 л., в ед.ч.) картина ( в ед.ч., в Им. П.)
3 задание. Картофельный суп, помидорный рассол, огуречный лосьон, малиновый джем, морковный сок.
4 задание. Вода Водитель
безводный водить
водяной
Корни одинаковые, а значения разные.
5 задание. Пылесос, самолёт.
Моющий пылесос очень удобный и практичный.
Самолёт пролетел большое расстояние.
6 задание. Вносить, выносить, обносить, переносить.
7 задание. Барабанщик, трубач.
Барабанщик стучал палочками по барабану, а трубач громко играл на своём инструменте.
8 задание. Берёзка, русский, грибок, побежали.
9 задание.1) корень
2) приставка, суффикс
3) для связи слов в предложении
4) приставка, корень , суффикс
5) А
6) Б
III. Рефлексивно-оценочный этап
-Какие знания помогли нам путешествовать по городу Словообразования?
-Подведите итоги своей работы. Если у вас все плюсы, поставьте в последней графе 5.Если есть хоть один «?» - 4, если много «!», то пока ничего не ставьте. Вам эту тему нужно повторить. Украсим наше чудо- дерево плодами ( слайд с деревом):
«5»- зелёные плоды
«4»- жёлтые плоды
Учащиеся подходят к доске и «развешивают» плоды.
-Спасибо за сегодняшнюю работу!!!

Категория: Начальная школа | Добавил: Ленчик (17.03.2011) | Автор: Елена Фулей E
Просмотров: 8226 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1 Анёла   (16.04.2011 20:45)
Очень интересный и полезный материал! Огромное спасибо!!! clap

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz